Программа "Окружающий социальный мир"
рабочая программа (5 класс)
Программа «Окружающий социальный мир» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Окружающий социальный мир» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
- В соответствии с базисным учебным планом и АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на
доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 5 классе отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
- Представления о мире, созданном руками человека
- Интерес к объектам, созданным человеком.
- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
- Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
- Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
- Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
- Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
- Развитие межличностных и групповых отношений.
- Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
- Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
- Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
- Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами:
- Школа
- Квартира и дом
- Предметы быта
- Продукты питания
- Предметы и материалы, изготовленные человеком
- Город
- Транспорт
- Страна
- Традиции и обычаи
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количес тво часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
1. | Школа. Помещения школы. Назначение помещений школы. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя. | ||
2. | Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя. | ||
3. | Предметы и материалы, изготовленные человеком. Свойства бумаги (рвется, мнется, намокает). Виды бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.) | 1 | Выполнение действий по инструкции учителя, участие в беседе, ответы на вопросы учителя. | ||
4. | Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). | 1 | Выполнение действий по инструкции учителя, участие в беседе, ответы на вопросы учителя. | ||
5. | Город. Элементы городской инфраструктуры (улицы, здания, парки, набережная, центральная площадь). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
6. | Назначение зданий: больница, поликлиник. Назначение зданий: парикмахерская, почта. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
7. | Страна. Название государства, в котором мы живем. Название столицы России: Москва. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
8. | Название городов России: Новосибирск. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
9. | Школа. Зоны класса. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя. | ||
10. | Распорядок школьного дня. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
11. | Квартира, дом, двор. Части дома (стена, крыша, окно, дверь, пол, потолок). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
12. | Места общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
13. | Помещения квартиры (ванная, туалет, балкон). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
14. | Функциональное назначение помещений квартиры (спальная, детская, гостиная, прихожая, кухня, ванная, туалет, балкон). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
15. | Предметы быта. Электробытовые приборы (телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, электрический чайник). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
16. | Правила безопасности при использовании электробытовых приборов. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
17. | Традиции, обычаи. Традиции и атрибуты праздников (Новый Год). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
18. | Продукты питания. Различение напитков (вода, чай, сок, какао, компот) по внешнему виду, на вкус. | 1 | Выполнение действий по инструкции педагога, ответы на вопросы учителя. | ||
19. | Предметы и материалы, изготовленные человеком. Свойства дерева (прочность, твёрдость). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
20. | Предметы, изготовленные из дерева (стол, полка). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
21. | Город. Различение магазинов: одежда, посуда. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
22. | Различение магазинов: продукты, цветы, мебель. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
23. | Традиции, обычаи. Традиции и атрибуты праздников (23 февраля). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
24. | Страна. Государственная символика (герб, флаг, гимн). | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя. | ||
25. | Город. Правила перехода улицы. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
26. | Продукты питания. Различение молочных продуктов питания по внешнему виду, вкусу. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
27. | Правила хранения молочных продуктов. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
28. | Школа. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. | 1 | Выполнение действий по инструкции педагога, ответы на вопросы учителя, участие в беседе. | ||
29. | Знание положительных качеств человека. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя. | ||
30. | Транспорт. Космический транспорт. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
31. | Профессии людей, работающих на космическом транспорте: космонавт. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
32. | Традиции, обычаи. Традиции и атрибуты праздников: День Победы. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
33. | Квартира, дом, двор. Сообщение своего домашнего адреса. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя. | ||
34. | Сообщение адреса школы-интерната. | 1 | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя. | ||
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
- Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
- Детские наборы посуды, предметы быта.
- Предметные, сюжетные картинки.
- Дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Транспорт»
- Аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.
В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"
В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...

Тесты по теме "Социальная сфера: социальная структура, социальные отношения"
Представлены тесты по теме "Социальная сфера: социальная структура, социальные отношения"Часть1 . Задания уровня А.А 1. Элементом социальной структуры общества является1) с...

ООД.04 Тема 11. Социальный конфликт и способы его разрешения Социальные нормы и социальный контроль
Технологическая карта к теоретическому занятию по ООД,04 Обществознание Тема 11.Социальный конфликт и способы его разрешения Социальные нормы и социальный контроль для СПО медицинского профиля...
