Проект "Береги бумагу - береги лес"
материал

Михина Татьяна Михайловна

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Природа нашей планеты дает нам всё самое важное и необходимое для жизни, и ее сохранения. Обязанность взрослого научить детей с самого рождения любить, хранить и беречь окружающую природу. Дети в силу своих возрастных и психологических особенностей, к сожалению, не всегда могут осознать ценность природы, ее значимость. Такие дети вырастают во взрослых, которые проживают жизнь неблагодарными потребителями природных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beregi_bumagu_-_beregi_les.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 2»

Проект

 «Береги бумагу– береги  лес»




Выполнила:

Михина Татьяна Михайловна,

Учитель-логопед

г.о. Кашира

2020

Аннотация

 Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Природа нашей планеты дает нам всё самое важное и необходимое для жизни, и ее сохранения. Обязанность взрослого научить детей с самого рождения любить, хранить и беречь окружающую природу. Дети в силу своих возрастных и психологических особенностей, к сожалению, не всегда могут осознать ценность природы, ее значимость. Такие дети вырастают во взрослых, которые проживают жизнь неблагодарными потребителями природных ресурсов.

Огромное значение для жизни на планете имеет лес. Леса – это богатство России, планеты Земля. Леса восстанавливают кислород, восстанавливают грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Лес - это дом для животных, птиц, насекомых, растительного мира.

Однако в последнее время наблюдается повсеместное сокращение площади лесов. Одной из причин уничтожения лесов является их вырубка с целью использования древесины в качестве сырья для изготовления домов, строительных материалов, мебели, бумаги. Трагедией для леса нередкие лесные пожары, которые неумолимо сокращают его площадь.

Вырубка леса ради изготовления бумаги, это та причина, на которую могут повлиять даже дети дошкольного возраста. Чтобы сохранить лес, необходимо экономить и вторично перерабатывать бумагу и картон. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 — 50 больших ёлок и сосен).


Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта, их родители (законные представители).

Цель проекта: пополнение и активизация словарного запаса, развитие связной речи, формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с процессом изготовления бумаги из макулатуры путем вторичной переработки бумажного сырья.
  2. Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека.
  3. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, к природным ресурсам, через рациональное использование бумаги.

Ожидаемые результаты:

  • пополнение и активизация словарного запаса, повышение речевой активности;
  • активная жизненная позиция дошкольников и их родителей в сфере экологической и природоохранной деятельности;
  • повышение знаний дошкольников о процессе изготовления бумаги из вторичного сырья

Актуальность проекта:

Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Здоровье человека и его благополучие во многом зависят от мер сохранения и возобновления лесных массивов. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, и с каждым же днём возрастают масштабы вырубленных лесов. Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, необходимо экономить бумагу и картон. Создавая наш проект, мы хотим обратить внимание на эту проблему.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный

  1. анализ проблемы проекта;
  2. подбор методической, справочной литературы по тематике проекта;
  3. планирование образовательной деятельности;
  4. знакомство родителей воспитанников с проектом.

Второй этап – основной

  1. мероприятия с детьми по теме проекта;
  2. мероприятия с родителями по теме проекта.

Третий этап – заключительный.

 Презентация проекта «Лес - наше богатство, берегите его».

Формы и методы работы с дошкольниками по реализации проекта:

  • экологические беседы;
  • наблюдения;
  • экологические конкурсы, викторины;
  • решение экологических ситуативных задач;
  • чтение художественной литературы;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;

Формы и методы работы с родителями по реализации проекта

  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Участие в конкурсах





План реализации проекта.

  1. Подготовительный этап проекта

Задачи первого этапа:

  1. анализ проблемы проекта;
  2. подбор методической, справочной литературы по тематике проекта;
  3. подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
  4. планирование образовательной и творческой деятельности;
  5. знакомство родителей воспитанников с проектом.

Содержание.

Следуя решению поставленных задач,  мы проанализировали проблему, изучили методическую литературу по экологическому воспитанию дошкольников. Изучили технологию изготовления бумаги из древесины.

Написали план работы по проекту, в которой наметили образовательную деятельность детей подготовительной группы.

В группе были собраны материалы для консультаций родителей и бесед на тему «Знает ли Ваш ребенок о том, что нужно беречь бумагу?», «Необходимость сбора макулатуры», «Кому нужны деревья в лесу».

Так как в образовательной деятельности главенствует триада педагог –ребенок – родитель, мы ознакомили родителей и детей с предстоящей работой по проекту. Выслушали их идеи и предложения по реализации.


Основной этап проекта

По плану реализации проекта были проведены мероприятия с детьми

Формы организации детей:

  • беседы: «Что такое бумага», «Кто придумал бумагу», «Что нужно для производства бумаги», «Что такое макулатура», «Как макулатура спасает наши леса», «Наша книжка заболела», «Березовая роща», «Лес – легкие нашей планеты», «О лесных жителях», «Человек – царь природы», «Наша книжка заболела», С. Михалков «В снегу стояла елочка»
  • просмотр презентаций: «Как появилась бумага», «Лес - лёгкие планеты», «Производство бумаги и картона. Переработка макулатуры». 
  • виртуальная экскурсия «Завод по изготовлению бумаги», виртуальная экскурсия на книжную фабрику;
  • чтение экологических сказок «Как выросла бумага»
  • экологические акции «Посади дерево»,  «Экономь бумагу», «Сдай макулатуру», «Книжкина больница».

 Мероприятия с родителями:

  • Принять  участие во Всероссийской акции «Сдай макулатуру», которая будет проходить с 1 апреля по 15 апреля


Заключительный этап.

На заключительном этапе проекта  разработана некая копилка методических рекомендаций, картотека загадок, подборка дидактических  игр и  экологических сказок, презентации по теме проекта.

Приложение

Консультация для родителей

«Воспитание бережного отношения к бумаге у дошкольников»

С давних времен, по трактатам древних философов, человек наделен способностью разрушать все вокруг себя и это естественный процесс. К великому счастью на сегодняшний день человек стал задумываться, как же сохранить мир, в котором живешь. Ведь он так прекрасен - лес, пение птиц, журчание ручья все это очень дорого человеку.

Рост и благосостояние народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и выражается она от материального недостатка, от бедности.

Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере.

Необходимо воспитывать бережное отношение к вещам: к бумаге, к тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Всё это доступно и стоит дёшево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают незаконченные альбомы, карандаши, теряют игрушки. И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к вещам. В беседе с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей.

Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности (отношение к собственности). Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности

Бережливость - качество характера человека, которое помогает путём сохранения малого достичь большего

Воспитание бережливости - одна из существенных сторон в воспитании ребенка.

С раннего возраста ребёнок привыкает любоваться природой, уже малышу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво. Подрастая, ребёнок должен быть защитником и другом природы.

Много предметов вокруг нас сделаны из бумаги.

24 октября отмечается Международной день без бумаги.

Девиз дня научить людей рационально (экономно) использовать бумагу.

Быстро сокращаются лесные массивы. Чтобы не вырубать леса люди придумали сдавать макулатуру и из неё производить бумагу. Во многих странах экономно расходуют старую бумагу (макулатуру): ее собирают, перерабатывают и получают новую, главным образом картон и бумагу для упаковок.

Макулатура – это использованная в быту бумажная продукция (старая газета, тетради, журналы, коробки и т.д.) Так бумага получает вторую жизнь и называется вторсырьем.

60 кг макулатуры - 1 спасенное дерево ( по заключениям РАН: 1т 200кг- 20 деревьев или 1000 кВт электроэнергии или 200 кубометров воды или ионизированный кислород для 30 человек), 36кг бумаги изготавливается из 1 дерева.


Подборка загадок  о лесе.

Косолапый великан,

Чтобы не попасть в капкан,

Спит всю зиму напролет,

Лапу сладостно сосет. (Медведь)

 

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

 

Зуб, особенно кусачий,

Он и волчий, и собачий.

Хищной пасти он примета.

Назови примету эту. (Клык)

 

Какой зверь опасный

В шубе прекрасной

На двор проникает,

Кур там хватает? (Лиса)

 

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

 

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

 

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка,

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла... (бурундук).

 

Под соснами, под елками

Ползет клубок с иголками. (Еж)

 

Две тарелки с пешеходом

Шли по лесу тихим ходом. (Черепаха)

 

Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

И на завтрак, и в обед. (Сорока)

 

Всем года она считает,

Но птенцов своих бросает.

А послушать — просто врушка

Эта пестрая... (кукушка).

 

Всю ночь летает —

Мышей добывает,

А станет светло —

Летит спать в дупло. (Сова)

 

Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа —

Целый день долбить стволы. (Дятел)

 

Птичка с юга прилетела,

У окна на ветку села,

Чтобы с нами рядом жить,

Что ей надо срочно свить? (Гнездо)

 

В старом дереве меня

Дятел выдолбил шутя,

Прилетай, любая птица,

Чтоб с семьей расположиться. (Дупло)

 

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

 

Хоть летает, но не птица,

Тонкой талией гордится.

Собирает сладкий мед,

Но вот в улье не живет. (Оса)

 

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

 

На травинке возле ног

Заметался огонек,

Но не долго он горел —

Вместе с ветром улетел. (Мотылек)

 

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

 

Бежит по ладошке быстро и ловко

В точечках черных... (божья коровка).

  

Он живет на кружевах,

Он на мух наводит страх,

И хотя не осьминог,

Но имеет восемь ног. (Паук)

 

Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес.

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый. (Сосна)

 

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

 

Ягоды — не сладость,

Зато глазу — радость,

И садам украшение,

И дроздам угощение. (Рябина)

 

Зелены кусточки,

Алые цветочки.

Когти-коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

 

Листочки с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки

Не выше кочки. (Брусника)


Экологическая сказка «Как выросла бумага»

Одно маленькое семечко «сидело» в земле и ему было очень интересно, что же там наверху? Прошло время и из семечка выросло огромное дерево. В его ветвях селились птицы, и дереву очень нравилось, что оно приносит пользу, а птицы помогали дереву, убирая с него червяков и гусениц. Все были довольны. Некоторые птицы во время наступления холодов улетали в теплые края, а когда они возвращались, то отдыхали от длинного перелета на дереве. Птицы рассказывали разные истории о дальних странах, и дереву очень нравилось их слушать, ведь они могли улететь и увидеть много интересного. Они рассказывали о морях, океанах, о больших городах, где очень много людей, но мало деревьев. Однажды во время разговора к дереву подошел человек и начал рубить его топором. Дерево испугалось, задрожали все его листочки, и спросило птиц: «Зачем человек рубит меня?» Птицы ответили: «Не переживай, ты принесешь пользу людям, из тебя сделают бумагу. Дети будут рисовать, писать на ней, ведь без бумаги они не смогут этому научиться. А люди, вместо одного срубленного дерева, посадят много других деревьев. Дерево успокоилось и сказало: «Если это нужно для детей, то мне не страшно погибнуть и превратиться в бумагу, ведь я принесу пользу людям. И вот уже новое семечко сидит в земле и ему очень интересно, что же там наверху?

Презентации «Кому нужны деревья в лесу», «Береги бумагу – береги лес»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Выбор темы «Развитие личности школьника через интегрированный урок» закономерен и актуален. Многие ученики обладают широким кругозором, так как, кроме чтения художественной литературы, увлекаются изуч...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Экологическое мероприятие "Берегите землю, берегите..."

Внеклассное мероприятие для обучающихся разных возрастов, призванное воспитывать любовь и  бережное отношение к природе....

Классный час по экологии "Берегите Землю, берегите!" 5 кл.

На классном часе в доступной для детей форме обсуждается проблема загрязнения окружающей среды. В связи с этим ставятся такие цели на занятии, как: побуждение обучающихся к бережному отношению к ...

Берегите цветы! Гвоздики из гофрированной бумаги

Делаем цветы своими руками. Гвоздики....

Урок трудового обучения "Работа с бумагой «Изготовление елочной гирлянды из полос цветной бумаги»"

Урок для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллектаТип урока: урок-практикумЦель: научить изготавливать ёлочную гирлянду из полос цветной бумаги.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формировать умения работать ...

Конспект урока технологии 3класс "Рисуем бумагой по бумаге..."

Знакомство с нетрадиционной техникой работы с бумагой "Айрис-фолдинг"...