учебный материал русский
материал (8 класс)

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavnoe_imennoe_skazuemoe.doc101.5 КБ
Файл tip_podchinitelnoy_svyazi.pptx100.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе. МБОУ «Аллабердинская СОШ» учитель Хисамова Фания Фаузятовна

Тема урока: Составное именное сказуемое.

Цели урока:

  • познакомить детей с составным именным сказуемым;
  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
  • формировать культурную компетентность.

Задачи урока:

1. Развивающие:

  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
  • развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
  • расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов

2. Образовательные:

  • универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

3. Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, любви к родному слову.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.  Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

- Когда мы улыбаемся,

 мы реже ошибаемся.

 И чаще награждаемся

 подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

 А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.(1 минута)

II. Повторение пройденного на предыдущем уроке по теме «Составное глагольное сказуемое».

-Ребята,  какую тему изучили на том уроке? Какие сказуемые мы называем составными глагольными?( ответы детей).(5 минут)

-Молодцы.

- Ребята, это правило вы должны запомнить, потому что на региональном экзамене будет вопрос под номером А4: Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.

1) Весною я усиленно начал готовиться к экзаменам.

2) За ночь намело сугробы выше окон.

3) Ее зонтик был расшит цветными узорами.

4) Нам ближе и понятнее отечественная литература.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2

- Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

-Перед вами отрывок из стихотворения С.Есенина. Ваша задача, переписать отрывок в тетради, вставляя пропущенные орфограммы. Перед этим запишите сегодняшнее число и классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

(выполняют 2 минуты).

IV. Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы. Слайд 3.(1 минута)

-  Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Компьютер, слайд 4.Значение слов.

- Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, слайд 5.

-Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. (2 минуты)

- О чем это стихотворение? (о любви к Родине) -Каждый человек обязан любить и охранять свою Родину, свою родную землю.

- Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните их. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось?

1 предл. – люблю / ПГС

2 предл. – разгадать не могу / СГС

3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?(3 минуты)

V. Определение темы урока. Слайд 6

- Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”.Запишите в тетради.

VI. Целеполагание.

- Какую цель ставим к нашему уроку?

•        познакомиться с составным именным сказуемым;

•        знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.(2 минуты).

VII. Объяснение новой темы.

- Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 6.

-  Теперь выясним, какими словами может выражаться вспомогательный глагол:

1.        Молодой человек весёлый.  – на доске записано.

- Найдите сказуемое. Глагол быть в наст. времени отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Попробуйте сказать в прошедшем и в будущем  времени.

 2.        глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой.

3.         глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая.

VIII. Физминутка. (1 минута)

Продолжение изучения темы.

- А чем выражается именная часть? Слайд 7

  1. Это был трудный путь.
  2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
  3. «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик.
  4. Туфли мне впору.
  5. Правда светлее солнца.
  6. Да ты кто?
  7. На таком заводе два инженера – капля в море.

- Выпишите основы предложений и определите, чем выражены именные части. Работаем в паре.

- Самопроверка. Слайд 8

- Молодцы, ребята. Капля в море что вы скажете об этом сочетании? ( правильно, это фразеологизм)

-  Как вы понимаете выражение капля в море? ( мало).

-Какие фразеологизмы синонимы можете подобрать? (кот наплакал; по пальцам (можно) пересчитать; раз-два (да) и обчелся; с гулькин нос)

- Какие фразеологизмы антонимы? (хоть отбавляй; хоть пруд пруди)

Выводы: Чтение правила по учебнику стр. 64.

IX. Закрепление изученного.

1. Самостоятельная работа.

- Ребята, задания на карточках взяты из произведений, которые вы изучили на уроках литературы.

Работа по карточке. Разноуровневые задания.

 1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

 2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

2. Проверка задания. (2 минуты)

3. А теперь мы поиграем в игру “Третий лишний”. (слайды 15, 16, 17, 18)  (5 минут)

Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).

Давайте выделим грамматическую основу в 1 предложении – помогает сохранить  слайд 11

Во 2-ом – начинают собираться.

В 3-м – хороши.

Значит третий лишний какой? (В)

4. Выполнение упражнения по учебнику (резерв)

X. Рефлексия. А теперь сделаем итог урока. Вернемся к целям, которые поставили в начале урока. ( ответы детей) (5 минут)

-Какую оценку ставите себе за урок?

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

№ п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

3.

Знание частей речи

 

 

 

4.

Умение делать вывод.

 

 

 

X. Оценивание учителем.

XI. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:

Я часто брёл по бездорожью,

Но если, чистое тая,

Хранил в ладонях искру божью,

То это – Родина моя.

На свете всё небесконечно –

От океана до ручья,

Но если что - то в мире вечно –

То это – Родина моя.

Меня не станет, солнце встанет,

И будут люди и земля,

И если кто меня вспомянет,

То это – Родина моя.

- Да, Родина тебя никогда не забудет, главное и тебе не забывать о своей родине.

Дома параграф 21 выучить, работа по карточке и упражнение 108 на стр.65 ( по желанию).

Оценочный лист учителя

№ п/п

Виды деятельности учащихся

Оценки учеников

 (комментарии)

Вадим

Илюза

1.

Умение находить основу предложения

 

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

 

3.

Определение формы сказуемого

 

 

 

 

4.

Знание частей речи

 

 

 

 

5.

Умение делать вывод.

 

 

 

 

1 задание. Но люблю тебя Родина кроткая ()

А (за) что – разг__дать (не) м__гу.

В__села тв__я рад__сть к__роткая

(С) громк__й песн__й в__сной (на) лугу.

                                                 С.А. Есенин

2 задание.

Работа по карточке.

 1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

 2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

Домашнее задание.

Я часто брёл по безд__рож__ю2,

Но если,  чистое тая3,

Хр__нил в ладонях искру бож__ю,

То это – Родина моя5.

На свете всё (не)бе(с,з)коне__но –

От ок__ана до руч__я,

Но если что (то) в мир__ веч__но3,

То это – Родина м__я.

Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,

И будут люди и з__мля,

И если кто меня вспомян__т,

То это – Родина м__я.

                                                Е.Евтушенко

Оценить свою работу поможет вам оценочный лист

№ п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

3.

Знание частей речи

 

 

 

4.

Умение делать вывод.

 

 

 

Оценить свою работу поможет вам оценочный лист

№ п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

3.

Знание частей речи

 

 

 

4.

Умение делать вывод.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выпишите словосочетания Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.

Слайд 2

Типы подчинительной связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание

Слайд 3

Деревянного мостика ( м.р., ед.ч, Р.п .) Определите род, число и падеж главного слова в словосочетании Измените падеж главного слова. Деревянн ому мостик у (м.р., ед.ч , Д.п ) Измените число главного слова Деревянн ых мостик ов (м.р., мн.ч , Р.п.) Зависимое слово меняется вместе с главным, т.е. согласуется с ним в роде, числе и падеже. Такой тип связи называется согласованием .

Слайд 4

Измените главное слово в словосочетании играть на рояле Игра ю ( 1 л., ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Игра ете ( 2 л., мн.ч .) на рояле ( Р.п .,) Играла ( прош.вр , ж.р , ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Зависимое слово осталось в том же падеже . Главное слово требует от зависимого определенного падежа. Такой тип связи называется управлением .

Слайд 5

Какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании поворот налево ? Наречие – неизменяемая часть речи, связь с другими словами только по смыслу . Такой тип связи называется примыканием .

Слайд 6

Определите тип связи в словосочетаниях . Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.

Слайд 7

Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи . Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.

Слайд 8

Алгоритм действий Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово. Определи тип связи. ( Согласование) Задай от главного слова вопрос того типа словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа: какая? из чего? Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос: какая? из чего? серебряная ложка из серебра Серебряная и из серебра – однокоренные слова. Проверь тип связи. Это управление. Ответ: ложка из серебра.

Слайд 9

Замени управление « в доме родителей » на синонимичное согласование. чьём? кого? родительском в доме родителей Обратите внимание на запись ответа: « в родительском доме » Замени согласование « мамино возвращение » на синонимичное управление. чьё? кого? мамино возвращение мамы Ответ: « возвращение мамы » Запомни: для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом, для замены управления на согласования – какой? чей?, для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.

Слайд 10

Ответы на тест 1 вариант 1. а, в 2. в 3. в, е 4. а 5. а, г 6. в, г, е 7. а, г 8. г, е 9. свой костюм 10. а 2 вариант 1. в, г 2. в 3. б, г 4. а, б 5. г 6. б, в 7. а, б, г 8. а, г 9. сотнями голосов 10. г

Слайд 11

Домашнее задание Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование учебного материала по русскому языку и литературе

Планирование учебного материала в таблице. Особенность - реализация балльно-накопительной системы....

Календарно-тематическое планирование учебного материала по русскому языку в 8 классе.

КТП к  учебнику «Русский язык 8»  Л.А. Тростенцовой и др. (105ч.) Прилагаются КИМы....

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году

Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы...

учебный материал русский

русский язык планы...