методические разработки
материал

Елбонова Нина Аркадьевна

Методическая копилка при работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_etika.doc923.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  Россия – наша Родина

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Знакомство с содержанием курса, характеристика пособия для учащихся.
  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
  4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:

Как называется страна, в которой мы живем?

Кто является главой нашего государства?

Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.

Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? Работа с портретами

Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины? Работа с портретами.

Подведение итогов беседы.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  4. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.
  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
  2. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством?

Урок Что такое светская этика?

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура, мораль, этика

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:

О чем беседовал с родными и друзьями?

Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том,  как он  поступил  в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности  и этики.

Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию.  

Этика  – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Что нового узнал для себя?

Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?

Рассказы учащихся об известных людях России. Обсуждение того, почему были выбраны именно эти биографии.

  1. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
  2. Работа с понятиями мораль, нравственность, светская и религиозная этика.
  3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  5. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  6. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура, моральный, этический.
  7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  8. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика? Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. Задание на дом.

Урок  Мораль и культура

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:
  • Кому ты читал или пересказывал текст из пособия?
  • Что их заинтересовало в твоем рассказе?
  • Чем они дополнили твой рассказ?
  • Какие вопросы у тебя возникли после пересказа статьи?

Как ты понял, что изучает наука этика? Что такое философия?

  1. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:
  • Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).
  • Как вы думаете, как она возникла?
  • Всегда ли она существовала?
  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как по-вашему, что обозначает слово культура? Как это слово соотносится со значением слова мораль?
  2. Выступление учителя. Знакомство с понятиями культуры и морали. История возникновения культуры и морали.  

Примерный план выступления:

  • Понятия культуры и морали.
  • Что означает слово «культура».
  • Как возникла мораль.
  • Чем отличается природа от культуры.
  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Индивидуальное задание: подготовка вопросов по содержанию статьи из пособия для учащихся.
  4. Работа в парах. Задание: задать друг другу вопросы, которые сформулированы по содержанию статьи из пособия для учащихся. Попытаться ответить на вопросы товарища. В случае затруднений обратиться к учителю.
  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
  • Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?
  • Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?
  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.  
  2. Задание на дом: Прочитай членам семьи и друзьям  статью из пособия и попроси ответить на вопросы. Составь план статьи из пособия для учащихся.

Урок  Особенности морали

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы к учащимся:

Кому ты рассказывал о культуре и морали? Что особенно заинтересовало собеседника в твоем рассказе?

Какие твои вопросы вызвали у собеседника затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?

Работа в группах. Знакомство с планами статьи из пособия, составленными учащимися (внутри группы). Сопоставление планов (какие пункты плана повторяются, на сколько частей разбит текст). Составление единого плана для группы.

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Вспомните, что такое мораль, как соотносятся понятия морали и культуры.  Обратитесь к записям в тетради.  
  2. Работа с понятиями материальная культура и духовная культура. Записать понятия в тетрадь, обратив внимание на правописание слов. Объяснить значение слов.
  3.  Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  4. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  6. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-практической культуры.
  7. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы учащимся: Какие особенности вы выписали? Сравните результаты, работая в парах. Что бы вы исправили в своих записях?
  8. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
  • Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?
  • Как вы объясните разницу между этими понятиями?
  • Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?
  • Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?
  • Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?
  1. Задание на дом: Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры ( опираясь на записи в тетради и текст статьи из пособия для учащихся). Вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали.

Урок  Добро и зло

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся. Обсуждение примеров, приведенных учащимися (Как вы думаете, соответствуют ли приведенные примеры тексту пособия для учащихся?)

  1. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Понятны ли вам слова добро и зло?
  • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
  • Какое отношение вызывают у вас злые люди?Почему?  
  • Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?
  1. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Ответы на вопросы:

 Что нового вы узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

  1. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, которые показались вам наиболее важными. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  2. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, как развивались представления людей о добре и зле. Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

Урок  Добродетель и порок

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

  • Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся с примерами добрых и злых поступков.

