План - конспект учебного занятия для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Завещанное искусство».
методическая разработка

Гусельникова Юлия Алексеевна

Познакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой.

Побудить детей к созданию глиняной игрушки-свистульки на основе мотивации личной заинтересованности: сделать игрушку для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект учебного занятия для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Завещанное искусство». Базовый уровень. Модуль 2 «Подмастерья». Раздел: Традиционная игрушка из глины. Промысел с.Кожля

Возраст обучающихся: 8-9 лет

Автор-составитель:

Гусельникова Юлия Алексеевна

Педагог дополнительного образования

Первая квалификационная категория

г.Курчатов 2024г.

Тема занятия: «Путешествие в мир кожлянской игрушки – секреты в росписи»

Цель: познакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой.

Программное содержание:

Побудить детей к созданию глиняной игрушки-свистульки на основе мотивации личной заинтересованности: сделать игрушку для себя.

Продолжить знакомство с народным промыслом Курского края – кожлянской игрушкой: со спецификой ее изготовления, росписью. Вызвать у обучающихся желание расписать объемную глиняную игрушку в стиле народных мастеров с.Кожля.

Закрепить знание цветов, используемых в кожлянской росписи, ее элементов. Развивать мелкую моторику, внимание, эстетическое восприятие, творческое воображение.

Содействовать формированию у обучающихся интереса к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за родной курский край, богатый старинными традициями.

Возраст обучающихся: 8-9 лет

Формы организации работы:

Методы и приемы:

беседа, вопросы различного характера, мотивация  личной заинтересованности, художественное слово, рассматривание, показ, малоподвижная игра, дидактическая игра, выполнение росписи объемной игрушки.

Материал и оборудование: 

акриловые краски, кисти по количеству детей, баночки с водой, тканые салфетки, доски, игрушки-свистульки из глины, экспонаты музея: предметы народно-прикладного искусства Курской области: глиняная игрушка, созданная по мотивам кожлянских мастеров, кисточка из гусиного пера; народная музыка, пение соловья (аудиозапись).; листы формата А5 с цветным изображением элементов росписи с их значением.

Предварительная работа: 

экскурсия в краеведческий музей г.Курчатова, рассматривание кожлянских игрушек, беседа о них, презентация «Из истории кожлянской игрушки», мастер-класс с участием детей «Лепка простой формы глиняной игрушки-свистульки», знакомство с элементами и цвета в  кожлянской росписи.

Форма проверки знаний обучающихся.

Наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата.

Содержание и материал занятия организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания занятия.

2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и терминов, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления занятия.

3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления занятия. Также предполагает углубленное изучение содержания темы в рамках содержательно тематического направления занятия.

Проблема: Привлечение внимания обучающихся к сохранению традиций народного промысла Курского края – кожлянской игрушкой:  специфики  ее изготовления и  росписи.

Ход занятия.

1.Организационный этап. Приветствие педагога, объявление темы занятия. Знакомство с этапами занятия. 

 Добрый день, дорогие ребята! Сегодня Вам предстоит совершить путешествие в мир кожлянской игрушки. Прикоснуться к истории возникновения, развития игрушечного промысла, да и самому поучаствовать в разгадывания знаков и символов, нанесенных на маленькую  игрушку. Кожлянская свистулька – красивая, нарядная и звонкая – гордость Курчатовского района и Курской области.

2. Этап изучения нового материала. Рассказ педагога с использованием игрушек, представленных из собственной коллекции и личного изготовления.

Из истории кожлянской игрушки…

Недалеко от города Курчатов находится село Дроняево, а в семи километрах от него на холмах расположено село Кожля. Когда-то здесь было 400 дворов, и в каждом занимались игрушкой. По одной из версий село так называется по тому, что на холмах паслись козы, от того и «Козля», а в дальнейшем «Кожля».  Секреты изготовления свистулек из белой глины передавались кожлянскими  игрушечницами по наследству от матери к дочери.  

Промысел кожлянской игрушки воспроизводит в глине более двадцати образов. Одни относятся к язычеству: медведь, олень, конь, птичка, баран, козел, корова.  Они несут отпечаток древних верований. Другие образы возникли в 18-19вв.: заяц, лиса, белка, курский соловей, рыбка, петух, утка, гусь, тройка, кошка, собака. Причины их появления состоят в освоении географических просторов, влиянии народной культуры. Кожлянская игрушка, ребята, самая древняя свистулька, ее вывозили в бочках далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию, кстати, отсутствие лишних деталей и налепов на игрушках – удобство для перевозки, ведь мелкие детали часто откалываются.  

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на игрушки, которые я расположила перед Вами и ответьте на вопрос: какие образы здесь представлены, кого лепили наши мастерицы? (ответы детей)

 Вам  представлена возможность посетить своеобразное домашнее подворье, где можно было увидеть быка, барашка, петуха, коня, козлика, зайца, котика, курочку. Давайте с вами рассмотрим игрушки.

Чаще всего это одиночные фигурки, изображающие домашних и диких животных и птиц. Есть игрушки сложные, состоящие из двух и более фигурок, например, барыня с лисичкой или курочкой под мышкой, чудо-всадник, тройка, и все игрушки непременно со свистком.

 Именно этих животных и птиц традиционно лепили в селе, в руках они держали гармошку, хлебушек, цветочек.

- Как вы думаете, ребята, для чего игрушкам свисток? (ответы детей). Игрушка сделана для забавы и потехи  детей, чтобы им было интересно и весело. Свисти себе, когда хочешь, на здоровье!  

        

Знакомство с орнаментами и их значением в росписи кожлянской игрушки.

Рассказ педагога с использованием игрушек и схем с изображением символов и орнаментов кожлянской росписи.

  - Ребята, давайте посмотрим на кожлянскую игрушку, какие все же они разные, несмотря на то, что используются одинаковые узоры и цвета. Все они яркие и нарядные. А знаете ли Вы, что роспись этой игрушки  имеет свои секреты и каждый символ имеет своё значение? (ответы детей).

Смысл знаков на кожлянской игрушке можно прочитать: их придумали наши предки тысячи лет назад, но сейчас уже забыты. И народные мастера использовали их в росписи по закону промысла – «так писали наши матери».

Расписывая кожлянскую игрушку, мастерицы строго придерживались 4х цветов. Посмотрите на игрушку, какие цвета использовали мастера? (ответы детей).

  Самыми распространенными цветами являются красный или малиновый, синий или фиолетовый, желтый и зеленый. Цвет передает информацию о местных обрядах, обычаях и жизненном укладе.

В Кожле на протяжении многих столетий сохранились цвета в росписи: красный (малиновый). Красный значит красивый. Он употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-нибудь хорошего, яркого, светлого. Русский язык содержит такие фразеологизмы, как красный молодец и красная девица, то есть здоровые, красивые. Красный цвет связан в народных представлениях со здоровьем и его сохранением. Отсюда вытекает оберегающая функция цвета. Все предметы-обереги должны быть красными. Красный цвет присутствует в росписи любой кожлянской игрушки, такие правила. Синий (фиолетовый): небо и вода. Что касается воды, то само это слово включает сразу несколько понятий: священная жидкость, дожди, росы, а также реки и ручьи, на берегах которых стояли деревни и села. Зеленый: природа, которой цвет принадлежит, трава.

- Посмотрите, какие узоры вы видите на свистульках? На что они похожи? (ответы детей)

Косая мелкая решеточка, «елочка», параллельные полоски, пятнышки, косые линии, «волна»«звездочки».  Геометрические орнаменты: линии прямые тройные  и волнистые синего цвета, что означают воду: земную (реки) и небесную (дожди), а зеленого - трава; сетка ромбическая – ловчие сети, земля; с пятнами в центре каждого ромба – засеянная земля;  «ёлочка» - «мировое дерево», жизнь, природа; цветные пятна и точки – семена и зёрна, а «звездочки» - звезды на небе. Нанесение знаков на формы обосновано связью их образов со смыслом плодородия и плодовитости. Медведя народное сознание соединяло с пробуждением земли и непосредственно с пахотой, когда люди надевали на себя медвежьи шкуры, чтобы достичь хорошего урожая. Кожлянская мастерица Ковкина В. В. наносила пятнышки на однотонную кофту барыни и коня, что объясняется в первом случае непосредственной связью образов женщины и земли, во-втором – образа коня с магией земледелия. В кожлянской игрушке орнамент «ёлочка» означает «жизнь». Желтый цвет: солнце, связь неба и земли, движение. А разнообразные предметы, вложенные в «руки» кожлянской игрушки, мастерицы закрашивали сплошь в желтый цвет, и не случайно, а потому, что он выражал мысль об  их механическом движении в руках человека в реальной жизни.

- Ребята, подумайте и ответьте, как люди узнали о нашей кожлянской игрушке? (ответы детей)

Игрушка дошла до наших дней благодаря умельцам, жившим в селе Кожля, это известные три мастерицы: Валентина Венедиктовна Ковкина, Ольга Ивановна Дериглазова, Ульяна Ивановна Ковкина. Начав лепить детьми,

научившись мастерству у своих матерей, они лепили всю свою жизнь и дожили до 90 лет. Все они - члены Союза Художников СССР, народные мастера России. Свое мастерство они передали – своим детям и внукам, а также последователям и ученикам. Именно поэтому, традиции кожлянских мастеров продолжают жить и в наше время.

3. Этап самостоятельной поисковой деятельности.

Предлагаю и вам стать мастерами-умельцами. Сначала мы сделаем «пробу пера» и нанесём узоры по образцу на лист бумаги, где изображены орнаменты традиционной росписи. Когда рука привыкнет к штриху, его размеру, тогда мы приступим к росписи самой свистульки. Помните, что вы занимаетесь не простой росписью игрушки, а росписью со смыслом, ведь использовать каждый цвет и определенный орнамент  необходимо с учетом его значения.

Дети сначала работают на листах бумаги с образцами элементов росписи, а потом берут глиняные игрушки и расписывают их, самостоятельно подбирая необходимый орнамент и цвет. Педагог  тоже расписывает  свою игрушку и в ходе детской деятельности помогает тем, кто затрудняется, советом, показом на своей игрушке. В конце выставляем игрушки на общий стол.

4 этап. Первичное закрепление пройденного материала.

Игра «Вопрос-ответ».

Сегодня мы с вами совершили виртуальное путешествие в мир кожлянской игрушки. Теперь вы знаете! (ответы детей).

- Как называется село, в котором зародился игрушечный промысел?

- Из какой глины делали игрушки-свистульки?

- Какие цвета использовали в росписи?

- Какие орнаменты что обозначали?

- Как звали трёх мастериц-игрушечниц?

- Для чего мы с вами храним традиции лепки и росписи кожлянской игрушки?

5 этап. Подведение итогов.

Вместе с педагогом рассматривают готовые расписанные игрушки, обмениваются впечатлениями, делятся каждый своим мнением и эмоциями.

Заключительное слово: Сегодня вам довелось прикоснуться к истории возникновения, развития игрушечного промысла кожлянской игрушки.  Самим  поучаствовать в разгадывании знаков и символов, нанесенных на маленькую игрушку. В своих  руках вы держите игрушку-оберег, расписанную вами  в традициях кожлянских мастеров, и, надеюсь, испытываете большую  гордость и уважение к истории места, где она  зародилась – Курская земля. Спасибо за внимание!

Литература и источники

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития личности и  воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2015.

2. Королёв Б.Н. История и современность Курского края. Курск, 2014.

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

4. Нестеренко Т.Ю. Сторона мастеровая. Сборник очерков. Курск, 2013.

5. Нестеренко Т.Ю. Очарованные чудом. Сборник очерков о мастерах ремёсел и прикладного творчества Курской области. Курск, 2018.

6. Редкозубова  Н.Э. Мастерская игры и игрушки. М.: МАКС-ПРЕСС, 2012.

7.Скобликова Т.Е. Связуя нить времён: традиционное гончарство в культуре Черноземья. Т. Е. Скобликова. – Курск: ООО «Мечта», 2014.

8. Тертищева Л.И. Кожлянская игрушка – гордость Курского края. Курск, 2015.

Интернет-источники:

8. https://vk.com/topic-7774790_27726383 

9.https://perunica-ru.turbopages.org/perunica.ru/s/chistiy_ist/9136-kozhlyanskaya-glinyanaya-igrushka-kurskiy-solovey.html 

10. http://museum.ru/C5993 

11.  https://www.youtube.com/watch?v=dLlAVa1tL4E

12. https://www.youtube.com/watch?v=9vvsTBs0zNk 

13. https://www.youtube.com/watch?v=NR84wPIq4Vk

14.http://kursksad92.ru/wp-content/uploads/2017/04/Prezentatsiya-Kozhlyanskaya-igrushka----simvol-Kurskogo-kraya.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»

Программа  туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО,  Концепцией духовно-нравстве...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок"

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок" разработан с целью пробудить интерес к занятиям...