Технологическая карта урока для детей с ментальными нарушениями 12 класс 2 вариант Предмет: ручной труд, развитие речи и окружающий мир, математические представления и конструирование. Тема: «Изготовление книжки-самоделки с изображением диких животных».
план-конспект урока (11 класс)

Приходько Антонина Валентиновна

Технологическая карта урока по Ручному труду для обучающихся по программе АООП УО (2 вариант), ТМНР Тема: Изготовление книжки-самоделки своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka_12_kl_2_v-t.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (2 вариант) 12 кл.

педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Приходько Антонины Валентиновны (высшая квалификационная категория)

                                                                                                                                           

Предмет: ручной труд, развитие речи и окружающий мир, математические представления и конструирование.

Тема: «Изготовление книжки-самоделки с изображением диких животных».

                                                                  МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

Изготовление книжки-самоделки своими руками.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные: Познакомить с различными видами книг. Закрепить знания о частях книги. Уточнить представления о способе изготовления и последовательности сборки.  Совершенствовать приёмы работы с бумагой, картоном, с готовыми бумажными заготовками, шилом, иглой, ножницами, клеем при изготовлении книги-самоделки. Расширить, уточнить и закрепить знания о диких животных наших лесов. Повторить порядковый счёт. Развивать творческие способности в процессе оформления книги, поддерживать стремление проявлять оригинальность. Расширять читательский интерес. 

Коррекционно-развивающие: Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности в ходе беседы по теме урока, в процессе ориентировки в задании. Повышение познавательной активности, развития наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки. Коррекция недоразвития моторной функции в процессе разметки, сборки изделия. Повышение интереса к процессу аппликации и конструированию. Развитие мелкой, общей моторики рук и кинестетических анализаторов.

Коррекционно-воспитательные: Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и возможной самостоятельности. Показать значимость ручной умелости. Воспитание трудолюбия. 

Ожидаемые результаты (БУД – базовые учебные действия)

Предметные: Готовая книжка-самоделка с тематикой о диких животных нашего леса. Умение работать по готовому плану. Обеспечение необходимой мотивации при изготовлении книжки - самоделки. Развитие сенсорно – перцептивных способностей. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы, участвовать в диалоге.

Личностные: Положительное отношение к учебному труду. Умение оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность. Пробуждение речевой активности, развитие коммуникативной функции речи, расширение словарного запаса, формирование умения собирать части в целое.

Педагогические технологии

Интегрированное, развивающее обучение: коммуникативные, игровые, информационные, здоровьесберегающие технологии.

Методы, методические приемы

Словесные, наглядные. практические.

                                                                                                                      СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание

Введение в урок

Организационный момент: «Звонок», показ на доске названия урока «Ручной труд».

«Разминка» (Массаж рук учащейся (делает педагог руками и массажным мячом «Колючка»), ушей, головы (массажёром для головы «Мурашка»), артикуляционные позиции («улыбка», «трубочка», «дунуть на «вертушку», «открыть широко рот», «показать язык», «закрыть рот»).

Сюрпризный момент: «Кто пришёл и что принёс?» (звуковой фрагмент собачьего лая). Щенок Дружок (перчаточный театр). Сумка-сюрприз с книгами разных размеров (большие, маленькие), разной толщины (толстые, тонкие) с видимыми книжными корешками.

Основная часть

Загадка про книгу. (от щенка Дружка)

Беседа о книгах (большие, маленькие, толстые, тонкие, с видимым корешком) и частях книги (обложка (твёрдая, мягкая, есть спереди и сзади), что пишут на обложке (название книги, автор), листы-страницы (буквы, цифры, картинки-иллюстрации), корешок). Параллель с ранее изученным материалом, демонстрация ранее сделанных книг.

Беседа о правилах обращения с книгой. (Актуализация ранее изученного материала о бережном отношении к книге (нельзя бросать, рвать, мять)).

Проблемная ситуация: «У щенка Дружка есть много разных книг, а про диких животных - нет.»

(Можем ли мы помочь Дружку и как это сделать?)

Подведение к формулированию темы и цели урока. (Сделать своими руками книжку-самоделку про диких животных.)

Тема: Изготовление книжки- самоделки с изображением диких животных.

1.Рассматривание образца книжки-самоделки (обложка – картон; листы-странички – бумага; обложка и листы сшиты ниткой, корешок). 

Музыкальная пауза: «Идем в лес».

Игра: «Назови дикого животного» (Актуализация знаний про диких животных)

Игра: «Кого нет на лесной полянке?»

ЭОР игра со звуковыми фрагментами криков диких животных: «Кто как кричит?»

2. Изготовление книги.

Этапы работы по готовому образцу:

1. Складывание картона и листов бумаги пополам (обложка и листы-странички).

2. Сборка деталей (вкладывание листов-страничек в обложку).

3. Разметка по линии сгиба мест для прокалывания шилом.

 (Актуализация ранее изученного материала об опасных инструментах (шило, игла, ножницы) и об инструментах «помощниках» (напёрсток).

4. Прокалывание шилом дырок.

5. Сшивание деталей по проделанным отверстиям иглой с ниткой, завязывание узелка.

6. Отрезание кончиков нитки ножницами.

7. Приклеивание корешка на сгиб книги.

8. Вклеивание бумажных заготовок зверей в книгу.

9. Нумерация страниц книги.

10. Приклеивание заготовок (название, автор книги, картинки - украшения (по выбору)) на обложку.

Физкультминутка

Действия головой (повороты вправо, влево), шеей (вверх, вниз), руками (вверх, вперёд, вниз, согнуть в локтях, похлопать), ногами (вперёд, назад, потопать).

Рефлексия

Оценка своего настроения и впечатление от урока. Сигнальные карточки настроения (радость, огорчение).

Мониторинг

Обобщение и систематизация знаний. Просмотр сделанной книги. (Обложка с корешком и выбранной картинкой, названием книги, автором; сшитые листы-страницы с наклеенными изображениями диких животных; нумерация листов). 

Заключение

Итог урока. Оценка деятельности (что узнали, чему научились).

                                                                                                       АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

На уроке были сформированы необходимые знания, умения, использовались доступные средства обучения (игры), которые позволили достичь положительных результатов в формировании БУД.

При введении в урок учащейся была использована «Разминка» с массажем рук, ушей и головы с использованием массажных инструментов (мяч «Колючка», массажёр «Мурашка»), а также сюрпризный момент с использованием перчаточного театра (щенок Дружок) всё это обеспечило необходимую мотивацию и познавательную активность на уроке. Разнообразный наглядный материал (книги разных размеров и видов) стал для учащейся визуальной опорой при ответах на задаваемые вопросы о частях книги. Демонстрация ранее сделанных книг, как пример, дала возможность учащейся быть увереннее в своих силах и знаниях. Созданная проблемная ситуация помогла плавно подвести учащуюся к формулированию темы и цели урока. В процессе беседы про книги были актуализированы знания о бережном обращении с книгой.  На уроке использовались ЭОР, они помогли более ярко представить крики диких животных, а тематическое музыкальное наполнение (песни про книги) создало положительный эмоциональный фон для работы. Сгибая картон и бумагу, прокалывая дырки шилом, сшивая детали иглой с ниткой, отрезая ножницами, намазывая бумажные заготовки клеем – всё это дало положительный толчок в развитии мелкой и общей моторики учащейся, а также в развитии и взаимодействии кинестетических анализаторов. Осуществлялась работа по активизации и обогащению словарного запаса по теме урока, а также были актуализированы знания по окружающему миру (дикие животные), артикуляционные упражнения помогли учащейся разогреть артикуляционный аппарат для активного речеговорения. Совершенствовался навык диалоговой речи, поддерживался читательский интерес. Расширялись представления о разнообразии видов книг и их частей, о способе изготовления и последовательности сборки по готовому образцу (конструирование). В процессе урока с помощью практических действий совершенствовались приёмы работы с бумагой и картоном, с готовыми бумажными заготовками (аппликация), закреплялось умение учащейся ориентироваться в пространстве, на листах-страницах книги и готовой схеме сборки книги. При оформлении нумерации страниц книги были актуализированы математические знания (порядковый счёт). В процессе оформления обложки книги поддерживалось стремление учащейся проявить оригинальность (картинка-украшение по выбору). Учащаяся получила положительный эмоциональный настрой от урока (сделала книгу и подарила) и совместной деятельности, поняла значимость ручной умелости. Здоровьесберегающие технологии, музыкальная пауза, физкультминутка в ходе урока дали возможность учащейся снять эмоциональное и физическое напряжение и иметь возможность продолжить работу на уроке. В конце урока у учащейся была рефлексия, где она отразила своё впечатление от урока и оценила своё настроение (карточки настроения). Подводя итоги урока учащаяся ощенила свою деятельность (сделала книгу-самоделку с дикими животными и подарила её). Знания, полученные на уроке, пригодятся учащейся при социализации и адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в 4 А классе Тема: Природа. Дикие животные. (Формирование умений в монологической речи.)

Представлена технологическая карта урока английского языка в 4 А классе по теме:  "Природа. Дикие животные" . Урок предполагает использование следующего оборудования: компьютер,  проектор, а...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по физической культуре для 5 класса «Приём и передача мяча. Развитие координационных способностей».

Цель урока: Провести комплекс общеразвивающих упражнений в движении; повторить комбинации из освоенных элементов техники перемещений; разучить технику приёма и передачи мяча снизу двумя руками; ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ» ТЕМА: "ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ"

Презентация урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему "Геометрические фигуры"...

Презентация к интегрированному уроку по предмету "Развитие речи и окружающий мир" и "Альтернативное чтение" по теме "Домашние животные" для учащихся 6 класса

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Домашние животные» Название ЭОР: Презентация на тему «Домашние животные»Тип ЭОР:  презентацияА...

Технологическая карта урока для детей с ментальными нарушениями 11 класс 2 вариант. Предмет: человек, речь и альтернативная коммуникация, математические представления. Тема: «Тело человека».

Технологическая карта урока для детей с ментальными нарушениями 11 класс 2 вариант. Предмет: Человек, речь и альтернативная коммуникация, математические представления.Аппликация: "Тело челов...