3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра? Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?

  1. Чтение статьи из пособия для учащихся ( с подчеркиванием самых важных мест).
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия два определения добродетели, подчеркнуть их.
  4. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Всё ли тебе понятно в определении добродетели?
  • Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?
  • Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры порочных и добродетельных поступков.

8.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Урок   Добродетель и порок

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Добродетель, порок, чувство собственного достоинства

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:
  • Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
  • Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
  • Какие твои вопросы вызвали у них затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: прочитайте в пособии, что вам предстоит сегодня узнать.
  2. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Назовите несколько поступков, которые можно было бы назвать добродетельными или порочными.
  • Как вы считаете, можно ли считать добродетелью мужество? А какой поступок можно назвать мужественным? Приведите примеры. Как вы думаете, боятся ли мужественные люди?
  1. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.  
  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

9.Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.

Урок  Свобода и моральный выбор человека

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
  3. Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.
  4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.
  5. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  6. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  7. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что предполагает свободный выбор.
  8. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  9. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.( или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).

Урок   Свобода и ответственность

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы учащимся:

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

  1. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Как вы считаете, что значит быть ответственным человеком?
  • За что может и должен отвечать человек?
  • Как понятие ответственности связано с темой предыдущего урока?
  1. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.
  4. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Подбери пример из литературы, в котором бы описывалось ответственное поведение человека.

Урок  Моральный долг

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.
  4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте предложение со словом долг. (или по группам придумайте сюжет короткой истории, в котором обязательно присутствует слово долг)
  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы: Какие предложения вы составили? В каком значении в них употребляется слово долг? (или задание группам: расскажите, какие сюжеты вы придумали). Обратитесь к толковому словарю, выпишите оттуда значение слова долг. Совпадет ли ваше понимание значения этого слова с тем, что написано в словаре?
  6. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  7. Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:

Что в тексте статьи из пособия для учащихся показалось вам самым важным?

Как вы поняли, что такое долг, моральный долг?

Что нового для себя вы узнали?

  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  2. Задание на дом: Подбери две-три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц.

Урок  Справедливость

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам:

Какие пословицы вы подобрали? Почему именно эти? Как вы понимаете значение этих пословиц?

На доске записываются все пословицы, которые выбраны учащимися.

  1. Работа учащихся с понятием справедливость. Задание:Как вы думаете, от какого слова произошло это понятие? Как вы понимаете, что такое справедливость?
  2. Запись в тетрадях темы урока. Обсуждение темы урока: как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня уроке?
  3. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте план статьи из пособия для учащихся.
  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  6. Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:
  • Что в тексте статьи из пособия для учащихся показалось вам самым важным?
  • Получили ли вы ответы на вопросы, заданные в начале урока?
  • Как вы поняли, что такое справедливость?
  • Назовите признаки, по которым можно судить о справедливости.
  • Согласен ли ты с теми моральными правилами, которые названы в пособии? Почему?
  • Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ.

9. Самостоятельная работа учащихся по группам. Каждая группа получает текст русской народной сказки (или сказки одного из народов России) (по выбору учителя). Задание: Определите, можно ли финал сказки назвать справедливым? Почему?

10. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11.Задание на дом: Придумай небольшой рассказ о справедливом человеке и несправедливом ( или вспомни историю из жизни или литературы) . Дай оценку их поступкам.

Урок  Альтруизм и эгоизм

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
  3. Запись в тетрадях темы урока. Обсуждение темы урока: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?
  4. Работа с толковым словарем. Задание: прочитайте в словаре значение слов альтруизм и эгоизм.
  5. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  6. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из пособия для учащихся определения эгоизма и альтруизма, сопоставить их с теми, которые даны в словаре. Какие определения вам понятнее?
  7. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  8. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, что такое эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Урок  Дружба

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам: Кому из членов семьи ты рассказывал об эгоизме и альтруизме? Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

3. Работа с понятием дружба. Задание: разберите по составу слово дружба. От какого слова оно произошло? Что обозначает это слово? Определите значение слова, воспользовавшись толковым словарём.

4. Чтение статьи из пособия для учащихся.

  1. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составить план статьи из пособия для учащихся.
  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  3. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

Примерный план рассказа:

  1. Как я понимаю слово дружба.
  2. Кто такой мой друг.
  3. Почему я дружу с этим человеком.
  4. Что дает мне дружба.
  1. Задание на дом: Напишите небольшой рассказ о своем друге, пользуясь составленным планом. Обсудите его с родителями.

Урок  Что значит быть моральным

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Основные термины и понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание рассказов учеников и их обсуждение.

3. Словарный диктант по материалам 9-15 уроков.

4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимает, что значит быть моральным.

5. Беседа с учащимися по вопросам:

  • Как вы понимаете, что значит быть моральным?
  • Может ли светская этика дать ответы на все вопросы морали и нравственности? Почему?
  • Что нового для себя вы узнали из курса «Основы светской этики?»

6.Задание на дом: Начните вести дневник, в котором записывайте свои добрые дела и поступки.

Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль» или др.

Урок  Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности: образец родового древа, родового герба.

Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2. Актуализация знаний учащихся. Беседа с учащимися по вопросам:

Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», вы можете назвать? Вспомните, о каких проблемах шла речь.

3.Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как эта тема связана с проблематикой курса основ светской этики?

4. Работа с понятиями род и семья. Беседа с учащимися по вопросам:

Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово?

Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода?

5.Выступление учителя. Знакомство с понятиями рода и семьи. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Примерный план выступления:

Понятия рода и семьи. Возникновение родов.

Нравственные отношения в роде.

Семья как основа моральных устоев человека.

6.Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

9.Самостоятельная работа учащихся. Задание: Объяснить происхождение слова семья.

10.Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11.Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?

Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?

12.Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

13. Рассматривание иллюстраций – родового древа и родового герба. Беседа с учащимися по вопросам:Что должно включать в себя родовое древо? Почему для людей важно знать своих предков? Что может изображаться на родовых гербах? Почему все родовые гербы разные?

14.Задание на дом: Выполни задания из пособия для учащихся.

Урок   Нравственный поступок

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности: иллюстрации в пособи для учащихся.

Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Выставка нарисованных учащимися родовых гербов и родовых древес. Обсуждение гербов. Возможные вопросы учащимся:

Как вы думаете, почему на родовом гербе вашего одноклассника изображено то или иное явление? О каких традициях семьи это говорит?

3.Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня уроке? Прочитайте в пособии для учащихся, о чем вы сегодня узнаете.

4.Работа с понятием нравственный. Разбор по составу слова нравственный.

5.Беседа с учащимися по вопросам:

Назовите слова, однокоренные слову нравственный. От какого слова произошло это понятие?

Как вы думаете, какой поступок человека можно назвать нравственным? А безнравственным?

6. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

8. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите из пособия для учащихся пять компонентов нравственного поступка.

9. Обсуждение результатов самостоятельной работы:

Прочитайте, какие компоненты вы выписали. Что вы поняли из прочитанного?

10.Самостоятельная работа учащихся. Работа с иллюстрациями из пособия для учащихся. Рассматривание иллюстраций и ответы на вопросы.

11.Беседа с учащимися. Поиск ответа на вопрос:

Как ты понимаешь утверждение «Не всякое действие – поступок»?

12.Задание на дом: Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным.

Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения.

Урок  Золотое правило нравственности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.

Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания. Честь. Достоинство.

3. Беседа с учащимися по вопросам:

Подберите существительные к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Каково прямое и переносное значение этого слова?

4. Работа в группах. Задание: Ответить на вопрос: Как вы думаете, каким должно быть золотое правило нравственности? (речь идет не о формулировке правила, а о его характеристике). Ответы учащихся записываются на доске.

4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите из пособия для учащихся золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее).

