учебный материал русский
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)

русский язык планы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office spreadsheet icon russk_7.xls24.5 КБ
Файл russkiy_yazyk._8_klass.docx70.65 КБ
Microsoft Office document icon test_po_russkomu_yazyku_8_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 8 класса

  1. Пояснительная записка

     Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по русскому языку. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.12., одобрен Советом Федерации 26.12.12).
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы.

   Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/   Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. Методические рекомендации. 8 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2015.
  4. Ефремова Е.А.  Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 8 класс". ФГОС.   - М.: Просвещение, 2014.
  5. Е.А.Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 8 класс". – М.: «Экзамен», 2013.
  6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс/Сост. Н. В. Егорова. - М.: ВАКО, 2013.

Место предмета в федеральном базисном плане

Количество часов: 102 часа (3 часа в неделю).

Уровень: базовый.

Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.  - М.: Просвещение, 2016 год., соответствующей ФГОС.

Учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2017 г.

     Структура документа

     Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:

1) пояснительная записка;

2) цели и задачи курса;

3) планируемые результаты;

4) содержание учебного предмета;

5) календарно-тематический план;

6) учебно-методическая литература.

  1. Цели и задачи курса

     Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего русский язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

  1. Планируемые результаты

     Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3) потребность сохранить чистоту русского языка;

4) освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

5) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

6) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.

     Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку

являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание

разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,

грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно

использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность

использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

     Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) осознание эстетической функции родного языка.

     Умения:

- ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

- проводить лексический анализ слова;

- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

- проводить морфологический анализ слова;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

- находить грамматическую основу предложения;

- распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

- опираться на морфологический анализ в практике правописания;

- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- использовать орфографические словари.

     Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

     Обучающийся научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- использовать знание алфавита при поиске информации;

- различать значимые и незначимые единицы языка;

- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

- членить слова на слоги и правильно их переносить;

- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением.

IV. Содержание учебного предмета

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Русский язык в современном мире.

Учащиеся должны знать:

русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков

Учащиеся должны уметь:

опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы

Основные термины по разделу:

Основные разделы языка, основные языковые единицы.

Повторение изученного в V–VII классах (5 ч + 2)

Учащиеся должны знать:

- функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.

- виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);

- виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства

- условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)

- условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными

Учащиеся должны уметь:

- разграничивать знаки препинания по их функциям;

- пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;

- определять вид сложного предложения;

- соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;

- создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;

- правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;

- разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;

- разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;

- правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;

- обозначать графически условия выбора орфограмм.

Основные термины по разделу:

Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.

Синтаксис, пунктуация, культура речи (5ч+1)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Учащиеся должны знать:

- основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;

- основные признаки синтаксических единиц;

- функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);

- предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;

- соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.

Учащиеся должны уметь:

- находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;

- разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;

- соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;

- разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания.

Словосочетание (2 ч)

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Учащиеся должны знать:

- что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные

- свободные словосочетания и фразеологические обороты

- подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;

- средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;

- порядок устного и письменного разбора словосочетания

Учащиеся должны уметь:

- составлять разные виды словосочетаний;

- определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;

- разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;

- определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;

- использовать в речи синонимические по значению словосочетания;

- разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;

- определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;

- составлять словосочетания с заданным видом связи;

- правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;

- разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;

- производить устный и письменный разбор словосочетания.

Основные термины по разделу:

Словосочетание, типы словосочетаний.

Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение (4 ч + 1)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Учащиеся должны знать:

- виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;

- грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;

- в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;

- основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.

Учащиеся должны уметь:

- разграничивать односоставные и двусоставные предложения;

- определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);

- определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;

- выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;

- выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;

- составлять графическую интонационную схему предложения.

Основные термины по разделу:

Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6 ч + 2)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Учащиеся должны знать:

- способы выражения подлежащего;

- способы выражения сказуемого;

- правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;

- основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;

- способы выражения вспомогательного глагола;

- основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;

- способы выражения именной части;

- тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;

- правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Учащиеся должны уметь:

- находить подлежащее и определять способы его выражения;

- определять способы выражения сказуемого;

- соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;

- согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;

- находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;

- находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;

- разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;

- определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;

- интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;

- употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;

- пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;

- использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.

