Педагогическое эссе
материал

Тарбаева Елена Викторовна

Эссе "Колыбельная педагогика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе

«Колыбельная педагогика»

«Человек, если помнит главные песни своего народа,

 никогда не перестанет быть его настоящим сыном»

А.Николаев

«Нет песни – нет калмыка»

(народная пословица)

Очень часто перебирая в памяти, года моего детства,   я вспоминаю столь близкий сердцу голос мамы, который трепетно и нежно напевает мне колыбельную. Эта песнь окутывает меня, а голос завораживает.

В ней  слышится история народа, груз забот, переживаний, чаяния и надежды многих веков, тысячелетий нравственных ценностей, духовных сокровищ. Тысячелетия…

И все  это в тихом напеве, под свечение звезд,  до которых сотни световых лет.

К сожалению, язык, его красота, чистота  многогранность все реже  передаются  матерью   с первого дня  появления младенца на свет.  Матери перестают петь своим малышам колыбельные песни, а ведь это не только                                       нежность, любовь, выраженные теплыми интонациями, но и естественная передача живого языка, подготовка к самостоятельной речи ребенка.  А ведь именно проблема развития речи ребенка, вопросы освоения законов языка, стали наиболее актуальны  в последние годы.

 Язык и речь – неотделимые и беспредельно дорогие понятия для каждого человека.  И в жизнь детей они входят с первого их вздоха и постигаются с течение всей жизни, но первые уроки вхождения в язык даются матерью колыбельной песней. Поэтому  естественно, что с пеленок, ребенок начинает усваивать  чистые звуки речи. Малыш еще не понимающий смысл исполняемого, улавливая мелодику, тон, темп,  ритм, ощущает нежность, тепло и накапливает, пока еще не большой опыт развития собственной речи. Не беда, если пытаясь повторить  то или иное слово колыбельной, ребенок допускает неточность в воспроизведении звуков, слов, фраз. Он и сам творит слова, постепенно вникая в законы строения родного языка. При удобном случае присмотритесь, как в ответ на голос матери дитя первоначально воспроизводит только отдельные звуки,  а впоследствии слова колыбельной. Не это ли чудо?!

 Глубоко прав Р.Гамзатов, утверждая: «Песнь матери – главная песнь в мире, начало всех человеческих начал.  Если   бы не было ее, колыбельной, не было бы передачи живой души народа. Первая улыбка и последняя слеза – вот  что такое она». Г.Н.Волков в своих работах отмечает, что колыбельная  педагогика – самая природосообразная  педагогика за всю историю человечества.

Колыбельная песнь -   величайшее завоевание народной педагогики, ибо она неразрывно связана с  практикой воспитания детей именно в                   том самом  нежном возрасте, когда ребенок требует  особого внимания , любви и нежности,  без которых он просто не выживет. Для него самый милый голос – это голос матери, самый  родной язык – язык, на котором она поет колыбельные песни, укачивая его. Они успокаивают, убаюкивают его  и наполняют  его мир  волшебными звуками, красотой  звучания речи и плавность  мелодики языка  в исполнении  самого родного  человека на всем белом свете.

Колыбельная песнь – это семя, посеянное    матерью  в чувствах и мыслях ребенка.  Через песню,  через речь мать проникает  глубоко в его дух и тело, так пишет О.Д.Мукаева, так гласит классическая педагогическая мысль и многовековая мудрость народа.

В народе про никчемного человека  говорят:  «наверное, мать не пела над его колыбелью», а про злого,  что лежа в колыбели, он слушал не песни, а ругань.  Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Поэтому высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал напевные звуки речи.  И это  в дальнейшем во многом предопределит его речевое развитие и послужит основой для накопления языковой памяти ребенка.

Не   имея совершенно  никаких представлений ни о существовании памяти детства, ни об исследованиях  ученых-психологов, уже  сотни  тысяч                            лет матери отдают своим детям  лучшие  порывы народной души в колыбельных песнях.   Материнское чувство совершенствовало поэзию, плавность речи, мелодику языка для  наиболее мягкого, легкого вхождения в язык  малышами.                                                                                        

Сегодня, к сожалению, в семье не культивируются колыбельные песни, проявление     ласки и нежности, сопровождаемые   потешками и прибаутками. Как важно нашим мамам, сознательно прибегать к силе колыбельной песни,  ибо только ей дана  возможность  раскрытия тайны познания родной речи посредством приобщения к великому творению народа.

Моей педагогической верой и человеческой убежденностью              является то, что освоение строя речи детьми, их понимание красоты  языка,  освоения   звуковой культуры таится в безграничной силе колыбельной педагогики.

Я не призываю вас, а лишь прошу, подарите своим детям и внукам  щемящую душу, широкие, бесконечные, как сама степь, песни, услышанные    и принятые  миром.

А как только ночь коснется моего окна, я подойду к кровати дочери и спою:

«Унт, унт, унтич,

Сән зүүд бәрич!..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе. Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе...

Мое педагогическое Эссе

Эссе на тему: Мой предмет -Мое призвание...

Педагогическое эссе

Речь идет о моем родном башкирском языке, о том, что нужно обзятально знать родной язык....

Педагогическое эссе

Материал-размышление на тему "Я - учитель. Это значит"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...