Нейрогимнастика как средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития
статья

Кукушкина Анастасия Андреевна

 Школа ориентирована на левопулашарных правшей. Дети часто в школе испытывают стресс. Во время стресса на первый план выходит ведущее полушарие, второе засыпает и это сказывается на всех процессах необходимых ребенку в учебе.

И мы можем помочь нашим полушариям подружиться, помочь работать сбалансировано и более эффективно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogimnastika.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нейрогимнастика как средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития

мнемотехники, или доказательство того, что даже человек не изучающий английский язык окружен им и на самом деле тоже кое-что знает, или такие интересные приемы для формирования креативного мышления как кроссенс, друдлы (визульные звгвдки), синквейн.

Но я буду говорить сегодня на другую тему, возможно не столь популярную, незаслуженно.

  • плохо запоминает информацию
  • не может сосредоточиться
  • плохо себя контролирует
  •  медленно читает
  • неловок в движениях
  • истощен (нет энергии)
  • пишет буквы зеркально
  • имеет навязчивые движения
  • обладает макро- или макро-почерком

Я бы хотела спросить, сталкиваетесь ли вы, коллеги, с такими явлениями? Я пришла к пониманию, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Конечно, психологические особенности и социальная среда оказывают свое влияние. Но и помимо этого есть более глубокие процессы, связанные с развитием мозга ребенка в первые годы жизни.

До прохождения курса по нейрофизиологии и нейропсихологии обучения я, наверное, так глубоко не заглядывала в причины трудностей детей в обучении. Нейропсихологи утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия.
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом.  Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.

 Школа ориентирована на левопулашарных правшей. Дети часто в школе испытывают стресс. Во время стресса на первый план выходит ведущее полушарие, второе засыпает и это сказывается на всех процессах необходимых ребенку в учебе.

И мы можем помочь нашим полушариям подружиться, помочь работать сбалансировано и более эффективно.

Я впечатлилась курсом и полученной информацией и стала использовать на уроках гимнастику для мозга или нейрогимнастику. Добавляю эти упражненя к обычной физкультминутке или только эти упражнения. Дети выполняют с интересом и удовольствием.

(Нейрогимнастика — это комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга.  Существует такое понятие как «образовательная кинезиология» — прикладная наука, изучающая развитие и умственных способностей посредством разных заданий, тренирующих оба мозговых полушария.

  • При помощи комплекса специальных упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Денисоном. Он назвал свое детище Гимнастика мозга: энергетические, растягивающие движения, направленные на углубление позитивного отношения, срединные движения)

В частности, нейрогимнастика помогает детям:

  • стимулировать развитие мыслительной деятельности;
  • улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;
  • снизить утомляемость на занятиях и уроках, повысить работоспособность;
  • улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
  • укрепить вестибулярный аппарат;
  • снять стресс и напряжение;
  • предотвратить нарушения, связанные с восприятием пространства и времени.

Предлагаю вам вместе со мной попробовать выполнить некоторые упражнения, создать новые нейронные связи.

Начнем с простых:

-колечки, браслет

-кулак ребро ладонь

-лезгинка

-Кулаки: мезине+большой

-жила была коза дела у не были во

-ножницы зайчик

-победа – дизлайк

-2+1

-пианист

Глазодвигательное упражнение: ленивые восьмерки

Кнопки мозга: стимулирует поток крови к мозгу

Сова: особенно полезно после длительного письма

Буквы на спине: зеркальное письмо, пространственные представления

Крюки Денисона: левая нога поверх правой, большой палец правой руки поверх, кончик языка к небу. Задержать. Вторя часть.

 Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную.

Интересно, что кинезиология появилась ещё в 60-х годах прошлого столетия. Однако вторую жизнь в направление вдохнуло повсеместное появление интернета.

Итак, нейрогимнастика состоит из целого спектра простых упражнений. Их могут выполнять не только дети, но и взрослые (хотя для малышей нейрогимнастика намного действеннее). правильность выполнения и систематичность.

Как работают упражнения для мозга

Головной мозг — это сложная структура, состоящая из двух полушарий, отвечающий за конкретные виды деятельности. Правое контролирует и регулирует координацию, творческие способности, пространственное восприятие и способности к гуманитарным наукам. Левое полушарие контролирует и регулирует способности к точным наукам, анализу, а ещё отвечает за речь и логику.

Работу обоих полушарий мозга координирует мозолистое тело, представляющее собой разветвлённую систему нервных волокон. Задача мозолистого тела — связывать оба полушария, помогая мозгу работать как единое целое.

Иногда случается так, что в работе мозолистого тела случаются сбои. Тогда какое-то одно полушарие берёт на себя основную нагрузку, пока другое находится как бы в состоянии спячки. В том числе по этой причине у детей могут случаться разнообразные нарушения: плохая память, невнимательность и рассеянность, проблемы с ориентацией в пространстве.

Учёные определили, что укрепление связей между полушариями происходит в разном возрасте: до 7 лет у девочек и примерно до 8,5 лет у мальчиков. И чем раньше начать выполнять упражнения нейрогимнастики, тем быстрее полушария мозга гармонично разовьются и станут взаимодействовать между собой слаженно.

Начинать выполнение упражнений для мозга рекомендуется в дошкольном возрасте (4-5 лет). Постепенно тренировки можно усложнять, добавляя более специфичные и интересные движения.

Польза гимнастики для мозга

Почему же родители по всему миру всё чаще обращаются к нейрогимнастике? Дело в том, что упражнения для мозга позволяют решить множество задач, связанных не только с работой мозга в целом, но и с когнитивными способностями. 

 

  • Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности? 
  •  Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые  активизируют полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью и   используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения тщательно продуманы и объединены в систему. Причем, их можно комбинировать по-разному, в зависимости от результата, который хотите получить. Например, если у ребенка упадок сил — один комплекс. Если нужно сосредоточиться для чтения после шумной игры — другой комплекс. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. и письма.
  • Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения
  • «Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.  Состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на  способности  к обучению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Применение  технологии РКМЧП позволяет ученику развивать навыки работы с текстами любого типа, так как в ней приоритетная роль отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформи...

«Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей ребенка»

В игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитание через коллектив, приобщение детей к научно-техническому творчеству, воспитание ответствен...

Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы на уроках географии как способ активизации умственной деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯМультимедийные средства  и Интернет-ресурсы на уроках географии как способ  активизации умственной деятельности...

Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

 Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...