Рабочая программа факультативного курса
рабочая программа (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Школа юного медиатора»
для обучающихся 10 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 897.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Школа юного медиатора»
для обучающихся 10 класса
Составитель:
социальный педагог
Манохина Анна Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Школа юного медиатора» для обучающихся 11 класс разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228);
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- годовым календарным учебным графиком на 2023/2024 учебный год.
В современном обществе остро востребована способность граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Программа «Школа юного медиатора» – комплексная программа психолого-педагогической работы, посвященная формированию конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия, повышению мотивации конструктивного поведения в конфликте, росту конфликтоустойчивости за счёт снижения эмоциональных помех в коммуникации.
Цели программы:
- Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной организации.
- Формирование личностных качеств учащихся, снижающих конфликтность личности.
- Формирование компонентов конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).
Задачи:
- Знакомство с основными понятиями конфликтологии;
- Повышение навыков конструктивной коммуникации с окружающими;
- Овладение и усовершенствование навыков прогнозирования, разрешения и контролирования протекания конфликта;
- Развитие конфликтоустойчивости, эмпатии, рефлексии;
- Повышения уровня мотивации конструктивного поведения в конфликте;
- Коррекция деструктивных эмоциональных состояний;
Место курса в учебном плане:
На факультативный курс «Школа юного медиатора» учебным планом предусмотрено 34 часа в 10 классе (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
- ориентация в системе моральных норм;
- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к насилию;
- позитивная моральная самооценка;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- умения конструктивно разрешать конфликты;
Предметные:
- основные понятия и принципы восстановительного подхода;
- алгоритм проведения восстановительной медиации;
- виды и специфику конфликтов;
- способы эффективной коммуникации;
- приемы активного слушания;
- умение работать в группе, в коллективе;
- анализировать конфликтные ситуации;
Регулятивные:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- учится осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- прогнозировать последствия своих поступков;
- учится делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- брать на себя ответственность за свои поступки, высказывания;
Познавательные
- уметь распознавать и описывать свои чувства, чувства других;
- рассуждать, строить логические умозаключения, наблюдать, моделировать ситуацию;
Коммуникативные:
- учиться доверительно, откровенно говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и группе;
- выполнять различные роли;
- слушать и понимать речь других ребят;
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей.
Информация об организационных формах факультативного курса.
Основные формы проведения занятий курса:
- психологические игры и упражнения;
- ролевые игры;
- беседа;
- наблюдение;
- консультирование;
- групповое обсуждение
- решение кейсов.
Календарно- тематическое планирование
N» п/п | Тема | Содержание | Количество часов | |
1 | Диагностическое тестирование: выявление начальное уровня конфликтологической компетентности, уровня агрессивности. | 1 | ||
2 | Что такое конфликт? | Расширение представлений о психологической сущности конфликтов. | 1 | |
3 | Круг ценностей | Формирование ценностей позиции группы, принятие ценностей восстановительного подхода. | 1 | |
4 | Роль конфликта в социуме | Выявление важности существования конфликтов в социуме. | 1 | |
5 | Последствия конфликтов. | Расширение представлений о психологических функциях конфликтов. | 1 | |
6 | Из- за чего возникают и развиваются конфликты? | Расширение представлений о причинах конфликтов. | 1 | |
7 | Стили поведения в конфликте | Расширение представлений о стилях поведения в конфликте. | 1 | |
8 | Управление конфликтом. | Расширение представлений о возможностях управления конфликтом на основе знаний о стилях поведения в конфликте. | 1 | |
9 | Самоконтроль в конфликте | Формирование навыка самоконтроля в конфликтной ситуации. | 1 | |
10 | Мотивирование к преодолению конфликтов | Создание условий для формирования мотивации к преодолению конфликтной ситуации. | 1 | |
11 | Учимся разрешать конфликты | Повышение информированности о возможностях управления конфликтом на основе анализа противоречий. | 1 | |
12 | Общение в конфликте | Развитие навыков эффективной коммуникации. | 1 | |
13 | Качества, важные для бесконфликтного общения | Расширение представлений о личностных качествах, способствующих эффективному поведению в конфликтной ситуации. | 1 | |
13 | Формулирование «антиконфликтного кодекса» | Создание условий для формирования мотивации к конструктивному общению с окружающими. | 1 | |
14-15 | Повышение ценности учащихся в системе межличностных отношений. | Создание условий для оптимизации системы межличностных отношений в коллективе. | 2 | |
16 | Что такое медиация? | Повышение информированности о содержании работы медиатора. | 1 | |
17 | Медиация конфликтов: как это делается? | Формирование представлений о структуре медиации. | 1 | |
18 | Что такое эффективная коммуникация? | Создание условий для выявления закономерностей эффективной коммуникации и формирования навыков ее существования. | 1 | |
19 | Как правильно слушать собеседника? | Создание условий для выявления закономерностей эффективной позиции слушателя и формирования навыков ее осуществления. | 1 | |
20 | Что такое бесконфликтный стиль общения? | Создание условий для выявления и анализа барьеров в общении, создание условий для поддержания мотивации к освоению навыков медиации школьных конфликтов. | 1 | |
21 | Этапы медиации. | Формирование представлений об основных этапах медиации. | 1 | |
22 | Как организовать подготовительный этап медиации? | Освоение технологии организации медиации. | 1 | |
23 | Как провести основной этап медиации? | Создание условий для освоения технологии основного этапа медиации. | 1 | |
24 | Как завершить медиацию? | Освоение технологии основного этапа медиации. | 1 | |
25 | Возникли проблемы: что делать? | Рефлексия потенциальных трудностей в процессе медиации и возможности их преодоления. | 1 | |
26 | Каким должен быть настоящий медиатор? | Создание условий для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора. | 1 | |
27 | Зачем люди становятся медиаторами? | Выявление и анализ собственных мотивов, значимых для выполнения функций медиатора. | 1 | |
28 | Внутренние ресурсы медиатора | Изучение собственных личностных ресурсов, значимых для выполнения функции медиатора. | 1 | |
29 | Самомедиация | Создание условий для перехода от учебной медиации к реальной. | 1 | |
30 | Неуверенный- уверенный- самоуверенный | Изучение роли самооценки в реализации функций медиатора. | 1 | |
31 | Лидер и его качества | Изучение личностных качеств, анализ сформированности собственных личностных качеств. | 1 | |
32 | Проведение переговорной игры | Отработка навыков ведения переговоров. | 1 | |
33 | Проведение учебной медиации | Отработка полученных знаний, умений и навыков ведения медиации. | 1 | |
34 | Итоговая диагностика для выявления динамики формирования конфликтологической компетентности. | 1 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....