Основные термины по разделу:

Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.

Второстепенные члены предложения (6 ч + 2)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Учащиеся должны знать:

- виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;

- что такое дополнение, основные способы его выражения;

- виды дополнений: прямые и косвенные;

- способы выражения прямого дополнения

- что такое определение;

- виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;

- способы выражения согласованных и несогласованных определений;

- несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства

- что такое приложение;

- способы выражения приложения;

- правила постановки дефиса при приложении;

- правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом

- что такое обстоятельство, способы его выражения;

- виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);

- второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например: дополнения и обстоятельства места или образа действия

- порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения.

Учащиеся должны уметь:

- находить в предложении второстепенные члены;

- распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;

- разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;

- использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;

- распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;

- разграничивать прямое дополнение и подлежащее;

- находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;

- разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;

- распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;

- различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;

- использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;

- обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;

- находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;

- использовать приложения в речи;

- согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;

- находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,

- использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;

- распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;

- находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;

- разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;

- находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;

- ставить вопросы к обстоятельствам условия;

- использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;

- находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;

- производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.

Основные термины по разделу:

Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.

Простые односоставные предложения (9 ч + 2)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Учащиеся должны знать:

- грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;

- способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);

- способы выражения главного члена односоставного предложения;

- виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)

- что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;

- текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)

- что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

- текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)

- что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

- текстообразующую роль неопределенно-личных предложений

- что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;

- функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)

- порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения

Учащиеся должны уметь:

- разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;

- различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;

- распространять нераспространенные односоставные предложения;

- распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;

- определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);

- пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;

- использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний

- распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

- разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;

- пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;

- использовать определенно-личные предложения в речи;

- распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

- разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;

- разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;

- находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;

- использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;

- пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;

- различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;

- находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;

- определять способ выражения их главного члена;

- правильно интонировать данные предложения;

- производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения.

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, осложненное предложение.

Неполное предложение (2 ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Учащиеся должны знать:

- что такое неполное предложение;

- варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;

- диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;

- правило употребления тире в неполном предложении

Учащиеся должны уметь:

- распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;

- распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;

- использовать неполные предложения в диалоге;

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.

Простое осложненное предложение(1ч)

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Учащиеся должны знать:

что такое осложненное предложение;

способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)

Учащиеся должны уметь:

определять способ осложнения предложения

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, осложненное предложение.

Однородные члены предложения (8ч + 1)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Учащиеся должны знать:

- что такое однородные члены предложения;

- способы выражения однородных членов (все члены предложения),

- тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;

- функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);

- правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;

- правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;

- что такое однородные и неоднородные определения;

- основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;

- правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;

- функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);

- правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;

- фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;

- правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);

- порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;

- порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,

- составлять графические схемы однородных членов;

- использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;

- находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);

- использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;

- правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;

- использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;

- правильно расставлять знаки препинания;

- интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;

- разграничивать однородные и неоднородные определения;

- использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;

- распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;

- определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытии авторского замысла;

- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;

- использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;

- разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;

- распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);

- правильно расставлять знаки препинания при союзе и;

- использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;

- разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;

- определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;

- использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;

- находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;

- интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;

- использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;

- разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;

- производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Основные термины по разделу:

Предложение, однородные члены предложения.

Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.

Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.

Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.

Обобщающие слова, однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения (12ч + 1)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Учащиеся должны знать:

- обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;

- графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления

- виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);

- способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);

- способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);

- правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);

- правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)

- правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)

- способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);

- правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);

- фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);

- правила выделения уточняющих членов предложения

- порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами

- порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами.

Учащиеся должны уметь:

- интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;

- выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;

- распространять обособленные члены;

- правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;

- интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;

- находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;

- находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;

- распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;

- объяснять использование тире для выделения приложения;

- использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;

- распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;

- обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;

- распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;

- обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;

- согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;

- находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;

- находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;

- распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;

- распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;

- объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;

- определять их роль в раскрытии авторского замысла;

- использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;

- производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;

- производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Основные термины по разделу:

Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.

Обособленные члены предложения: обособленные приложения.

Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.

Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.

Обращение (3ч)

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Учащиеся должны знать:

- какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);

- функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);

- что такое обращение;

- способы выражения обращения;

- что такое распространенное обращение;

- правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Учащиеся должны уметь:

- подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);

- интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;

- обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;

- использовать распространенные обращения в речи;

- использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;

- определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;

- распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;

- определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;

- определять текстообразующую роль обращений.

Основные термины по разделу:

Обращения, знаки препинания при обращениях.

Вводные и вставные конструкции (5ч +2)

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Учащиеся должны знать:

- что такое вводные слова; группы вводных слов по значению;

- правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);

- что такое вводные предложения; виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);

- правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;

- частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;

- что такое вставные конструкции, их назначение;

- правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;

- что такое междометие, его назначение;

- правила выделения междометий на письме;

- порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.

Учащиеся должны уметь:

- интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;

- разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;

- использовать вводные слова разных значений в речи;

- обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;

- определять текстообразующую роль вводных слов;

- распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;

- использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;

- распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;

- использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;

- разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;

- употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;

- обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;

- распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;

- употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;

- обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;

- обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;

- распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;

- разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;

- производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.

Основные термины по разделу:

Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.

Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.

Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.

Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.

Авторская пунктуация.

Чужая речь (7 ч + 2)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Учащиеся должны знать:

- что такое чужая речь; способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);

- структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);

- что такое прямая речь;

- что такое косвенная речь;

- структуру предложений с косвенной речью;

- текстообразующую роль предложений с косвенной речью;

- структуру предложений с прямой речью;

- правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

- текстообразующую роль предложений с прямой речью;

- что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;

- что такое цитата;

- способы введения цитаты в авторский текст;

- правила пунктуационного оформления цитат;

- порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.

Учащиеся должны уметь:

- интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;

- разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;

- распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;

- разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;

- обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;

- заменять прямую речь косвенной;

- конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;

- обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;

- составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;

- соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);

- выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);

- соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;

- объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;

- пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;

- заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;

- определять текстообразующую роль цитаты;

- обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;

- распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;

- вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;

- определять текстообразующую роль цитаты;

- использовать цитаты в речи;

- исправлять речевые недочеты при цитировании;

- цитировать стихотворный текст;

- использовать цитаты в заданной речевой ситуации;

- производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.

Основные термины по разделу:

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.

Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе (7ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Учащиеся должны знать:

- о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;

- первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи

- о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;

- алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания

- содержание понятия «культура речи»;

- о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи

- о взаимосвязи синтаксиса и орфографии

Учащиеся должны уметь:

- производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;

- пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;

- разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);

- правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;

- обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, культура речи

Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения

Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.

V. Календарно - тематическое планирование уроков русского языка

в 8 классе (102 часа)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (24 часа)

1

Русский язык в современном мире

1

Повторение изученного в 5-7 классах (6ч.+2ч. р/р)

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1

3

Знаки препинания в сложном предложении

1

4

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

5

Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

6-7

Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 26)

2

8

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

9

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (5ч.+1ч. р/р)

10

Основные единицы синтаксиса

1

11

 Р.р. Текст как единица синтаксиса

1

12

Предложение как единица синтаксиса

1

13

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

1

14-15

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

2

Простое предложение (4ч.+1ч. р/р)

16

Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

17

Порядок слов в предложении. Интонация

1

18

Р.р. Описание памятника культуры

1

19

Контрольный диктант № 2 по теме «Словосочетание. Простое предложение»