7.Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы: Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно золотого правила нравственности, которые были у вас. В чем вы были близки к формулировке золотого правила нравственности? Согласны ли вы с ним?

8.Беседа с учащимися. Задание: Приведите примеры применения  золотого правила нравственности.

9. Задание на дом: Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности.

Домашнее задание.

Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни.  Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

Мама__________________________________________________________;

Папа__________________________________________________________;

Брат/сестра)____________________________________________________;

Бабушка/дедушка______________________________________________;

Урок  Стыд, вина и извинение

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.

Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение.

3. Работа с понятиями стыд, вина, извинение. Какие из этих слов однокоренные? Найдите в словаре определения этих понятий. Прочитайте их.

4.Беседа с учащимися по вопросам:

Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? Какие поступки вызывают такое чувство? Какие поступки вызывают у вас чувство вины?

5. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6.Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7.Беседа с учащимися по вопросам:

Что такое стыд.

Что такое чувство вины?

Когда принято извиняться.

8.Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

9. Ответы на вопросы из пособия для учащихся.

10. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что вы можете рассказать о стыде, вине, раскаянии, извинении членам семьи и друзьям?

Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?

12.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Урок  Честь и достоинство

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам: Кому из членов семьи ты рассказывал о стыде и вине? Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?
  3. Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках. 
  4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
  5. Работа с понятием кодекс чести. Сопоставление толкования значения слова кодекс в юриспруденции и этике.
  6. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Что такое честь? (запись в тетрадях определения из словаря).
  • Что такое достоинство? (запись в тетрадях определения из словаря).
  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  3. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать один пример из пособия для учащихся. Объяснить, почему выписал именно этот пример.
  4. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  5. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

О чем вам хотелось бы рассказать дома?

На что вы обратите особое внимание в своем рассказе? Почему?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
  2. Задание на дом: Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве.

Урок  Совесть 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по группам. Задание группам: Прочитайте все пословицы, которые вы подобрали. Выберите две, которые считаете наиболее подходящими к теме. Объясните свой выбор.

Результаты работы групп записываются на доске.

4.Беседа с учащимися по вопросу: Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. Приведите примеры ситуаций, в которых вы ( или герои литературных произведений) испытывали стыд или вам ( им) было совестно.

5. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

7. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составление плана статьи из пособия для учащихся.

8.Обсуждение результатов самостоятельной работы.

9.Беседа с учащимися по вопросам:

Что такое совесть?

Чем отличаются понятия «стыд» и «совесть»?

Какие компоненты имеет совесть?

10. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

11. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

О чем вам хотелось бы рассказать дома?

На что вы обратите особое внимание в своем рассказе? Почему?

12.Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

13.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.

Урок  Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия:  Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Три богатыря»

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам: Кому из членов семьи ты рассказывал о стыде и вине? Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?
  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
  4. Работа с иллюстративным материалом: Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря». Кто изображён на это картине? Что вы знаете о богатырях? Объясните, почему богатыри так одеты и вооружены. Чем они заняты в данный момент?
  5. Беседа с учащимися по вопросам:

Какие подвиги русских богатырей вы могли бы назвать?

Чему служили русские богатыри?

Попробуйте сформулировать нравственный образец богатыря.

Что вы знаете о рыцарях?

Что общего между рыцарями и богатырями?

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  3. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  4. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что вам хотелось бы рассказать дома о сегодняшнем уроке?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
  2. Задание на дом: Подготовь рассказ на тему «Нравственный образец  богатыря».

  • Каких русских богатырей вы знаете?
  • Чем они занимались?
  • Что вы знаете о них еще? Обратите внимание на картину В.Васнецова. (Доспехи, боевые кони, одежда...)

