Рабочая программа факультативного курса
рабочая программа (10 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

 «Школа юного медиатора»

для обучающихся 10 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shkola_yunogo_mediatora.docx897.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

 «Школа юного медиатора»

для обучающихся 10 класса

Составитель:

социальный педагог

Манохина Анна Юрьевна

пгт. Излучинск, ‌ 2024‌​ 

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Школа юного медиатора» для обучающихся 11 класс разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228);

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

- СП 2.4.3648-20;

- СанПиН 1.2.3685-21;

- годовым календарным учебным графиком на 2023/2024 учебный год.

В современном обществе остро востребована способность граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Программа «Школа юного медиатора» – комплексная программа психолого-педагогической работы, посвященная формированию конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия, повышению мотивации конструктивного поведения в конфликте, росту конфликтоустойчивости за счёт снижения эмоциональных помех в коммуникации.

Цели программы:

  1. Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной организации.
  2. Формирование личностных качеств учащихся, снижающих конфликтность личности.
  3. Формирование компонентов конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).

Задачи:

  1. Знакомство с основными понятиями конфликтологии;
  2. Повышение навыков конструктивной коммуникации с окружающими;
  3. Овладение и усовершенствование навыков прогнозирования, разрешения и контролирования протекания конфликта;
  4. Развитие конфликтоустойчивости, эмпатии, рефлексии;
  5. Повышения уровня мотивации конструктивного поведения в конфликте;
  6. Коррекция деструктивных эмоциональных состояний;

Место курса в учебном плане:

На факультативный курс «Школа юного медиатора» учебным планом предусмотрено 34 часа в 10 классе (1 час в неделю)

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

  • ориентация в системе моральных норм;
  • доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к насилию;
  • позитивная моральная самооценка;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • умения конструктивно разрешать конфликты;

Предметные:

  • основные понятия и принципы восстановительного подхода;
  • алгоритм проведения восстановительной медиации;
  • виды и специфику конфликтов;
  • способы эффективной коммуникации;
  • приемы активного слушания;
  • умение работать в группе, в коллективе;
  • анализировать конфликтные ситуации;

Регулятивные:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • учится осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • прогнозировать последствия своих поступков;
  • учится делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
  • брать на себя ответственность за свои поступки, высказывания;

Познавательные

  • уметь распознавать и описывать свои чувства, чувства других;
  • рассуждать, строить логические умозаключения, наблюдать, моделировать ситуацию;

Коммуникативные:

  • учиться доверительно, откровенно говорить о своих чувствах;
  • учиться работать в паре и группе;
  • выполнять различные роли;
  • слушать и понимать речь других ребят;
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей.

Информация об организационных формах факультативного курса.

Основные формы проведения занятий курса:

  • психологические игры и упражнения;
  • ролевые игры;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • консультирование;
  • групповое обсуждение
  • решение кейсов.

Календарно- тематическое планирование

N» п/п

Тема

Содержание

Количество

часов

1

Диагностическое тестирование: выявление начальное уровня конфликтологической компетентности, уровня агрессивности.

1

2

Что такое конфликт?

Расширение представлений о психологической сущности конфликтов.

1

3

Круг ценностей

Формирование ценностей позиции группы, принятие ценностей восстановительного подхода.

1

4

Роль конфликта в социуме

Выявление важности существования конфликтов в социуме.

1

5

Последствия конфликтов.

Расширение представлений о психологических функциях конфликтов.

1

6

Из- за чего возникают и развиваются конфликты?

Расширение представлений о причинах конфликтов.

1

7

Стили поведения в конфликте

Расширение представлений о стилях поведения в конфликте.

1

8

Управление конфликтом.

Расширение представлений о возможностях управления конфликтом на основе знаний о стилях поведения в конфликте.

1

9

Самоконтроль в конфликте

Формирование навыка самоконтроля в конфликтной ситуации.

1

10

Мотивирование к преодолению конфликтов

Создание условий для формирования мотивации к преодолению конфликтной ситуации.

1

11

Учимся разрешать конфликты

Повышение информированности о возможностях управления конфликтом на основе анализа противоречий.

1

12

Общение в конфликте

Развитие навыков эффективной коммуникации.

1

13

Качества, важные для бесконфликтного общения

Расширение представлений о личностных качествах, способствующих эффективному поведению в конфликтной ситуации.

1

13

Формулирование «антиконфликтного кодекса»

Создание условий для формирования мотивации к конструктивному общению с окружающими.

1

14-15

Повышение ценности учащихся в системе межличностных отношений.

Создание условий для оптимизации системы межличностных отношений в коллективе.

2

16

Что такое медиация?

Повышение информированности о содержании работы медиатора.

1

17

Медиация конфликтов: как это делается?

Формирование представлений о структуре медиации.

1

18

Что такое эффективная коммуникация?

Создание условий для выявления закономерностей эффективной коммуникации и формирования навыков ее существования.

1

19

Как правильно слушать собеседника?

Создание условий для выявления закономерностей эффективной позиции слушателя и формирования навыков ее осуществления.

1

20

Что такое бесконфликтный стиль общения?

Создание условий для выявления и анализа барьеров в общении, создание условий для поддержания мотивации к освоению навыков медиации школьных конфликтов.

1

21

Этапы медиации.

Формирование представлений об основных этапах медиации.

1

22

Как организовать подготовительный этап медиации?

Освоение технологии организации медиации.

1

23

Как провести основной этап медиации?

Создание условий для освоения технологии основного этапа медиации.

1

24

Как завершить медиацию?

Освоение технологии основного этапа медиации.

1

25

Возникли проблемы: что делать?

Рефлексия потенциальных трудностей в процессе медиации и возможности их преодоления.

1

26

Каким должен быть настоящий медиатор?

Создание условий для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора.


1

27

Зачем люди становятся медиаторами?

Выявление и анализ собственных мотивов, значимых для выполнения функций медиатора.

1

28

Внутренние ресурсы медиатора

Изучение собственных личностных ресурсов, значимых для выполнения функции медиатора.

1

29

Самомедиация

Создание условий для перехода от учебной медиации к реальной.

1

30

Неуверенный- уверенный- самоуверенный

Изучение роли самооценки в реализации функций медиатора.

1

31

Лидер и его качества

Изучение личностных качеств, анализ сформированности собственных личностных качеств.

1

32

Проведение переговорной игры

Отработка навыков ведения переговоров.

1

33

Проведение учебной медиации

Отработка полученных знаний, умений и навыков ведения медиации.

1

34

Итоговая диагностика для выявления динамики формирования конфликтологической компетентности.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....