1

20

Работа над ошибками контрольного диктанта

1

Двусоставные предложения (15ч.+3ч. р/р)

21

Подлежащее. Сказуемое

1

22

Простое глагольное сказуемое

1

23

Р.р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр.102)

1

24

Составное глагольное сказуемое

1

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ (22 часа)

25

Составное именное сказуемое

1

26

Составное именное сказуемое

1

27-28

Тире между подлежащим и сказуемым

2

29

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение

1

30

Определение

1

31

Р.р. Сжатое изложение

1

32-33

Приложение. Знаки препинания при нем

2

34

Обстоятельство

1

35

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

36

Р.р. Характеристика человека

1

37

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».

1

38

Контрольный диктант № 3 по теме «Второстепенные члены предложения».

1

Односоставные предложения (9ч.+2ч. р/р)

39

Работа над ошибками контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения.

1

40

Назывные предложения

1

41

Определенно-личные предложения

1

42

Неопределенно-личные предложения

1

43

Р.р. Инструкция

1

44

Безличные предложения

1

45

Р.р. Рассуждение

1

46

Неполные предложения

1

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (30 часов)

47

Синтаксический разбор односоставного предложения

1

48

Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту

1

49

Контрольный диктант № 4 по теме «Односоставные предложения»

1

Простое осложненное предложение (1ч.)

50

Работа над ошибками контрольного диктанта. Понятие об осложненном предложении. Понятие об однородных членах предложения

1

Однородные члены предложения (8ч.+1ч. р/р)

51

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1

52

Р.р. Изложение по тексту упр. 242

1

53

Однородные и неоднородные определения

1

54

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них

1

55-56

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

2

57

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1

58

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

1

59

Контрольный диктант № 5 по теме «Однородные члены предложения»

1

Обособленные члены предложения (12ч.+1ч. р/р)

60

Работа над ошибками контрольного диктанта. Понятие об обособлении

1

61-62

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

2

63

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему

1

64-65

Обособленные приложения. Выделительные знаки

2

66-67

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки при них

2

68-69

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них

2

70

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

71

Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту

1

72

Контрольный диктант № 6 по теме «Обособленные члены предложения»

1

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (12ч.+2ч. р/р)

73

Обращение. Выделительные знаки препинания при обращении

1

74

Резервный урок

1

75

Резервный урок

1

76

Резервный урок

1

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (26 часов)

77

Употребление обращений

1

78

Р.р. Составление делового письма

1

79

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1

80

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

81

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

82

Р.р. Публичное выступление (упр.386)

1

83

Междометия в предложении

1

84

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1

85

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

86

Контрольный диктант № 7 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

Чужая речь (7ч.+2ч. р/р)

87

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь

1

88

Косвенная речь

1

89

Прямая речь

1

90

Диалог

1

91

Р.р. Рассказ. Переработка данного текста в рассказ с диалогом

1

92-93

Цитата. Способы цитирования

2

94

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с прямой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь»

1

95

Р.р. Сжатое изложение по упр.418

1

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7ч.)

96

Синтаксис и морфология

1

97

Синтаксис и пунктуация

1

98

Итоговая контрольная работа

1

99

Анализ итоговой контрольной работы

1

100

Синтаксис и культура речи

1

101

Синтаксис и орфография

1

102

Итоговый урок

1

VI. Учебно-методическая литература

Литература для учителя

  1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc 
  2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc 
  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2015.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2017.
  6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
  9. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  10. CD-ROM: Русский язык, 8 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. – Фирма «1С», 2008.

Литература для обучающихся

  1. Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. -  41-е изд. -  М„ 1990.
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1999.
  3. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. -  М., 1991.
  4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. - 2-е изд., дораб. - М., 1998.
  5. Одинцов В.В. и др.   Школьный   словарь   иностранных слов / Под ред.
  6. В.В. Иванова. - 4-е изд., дораб, -  М., 1999.
  7. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. -  М., 1997.
  8. Потиха 3.А. Школьный словарь строения слов русского языка. - 2-е изд. - М., 1998.
  9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд., перераб. - М., 1991.
  10. Жуков В.П., Жуков А.В.   Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. -  М., 1994,
  11. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 4-е изд. - М., 2000.
  12. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  3. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  7. claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
  8. http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл



Предварительный просмотр:

ТЕСТ  по русскому языку 8 класс

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст и выполните задания А 1 - А 4, В 1 - В 11

 (1) Огонь быстро приближался. (2) Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня. (3) Ливнем летели искры. (4)Они прожигали одежду. (5) Временами дым заволакивал небо. (6) Потом его сбивало в сторону, и стена пламени появлялась снова, но уже ближе. (7) Леонтьев не мог отвести от неё глаз. (8) Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия. (9) Огонь сожжёт их так же незаметно, как пламя костра сжигает мошкару.(10) Он подумал об этом, но не двинулся с места. (11) На лице и руках он уже чувствовал палящее дыхание пожара. (12) Он снова взглянул на огонь, но это было страшно, и он тотчас посмотрел выше, на небо, где летели горящие сучья и листья, а ещё выше смутно виднелся сквозь дым молодой месяц.(13) Потом он почувствовал, как его сильно качнуло током горячего воздуха. (14) С верхушки вала понесло в огонь сухие листья. (15) Баулин поднял руку, что-то закричал, и лесники сразу подожгли вал.(16) Вал как бы вздохнул, вымахал от края до края жадное пламя. (17) Оно слилось с огнём пожара и, ревя и треща, ударило в небо. (18) Леонтьев оглянулся. (19) Две стены пламени сшиблись, как два огромных бешеных зверя, тесно сливаясь, расшвыривая мириады искр. (20) Казалось, вот-вот огонь двинется дальше и от него уже никому не спастись.(21) И вдруг Леонтьев вскрикнул от неожиданности. (22) Огонь, как подрезанный, упал на землю и только низкими языками перебегал, затихая, вдоль вала. (23) Люди кинулись к просеке и начали засыпать песком вялое пламя. (24) Через несколько минут огня уже не было. (25) Только едкий дым быстро струился к небу и застилал свет месяца. (26) Всё было кончено.(27) Стремительное исчезновение огня произвело на Леонтьева впечатление чуда. (28) Что произошло? (29) Почему пожар сразу погас? (30) Леонтьев разыскал Баулина. (31) В лесу было темно. (32) Лесники ходили с фонарями.

(33) Баулин распорядился, чтобы вдоль границы пожара остались караульные. (34) Нужно было следить за пожарищем, пока оно совершенно не погаснет. (35) – Не могу понять, - сказал Леонтьев, - почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой костёр, что, кажется, пылал весь мир. (37) – Да весь смысл встречного огня в том, чтобы дать пожару огромную пищу, действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород, просека заполняется углекислотой и дымом, и огонь, естественно, гаснет…     (ПоК.Г.Паустовскому)

А 1. В каких предложениях содержится ответ на вопрос: «ЗАЧЕМ ВО ВРЕМЯ ЛЕСНОГО ПОЖАРА ПОНАДОБИЛОСЬ ПОДЖИГАТЬ ВАЛ?»

1) 5,6                     2) 8,9                     3) 16,17                4) 37,38

А 2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Лесной пожар показался Леонтьеву страшным и одновременно величественным зрелищем.

2) Люди не знали, как можно справиться с огнём.

3) Пожар потушили благодаря встречному огню.

4) В огромном пламени сгорел почти весь кислород, и без кислорода пламя стало гаснуть.

А 3. В какой паре предложений автор употребил СИНОНИМЫ?

1) 1,2               2) 13,14              3) 22, 23               4) 24,25

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «током» (предложение 13).

1) направленное движение электрических зарядов

2) поток, движущаяся масса  жидкости, воздуха

3) нервная энергия человека, воспринимаемая другими людьми

4) специально  оборудованная площадка для  хранения зерна

В 1. Из предложений 21-26 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

В 2. Из предложения 38 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения».

В 3. Из предложений 7-12 выпишите слово с НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ в корне.

В 4. Из предложений  21 – 22 выпишите страдательное  причастие прошедшего времени с  суффиксом -Н-(-НН).