-

Урок  Джентльмен и леди

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: джентльмен, леди

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: что нового они узнали, над чем задумались.
  3. Работа с понятиями джентльмен, леди. Запись определений в тетрадь.
  4. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами добро и зло.
  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  6. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
  7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  8. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  9. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  10. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  11. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся: Что расскажете, на что обратите особое внимание
  12. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Задание на дом: Подготовьте рассказ на тему «Джентльмен и леди» Что нового узнали? Чем дополнили? Над чем задумались? Приведите примеры ( из произведений литературы, кинофильмов, повседневной жизни и т.д.) джентльменских поступков или поведения настоящей леди. Обоснуй свою точку зрения.

Урок  Образцы нравственности в культуре Отечества

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

Средства наглядности: фрагменты видеофильмов

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: что нового они узнали, над чем задумались. Рассказы учащихся ( по желанию), их обсуждение и дополнение.
  3. Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков.
  4. Работа с понятиями культура и нравственность:

Продолжите предложения:

Культура – это…

Нравственность – это…

Сопоставьте получившийся результат с записями в тетрадях, сделанными ранее.

  1. Беседа: что общего в понятиях этика и нравственность, чем они отличаются.
  2. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами патриотизм, коллективист.
  3. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
  5. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  6. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  7. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  8. Самостоятельная работа учащихся. Выписать в тетрадь определения патриотизма, воина, коллективиста..
  9. Работа с фрагментами видеофильмов ( фрагменты фильмов о Великой Отечественной войне и .д.).

Задание на дом: Обсуди с родителями, кого из наши современников можно назвать героями, защитниками Отечества. Есть ли такие люди в твоей семье?

Урок  Этикет

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.

Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Рассказы учащихся ( по желанию) и их обсуждение.

3. Работа с понятием  этикет. Выпишите из толкового словаря определение этого понятия.

4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

5.Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

6.Самостоятельная работа учащихся. Задание: составить план статьи из пособия для учащихся.

7. Работа с иллюстрациями в пособии для учащихся. Задание: рассмотрите иллюстрации. Какие ситуации на них изображены?

8.Задание на дом: Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

Урок  Семейные праздники

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов семейных праздников).

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Обсуждение в группах перечней правил этикета, составленных учащимися дома. Составление общего перечня.

3.Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

4.Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какие семейные праздники вы могли бы назвать? (индивидуальное задание).
  • Сравните свои ответы. Какие названия праздников совпадают? Как вы думаете, почему?
  • Как вы понимаете понятие историческая память?
  • Как в праздниках семьи проявляется историческая память народа?
  • Как вы думаете, у жителей других стран такие же семейные праздники, как у нас? Чем вы могли бы это объяснить?

5.Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6.Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7.Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

8.Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, в которых говорится о семейных праздниках.

9.Обсуждение результатов самостоятельной работы.

10. работа с иллюстративным материалом. Возможные вопросы: Как вы думаете, какие семейные праздник здесь изображены? Почему вы так думаете? Если бы вы получили задание нарисовать семейный праздник, что бы вы изобразили?

10.Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями на тему «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти».

11.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о семейных праздниках жителей других стран. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Урок  Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. 

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания : что нового они узнали, над чем задумались.

3. Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: как вы понимаете тему урока? Согласны ли вы с тем утверждением, которое вынесено в название темы?

4. Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какие нравственные ценности вы могли бы назвать?
  • Как вы думаете, для всех людей эти ценности обязательны?

5. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6.Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

8.Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что вы хотели бы рассказать своим близким о сегодняшнем уроке?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

9.Задание на дом: Подготовь рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»

Урок    Любовь и уважение к Отечеству

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: что нового они узнали, над чем задумались. Рассказы учащихся ( по желанию), их обсуждение.
  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
  4. Беседа с учащимися по вопросам:
  • В каком государстве мы живём?
  • Какие еще государства вы знаете?
  • А что такое государство?
  • Что для вас значит быть гражданином своей страны?
  • Как вы думаете, в чем заключается мораль гражданина?
  1. Работа с понятиями государство, гражданин. Запись определений в тетрадь.
  2. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  3. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  5. Беседа: что из того, о чем мы говорили на этом уроке, вы знали раньше? О чем узнали впервые? Какие выводы сделали?
  6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся: что расскажешь о государстве и морали гражданина, о любви и уважении к Отечеству, на что обратишь внимание.
  7. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина.

Урок  индивидуальных творческих работ: Урок  Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

 «Мое отношение к людям»,

«Мое отношение к России», «С чего начинается Родина»,

 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,

 «Мой прадедушка – защитник Родины».

- Выступление учащихся со своими  работами.

Определения

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)
  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям.(порок)
  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

Игра « Школа разведки

Карточки для «разведчиков»:

Школьный этикет

Речевой этикет

Этикет в общественных местах

Карточки для учащихся:

- Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.

-При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.

- Нельзя во время разговора гримасничать.

- Обращайтесь к собеседнику только по имени.

-Не перебивайте и не прерывайте собеседника.

-Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не вертите пуговицу на его пиджаке.

-Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы.

-Не бросайте мусор.

-Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.

-При посадке в транспорт придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины - женщинам.

- В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.

-В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах.

-На занятия нужно приходить без опозданий.

-При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.

-В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым.

-Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться.

-Во время перемены нельзя бегать по школе, кричать, драться.

-Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.

Работа в группах:

Обсудите текст и составьте памятку «Как вести себя в кино или театре»

« Если собираясь в театр, ты не хочешь остаться без билетов, то возьми себе на заметку: приобретать билеты необходимо заранее. Имей в виду, что театральные спектакли начинаются в точно назначенный час, и потому надо вовремя приходить и занимать места. Если вы опоздали, то вам следует стоя подождать антракта.

,,Случается так, что, проходя на свое место в ряду, вам приходится просить тех зрителей, которые уже сидят, пропустить вас. Скажите ,

сидящему с края: «Разрешите, пожалуйста, пройти», – остальным говорить ничего не надо. Полагается, чтобы зритель, сидящий на краю, встал и сказал: «Пожалуйста».

Первым в ряд проходит всегда мужчина. Нередко можно видеть, что к своему месту в ряду люди проходят, повернувшись к сидящим спиной,– это неверно: следует всегда оборачиваться лицом. Мужчина проходит первым, даже если потом занимает место ближе к краю ряда, чем идущая за ним женщина.

Начала представления каждый ждет, усевшись на своем месте. Знакомых приветствуют кивком головы, улыбкой; руку подают, если только они сидят близко, из ряда не выходят. В антракте вы можете выйти, даже когда остальные зрители остаются на своих местах.

Задание

Выбрать пословицы и поговорки, в которых нашли отражения различные правила этикета. Объяснить, как вы понимаете их смысл(3-4 примера):

  1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай
  2. Терпение и труд всё перетрут.
  3.  У Сидора обычай, у Карпа свой.
  4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  5. Ученье –свет, а не ученье –тьма.

6. Мил тот гость, что недолго гостит.

7. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

8 .Своя земля и в горсти мила.

 9.  У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

 «Чтобы у тебя было много друзей»

  • Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
  • Не старайся кого – нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
  • Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
  • Если ты за что – либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду.Не злись!
  • Если твой друг просит у тебя какую – нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя

Задание на дом

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, что дружба – это волшебный цветок с разноцветными лепестками. Запиши в лепестках составляющие настоящей дружбы.






 «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

Цель: Формировать у детей понятие «религия», знания по возникновению религий мира и основателях религий. Определять основополагающую идею религий мира. Вместе с детьми поразмышлять о том, что объединяет все религии, какое значение имеет Иисус Христос, Муххамад, Будда, Авраам для людей.

По основной дидактической цели:

  1. Обобщение  знаний;
  2. Актуализировать личностную познавательную деятельность, взаимопомощь.
  3. Создавать условия для формирования понятия о классификациях мировых религий.

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить теоретический материал по теме.
  2. Продемонстрировать своеобразие и богатство религиозных культур народов мира.
  3. Уметь работать с текстовым материалом (изучающее чтение, умеющее целью извлечение полной точной информации с последующей интерпретации содержания текста: поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации)

Коррекционные:

  1. Способствовать развитию мыслительных операций, коммуникативных способностей, умению излагать материал.
  2. Использование иллюстративного материала для развития художественного восприятия;
  3. Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательные:

  1. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
  2. Отработка навыков работы в группе, умений согласовывать свои действия с коллективом, приходить к единому мнению, вырабатывать общую позицию.
  3. Прививать уважительное отношение к людям любой религиозной конфессии; развивать коммуникативные навыки.

Основные термины и понятия: Миссия (Христос) и его учение. Христиане. Христианство. Ислам. Мусульмане. Мухаммад и его учение. Буддизм. Сиддхартха Гаутама (Будда) и его четыре благородные истины.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Техническое обеспечение: ПК учителя, экран, мультимедийный проектор, колонки.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point 2010, Microsoft Office Word 2010, Windows Movie Maker, My TestX, VideoMASTER





Сигнальные карточки



















Пословицы







5.










Восточная притча

Стакан молока 

Давно это было. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность учиться (он мечтал стать врачом) замерз и очень проголодался. Денег у него не было и, набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.

Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:

- Сколько я вам должен?

- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.

Когда мальчик отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и понял, что доброта – качество многих людей.

Прошли годы. Мальчик вырос и стал врачом. В больницу, где он работал, привезли старую женщину. Врач узнал в ней ту, которая много лет назад поделилась с ним стаканом молока. Женщина была тяжело больна, но врач сделал всё, чтобы спасти её. После многих месяцев борьбы с болезнью ему это удалось. Женщина поправилась. Ей принесли счет за лечение. Она очень боялась, что у неё не хватит денег расплатиться за лечение и придется продать все имущество. Она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры… И вдруг ее внимание привлекла надпись в конце счета: «Оплачено полностью одним стаканом молока»…

- Кто герои притчи? (Мальчик и женщина.)

- Почему женщина предложила мальчику молока? (Она догадалась, что он голоден.)

- Кем стал мальчик, когда вырос? (Врачом.)

- Как вы думаете, почему он выбрал именно эту профессию? (Чтобы помогать людям.)

- Долго ли врач лечил женщину? (Да,)

- Чего опасалась женщина? (Что у неё не хватит денег на лечение и придется продать все имущество.)

- Какая надпись привлекла её в счете? («Оплачено полностью одним стаканом молока»)

- Что означали эти слова? (Это была плата за ее добрый поступок.)

- Каким человеком был врач? (Добрым, благодарным, отзывчивым.)

- Чему учит притча? (Нужно быть милосердным, совершать добрые поступки и не требовать за них плату. Добро обязательно вернется к тебе)

 Итог

- Ребята, наше путешествие по дороге добра подошло к концу. Но не нужно огорчаться, ведь свое путешествие по жизненной дороге добра вы только начинаете.

- Трудно ли было путешествовать по дороге добра? (Нет.)

По какой дороге приятней путешествовать? (По дороге добра,)

- Нужно ли совершать добрые поступки? Для чего? (Да, тогда на земле добра будет больше, чем зла и люди будут жить дружно, будут отзывчивыми и добрыми друг к другу)

 Рефлексия, итог урока.

- Каково сейчас ваше настроение? Измелилось ли оно после путешествия? (Ответы детей)

- Отметьте того человечка¸ у которого такое же настроение как у вас в данную минуту. (Повторно обводят «смайлика»).

Домашнее задание.

-  составьте рассказ на тему: «Добро всегда побеждает зло»

Приложение  Карточки с пословицами



Доброе слово лечит,

злое калечит

Делай другим добро -

будешь сам без беды

Жалость – со слезами,

доброта – с мозолями

Не суди по силе рук,

суди по силе сердца

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила

Не ищи красоты,

ищи доброты

Красота до вечера,

доброта на век

При солнышке тепло,

при матери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...