Программа профессионального саморазвития
материал

Сербина Елена Анатольевна

 «Конструирование из различных материалов как средство формирования инженерного мышления обучающихся»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

Программа профессионального саморазвития

 «Конструирование из различных материалов как средство формирования инженерного мышления обучающихся»

Педагог дополнительного образования: Сербина Е.А.

Актуальность

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизированному производству в экономике и промышленности, что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…То есть  обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Г. И. Малых и В. Е. Осипова определяют инженерное мышление, как «вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высоко - производительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции».

Инженерное мышление –это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.

Именно детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

В настоящее время дополнительное образование ставит одной из своих задач создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у обучающихся первоначальных технических навыков через моделирование и конструирование. «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, ориентирует нас на «развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей….и реализуется в следующих видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала, включая моделирование из пластичных материалов, модули, бумагу, природный и иной материал…»

Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание инновационных форм работы с дошкольниками и школьниками, способствующих более эффективному развитию предпосылок инженерного мышления в процессе тестопластики.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • определить сущность понятия «предпосылки инженерного мышления» и особенности их развития;
  • рассмотреть особенности декоративно-прикладного творчества обучающихся;
  • выявить и обосновать педагогические условия развития предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества;
  • определить уровень развития предпосылок инженерного мышления и уровня знаний детей о тестопластике;
  • разработать инновационные формы работы с дошкольниками, способствующие эффективному развитию предпосылок инженерного мышления в процессе тестопластики.

Основные методы работы:

  • познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  • проблемный метод (поиск путей решения проблемы);
  • метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки как собственных моделей, так и совместно с родителями);
  • систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.);
  • контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми:

  • Фронтальная – учебно-познавательная часть (презентация нового материала, постановка учебной задачи, обсуждение и анализ, рефлексия полученного результата);
  • Групповая – практическая часть (выполнение поставленной задачи, анализ полученного результата, поиск и исправление ошибок, рефлексия – эстетично и в соответствии ли выполнена поставленная задача);
  • Индивидуальная - практическая часть (поиск и исправление ошибок, рефлексия – как мы это сделали);
  • Самостоятельная – практическая часть (создание модели по замыслу, обсуждение и анализ полученного результата, рефлексия полученного результата).

Структура образовательной деятельности:

  • Презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и при помощи различных современных технологий в образовании: аудио, видео уроки, экранные видео уроки, презентации, интернет-сайты).
  • Постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога (этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают дошкольником работать творчески, и развивает творческие способности).
  • Обсуждение и анализ поставленной задачи (время поиска решения проблемы, побуждающее дошкольников выдвинуть и проверить гипотезы, методом «проб и ошибок»).
  • Практический поиск решения поставленной проблемы (время, побуждающее дошкольников проверить выдвинутые гипотезы методом «проб и ошибок»).
  • Рефлексия (презентация полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности, анализ детской деятельности (друг друга/самих себя на предмет эстетичного и соответствующего выполнения поставленной задачи), словесное заключение поставленной проблемы).
  • Обыгрывание построек, выставка работ.

Ожидаемый результат:

  1. У детей развиты любознательность, инициативность, активность в исследовании окружающей жизни;
  2. У детей развиты память, наглядно – образное и пространственное мышление, зрительно-моторная координация, тактильно-кинестетическое восприятие, понимание инструкций;
  3. У детей сформировано умение самостоятельно принимать решения, делать выбор, организовывать свое время и завершать начатое дело;
  4. У детей сформированы коммуникативные навыки, они умеют договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи;
  5. Дети обладают культурой поведения в коллективе; развито чувство собственного достоинства, сформирован благоприятный «образ Я» и уверенность в собственных силах;
  6. Дети способны к рефлексии своей деятельности, могут описывать свою работу, используя специальную терминологию.

В развитии инженерного мышления особую роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели являются средствами развития способностей ребенка и условием развития мыслительной деятельности.  Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают такие отношения и взаимосвязи вещей и явлений, которые они не в состоянии освоить ни на основе словесных инструкций, ни при действии с реальными предметами.  

Модель формирования предпосылок инженерного мышления  в процессе декоративно-прикладного творчества включает в себя следующие этапы становления:

Я – исследователь. На данном этапе ребёнок исследует продукт, у него формируется восприятие формы, размера, свойства объекта или пространства. Юный исследователь изучает и в дальнейшем использует  различные символы, знаки, учится устанавливать причинно-следственные связи.  На данном этапе создаётся центр  по развитию предпосылок инженерного мышления - «Архитектурное бюро».

Я – конструктор. В процессе работы  продукт усовершенствуется, ребёнок делает его уникальным, фирменным. Инициативность, пытливость, творческий потенциал и воображение помогает ему найти положительные свойства предметов, применение которых улучшит объект. Особое значение здесь следует уделить понятиям синтеза и анализа.

Я – мастер. В мастерской ребёнок формирует свой мастер-кейс и наполняет его необходимым материалом: бросовым, природным и др.

Я – творец. На данном этапе  ребёнок достигает вершины мастерства - он созидатель. В его кейсе – навыки конструирования, результаты исследовательской деятельности, креативность, творческий, уникальный подчерк.

Продукт его деятельности – часть окружающей жизни, это может быть герой сказки, может быть инструмент или приспособление, его творение, нуждающееся в поддержке и одобрении окружающих.