 В 5. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Напишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при одиночном ДЕЕПРИЧАСТИИ.

Огонь, (1) как подрезанный, (2) упал на землю и только низкими языками перебегал, (3) затихая, (4) вдоль вала.

В 6. Из предложения 25 выпишите словосочетание с видом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В 7. Замените словосочетание ВСКРИКНУЛ ОТ НЕОЖИДАННОСТИ (предложение 21), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В 8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие  запятые при вводных словах. 

(35) – Не могу понять, (1)- сказал Леонтьев, (2)- почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой костёр, (3)что, (4)кажется,(5) пылал весь мир.

(37) – Да весь смысл встречного огня в том, (6)чтобы дать пожару огромную пищу,(7) действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород,(8) просека заполняется углекислотой и дымом,(9) и огонь, (10)естественно,(11) гаснет…

В 9. Среди предложений 8–12 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В 10. Выпишите грамматическую основу предложения № 22.

В 11. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 12? Ответ напишите цифрой.

ВАРИАНТ 3

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В11.

(1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (2) Это исполинские лаборатории. (3) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (4) Представьте себе, что на леса обрушился пыльный ураган. (5) Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра. (6) Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (7) Он душист, свеж, полон озона. (8) Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. (9) Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести-триста, а то и меньше. (10) Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. (11) Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. (12) Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

(13) Но главное не в этом.(14) Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (15) У меня мало времени, чтобы рассказать со всей полнотой о том, в какой огромной мере лес способствует повышению урожаев. (16) Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам – лазутчикам пустыни. (17) Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (18) Из лесных болот берут начало реки. (19) И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях. (20) Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.(21) Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, а реки уносят его в море. (22) А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (23) Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за целые тысячи километров. (24) Это так называемые пыльные, или чёрные, бури. (25) Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. (26) Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.                                                                                                     (К.Г.Паустовский)

А 1. К каким последствиям НЕ ПРИВОДИТ вырубка лесов?

1) к размывам почвы талыми водами;

2) к чёрным бурям, поднимающим на воздух верхний плодородный слой почвы;

3) к появлению оврагов;

4) к лесным пожарам;

А 2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Леса вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

2) Леса сохраняют влагу в почве.

3) Древесина – ценнейшее сырьё для химической промышленности.

4) Овраги появляются в тех местах, где уничтожаются леса.

А 3. В каком из предложений использован СИНОНИМ к слову буря из предложения 24?

1) 4                   2) 9                  3) 11           4) 17

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «областях» (предложение 19).

1) часть страны, территории

2) отрасль деятельности

3) административно-территориальная единица

4)пределы, в которых распространено какое- нибудь явление, зона, пояс.

В1. Из предложения 18 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

В 2. Из предложений 13-19 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от глухости (звонкости) согласного звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В 3. Из предложений 20-22 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.

В 4. В предложениях 16–20 найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».

В 5. Среди предложений 13-16  укажите  только то, где  подлежащее и сказуемое выражены  именами существительными.

 Кто испытал это на себе, (1) кто знает, (2) как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, (3) тот вспомнит,(4) конечно, (5) удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, (6) охватывающее нас, (7) как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

В 6. Из предложения 23 выпишите словосочетание с типом связи слов ПРИМЫКАНИЕ.

В 7. Замените словосочетание ПЫЛЬНЫЙ УРАГАН (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В 8. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при ВВОДНОМ СЛОВЕ.

Довольно тонкий, (1) как вы, (2) конечно, (3) знаете, (4) слой плодородной земли зачастую смывается начисто, (5) и реки уносят его в море.

В 9.Среди предложений 13-24 найдите простое предложение с ОБОБЩАЮЩИМ словом при  однородных членах. Напишите его номер.

В 10. Из предложения 5 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

В 11. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 11? Ответ напишите цифрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование учебного материала по русскому языку и литературе

Планирование учебного материала в таблице. Особенность - реализация балльно-накопительной системы....

Календарно-тематическое планирование учебного материала по русскому языку в 8 классе.

КТП к  учебнику «Русский язык 8»  Л.А. Тростенцовой и др. (105ч.) Прилагаются КИМы....

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году

Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы...