Программа "Окружающий социальный мир"
рабочая программа (5 класс)

Татьяна Олеговна Данилова

Программа «Окружающий социальный мир» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._sots.mir_.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Окружающий социальный мир» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • В соответствии с базисным учебным планом и  АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на

доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  • формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 5 классе отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

  1. Представления о мире, созданном руками человека
  • Интерес к объектам, созданным человеком.
  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
  1. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
  1. Развитие межличностных и групповых отношений.
  • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  • Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
  1. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами:

  • Школа
  • Квартира и дом
  • Предметы быта
  • Продукты питания
  • Предметы и материалы, изготовленные человеком
  • Город
  • Транспорт
  • Страна
  • Традиции и обычаи

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количес тво

часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Школа.

Помещения школы. Назначение

помещений школы.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

2.

Знание (соблюдение) правил

поведения на территории школы.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

3.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Свойства бумаги (рвется, мнется,

намокает).

Виды бумаги по плотности

(альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.)

1

Выполнение действий по инструкции учителя, участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

4.

Узнавание предметов, изготовленных

из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).

1

Выполнение действий по инструкции учителя, участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

5.

Город.

Элементы городской

инфраструктуры (улицы, здания, парки, набережная, центральная

площадь).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками.

6.

Назначение зданий: больница,

поликлиник.

Назначение зданий: парикмахерская,

почта.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

7.

Страна.

Название государства, в котором мы живем.

Название столицы России: Москва.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками.

8.

Название городов России: Новосибирск.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

9.

Школа.

Зоны класса.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

10.

Распорядок школьного дня.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

11.

Квартира, дом, двор.

Части дома (стена, крыша, окно, дверь, пол, потолок).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

12.

Места общего пользования в доме

(чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

13.

Помещения квартиры (ванная, туалет,

балкон).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

14.

Функциональное назначение помещений квартиры (спальная,

детская, гостиная, прихожая, кухня, ванная, туалет, балкон).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками.

15.

Предметы быта.

Электробытовые приборы (телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь,

электрический чайник).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками.

16.

Правила безопасности при

использовании электробытовых приборов.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками.

17.

Традиции, обычаи.

Традиции и атрибуты праздников

(Новый Год).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками.

18.

Продукты питания.

Различение напитков (вода, чай, сок, какао, компот) по внешнему виду, на вкус.

1

Выполнение действий по инструкции педагога, ответы на вопросы учителя.

19.

Предметы и материалы, изготовленные человеком. Свойства дерева (прочность,

твёрдость).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками.

20.

Предметы, изготовленные из дерева

(стол, полка).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

21.

Город.

Различение магазинов: одежда,

посуда.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

22.

Различение магазинов: продукты,

цветы, мебель.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

23.

Традиции, обычаи.

Традиции и атрибуты праздников (23 февраля).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками.

24.

Страна.

Государственная символика (герб, флаг, гимн).

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

25.

Город.

Правила перехода улицы.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

26.

Продукты питания.

Различение молочных продуктов

питания по внешнему виду, вкусу.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

27.

Правила хранения молочных

продуктов.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

28.

Школа.

Школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом

для рисования.

1

Выполнение действий по инструкции педагога, ответы на вопросы учителя, участие в беседе.

29.

Знание положительных качеств

человека.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

30.

Транспорт.

Космический транспорт.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

31.

Профессии людей, работающих на

космическом транспорте: космонавт.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

32.

Традиции, обычаи.

Традиции и атрибуты праздников:

День Победы.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,

работа с предметными и сюжетными картинками.

33.

Квартира, дом, двор.

Сообщение своего домашнего адреса.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

34.

Сообщение адреса школы-интерната.

1

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

  • Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
  • Детские наборы посуды, предметы быта.
  • Предметные, сюжетные картинки.
  • Дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Транспорт»
  • Аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную  жизнь людей, правила поведения в общественных местах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

1) познакомить с основными формами соци­альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз­вивать умения осущ...

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...