Чтобы ребенок достигал высоких результатов на этапах своего взросления, начинать развивать его нужно как можно раньше, от уровня и качества базового мышления ребёнка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем. Для развития ребёнка необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, наша задача состоит в организации условий, побуждающих к детской деятельности.

Условия формирования предпосылок инженерного мышления:  

‒ детям должно быть интересно;

‒ знание должно быть применимо детьми на практике;

‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме.

Развитие у детей интереса к архитектуре, к окружающему их миру формируется в дошкольном возрасте. У них проявляется интерес к устройству вещей, к их практическому применению. Дети начинают интересоваться изменчивостью и устройством вещей, их практическим применением. В этот период создаются предпосылки, благодаря которым происходит развитие интереса к объектам, обладающим как историческими, так и культурными ценностями.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др.:

Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое.

Все они начинают формироваться еще в раннем детстве:

наглядно-действенное и наглядно-образное мышление являются доминирующими у детей в возрасте от 2 до 4,5 лет, в процессе развития ребенка они приобретают новые, более сложные формы;

основы творческого мышления и лежащего в его основе психического процесса воображения, при отсутствии целенаправленной педагогической работы по их развитию в школьном детстве, не смогут быть эффективно реализованы в профессиональной деятельности человека;

конструктивное мышление, не будучи сформированным в процессе конструктивной деятельности ребенка и развиваемым далее в период обучения в школе, также не сможет стать сильной стороной деятельности человека, зона профессиональных интересов которого лежит в сфере инженерии и современных технологий.

Мы с вами помним, что дополнительное образование – это уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка –познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. В дошкольном и школьном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.

Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления ребенок должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования усвоение которых, ведет к развитию общих познавательных способностей и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу.  Ж.Пиаже говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

В условиях УДО необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах –методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных фигур из разных материалов), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:                                                                                                                                          

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;                              
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.                            Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой  подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.                              

Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Н.А. Ветлугина - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в юном возрасте. Так как детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.  Изготовление поделок из различных материалов (пластилина, теста, ниток, бумаги, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений, бросового материала и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей. Изготовление поделок  способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.                                                  

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Важно научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение.

Дата начало работы над темой: сентябрь.

Дата окончания работы:  май

ПЛАН РАБОТЫ

                                Форма работы

       Срок

1.

Информационно – аналитический этап работы над темой самообразования

Изучение методической литературы по теме:

1 Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018 г. — №17. — С. 545-548.

2. Ознакомление дошкольников с архитектурой [Текст]: метод.пос. / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: Пед. об-во России. 2019 г.

3. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей; Феникс – Москва. 2018 г.

4. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение. 2018 г.

5. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -  № 11. – 2019 г.  С. 32-38.

6. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО – М: Изд. центр «Маска» 2020 г.

7. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности – М: ТЦ Сфера, 2019 г.

6.Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.  [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада и родителей.- М.: Мозаика –Синтез, 2007.-112

Сентябрь – май.

2.

Внедрение в практику:

- Разработка перспективного плана

- Консультация для родителей 

«Поделки из бросового материала»

- Выставки работ для родителей.

- Консультация для родителей:                                    «Аранжировки из природного и бросового материалов»

- Беседа с  родителями:                                                                               «Моделирование из пластичных материалов»

Сентябрь-май

Ноябрь

4 раза в месяц

Октябрь

Февраль

3.

Представление опыта работы:

- Разработка конспектов мероприятий с детьми.

- Мастер - класс для родителей  

- Консультация для родителей:                                    

« Конструирование и ручной труд»

- Отчёт по теме самообразования.

Сентябрь – май.

Март

Апрель

Май.

Ожидаемый результат:

-развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;

- формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;

-формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.);                    - развивается поисковая деятельность.

- формируются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности                                                                                                                  - сформируется положительное отношение к труду.

Список литературы:

  1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
  2. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018 г. — №17. — С. 545-548.
  3. Ознакомление дошкольников с архитектурой [Текст]: метод.пос. / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: Пед. об-во России. 2019 г.

3. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей; Феникс – Москва. 2018 г.

  1. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение. 2018 г.
  2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -  № 11. – 2019 г.  С. 32-38.
  3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО – М: Изд. центр «Маска» 2020 г.
  4. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности – М: ТЦ Сфера, 2019 г.
  5. 8. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду (старшая группа) – М: Цветной мир, 2020 г.
  6. 9. Богуславская, З. М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Знание, - 177 с. 2020 г.
  7. 10. Лурия, А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников [Текст] : вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста // Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. - Л.: Издательство АПН РСФСР. 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития учителя

 Данная программа позволит учителю повысить свой профессиональный уровень по изучению вопроса о формировании универсальных учебных умений обучающихся....

Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования Банцыкина Сергея Валентиновича

Программа содержит основные направления деятельности по повышению педагогического и профессионального мастерства учителя....

Программа профессионального саморазвития воспитателя БОУ СПО «ОТСЛХ» на 2012-2015 гг.

Цель Программы: Обеспечение непрерывного профессионального развития, роста профессионального мастерства, развития личностных качеств необходимых в профессиональной деятельности....

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПО ТЕМЕ: “ Патриотическое воспитание кадет”

Содержание: Раздел 1-Концепция воспитательной системыРаздел 2-Основные понятия воспитательной системыРаздел 3-Цели и задачи воспитательной системыРаздел 4-Содержание воспитательной системыРаздел ...

Программа профессионального саморазвития воспитателя

Программа профессиональноого саморазвития воспитателя...

Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения

Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения...

Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения

Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения...