Сценарий открытого урока «Недаром помнит вся Россия…»
план-конспект урока

Инна Козичева

Сценарий открытого урока «Недаром помнит вся  Россия…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_otkrytogo_uroka.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия:

«Недаром помнит вся Россия…»

Цель: знакомство учащихся с ключевыми событиями Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1945 года, показать подвиг героев – офицеров и народа в битве при Бородино, Сталинградской и Курской битвах.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с литературными произведениями, отображающими историческое событие, показать, какие художественные средства использованы для художественного изображения исторического события;
  2. Знакомство учащихся с историческим событием – Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года;
  3. Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства;
  4. Формирование чувство высокого патриотизма, гордости за нашу историю;
  5. Воспитание в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.
  6. Привлечение родителей к школьным внеклассным мероприятиям.

Ход занятия.

(дети в гусарских костюмах заходят под «Гусарский марш» и встают у своих мест)

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, класс и родители.

Дорогие гости, представьте, что перед вами курсанты гусарского полка, которые сегодня будут сдавать зачет высшему командному составу. А почему гусарского? Все очень просто: 2012 год объявлен Годом Российской истории и в преддверии празднования этой величайшей даты двухсотлетия со дня Бородинской битвы мы будем вспоминать основные исторические моменты и героев Отечественной войны 1812 года, поэтому костюмы помогут нам прочувствовать дух того времени. И вас, уважаемый Высший командный состав, просим облачиться.

Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости:

  • Из городских организаций;
  • Администрация лицея;
  • Наши учителя;
  • И уважаемые родители.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и родителей.

Итак, начинаем зачет. Прошу садиться.

Командный состав просим надеть амуницию

Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения, российское государство снова возрождалось.

К началу XIX в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить Россию, захватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

Ребята, историю России, вы еще не изучали, но с некоторыми ее событиями мы знакомились на уроках литературы и классных часах, посвященных памятным датам.

В каждой четверти на классных часах, мы говорили и о Бородинском сражении, и о Ледовом побоище, и о воинах-интернационалистах, и о Великой Отечественной войне.

И для начала давайте вернемся с вами к самым ярким и в то же время самым трагическим событиям Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Вы получили задание подготовить свои сообщения. Прошу.

(Челмакин В. Рассказ о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов)

Учитель: Какие события повлияли на исход ВОв?

(Жаров В. Рассказ о Сталинградской битве)

Учитель: Но было еще одно сражение, которое было столь же не маловажным. Может быть, кто-то из родителей поможет узнать нам об этом событии.

(Родители. Рассказ о Курской битве)

Учитель: Ну, что ж, мы столько важного и интересного узнали о Великой Отечественной войне, где каждое сражение, каждая битва приближала Советский Союз к долгожданной победе.

На уроках литературы мы с вами знакомились еще с одной Отечественной войной. Кто назовет какой и с кем?

(дети отвечают)

(Отечественная война 1812 год) + презентация

Учитель: В каких литературных произведениях мы с вами читали о событиях Отечественной войны 1812 года?

(В басне И.А. Крылова «Волк на псарне») + слайд

Учитель: Расскажите, пожалуйста, когда и при каких событиях была написана эта басня.

(Раевич А. Рассказ о возникновении басни)

Учитель: Давайте послушаем небольшой отрывок из басни.

(Гноевой В. Читает отрывок из басни)

Родитель: У И.А. Крылова есть еще одна басня, которая называется «Ворона курица». Которая также получила отклик на события, происходившие в Москве среди дворян.

(И.А. Крылов «Ворона и курица») + слайд

Учитель: Да, действительно, были и такие разговоры. Обе эти басни связаны непосредственно с военными событиями Отечественной войны 1812 года, в них Крылов проявил себя, как «политический деятель», поддерживающий и оправдывающий тактику Кутузова.

С каким еще литературным произведением мы знакомились на уроках, отражающее события войны 812 года?

(М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

К какой дате было написано это стихотворение?

(к 25-летию Бородинской битвы)

Не всякое историческое событие может стать объектом художественной литературы, а только те, которые сохраняются в сердцах и памяти народной.

(Презентация «Бородино»)

Учитель: Замечательно. После такого прочтения это стихотворение можно уже читать наизусть, полностью.

А сейчас, давайте немного с вами разомнемся, но не физически, а умственно. Поиграем с вами в шарады. И привлечем к этому наших гостей и родителей.

Учитель: Вспомнили с вами о Вов 1941-1945 годов и Отечественной 1812 года. Что общего между двумя этими войнами. Назовите сходства.

(Отечественная, партизанские отряды, дружины ополчения)

Учитель: Хорошо. А почему Отечественная война?

(Потому, что в военных действиях участвовали не только генералы, командиры, одним словом военные, но и весь народ, от мала до велика. Кого не брали на фронт, уходили в партизанские отряды, каждый ковал победу по-своему)

Правильно. А как вы думаете какие различия?

(Отечественная 1812 года шла 1 год, а Отечественная 41-45 – 4 года, отсюда и Великая)

Учитель: Правильно. Вот вы сейчас говорили, что кто не попадал на фронт, уходили к партизанам. И сейчас ваши родители расскажут, о каких детях героях до сих пор идет слава.

Родитель: О пионерах-героях (Марат Казей, Леня, Голиков).

Учитель: А в Отечественную войну 1812 года были такие дети герои?

(Да)

С каким подростком мы с вами знакомились на уроках развития речи?

(С Петей Ростовым)

В каком произведении упоминается этот юноша?

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Правильно. Сейчас Юра Казаков зачитает отрывок из этого романа.

(Ю.Казаков «Монолог Пети Ростова»)

Учитель: Ну, что ж, прекрасно. Давайте с вами обобщим все, что мы увидели и услышали сегодня. Какова роль этих Отечественных войн 1941 – 1945 и 1812 годов в Истории государства Российского?

Ученик: Обобщает. Делает вывод.

Учитель: «Гроза 12-го года» объединила народ, преодолев сословное разобщение, пробудила в людях лучшие душевные качества. И этот духовный опыт оказался вновь востребован в 20-ом веке во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Стихотворение «Бородино», написанное в канун 25-летия Отечественной войны 1812, звучало и в годы Великой Отечественной войны. Его читали по радио и цитировали в публицистике. Политрук Клочков обратился к своим ребятам с призывом «Ребята, не Москва ль за нами!» накануне легендарного боя.

Так объединились эти две Отечественные войны, в которых проявились главные черты русского народа – его мужество, стойкость, бодрость духа, его умение сплачиваться, «преодолевая рознь мира сего».

Обе войны останутся в памяти народа как символ стойкости и героизма в защите Родины, как олицетворение несокрушимости русского духа, нетленности русской славы и гордости за нашу Отчизну.

(Звучит фонограмма «Мы дети твои, Россия»

дети встают, исполняют 1 куплет и припев)

Учитель благодарит всех за участие и со всеми прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия Недаром помнит вся Россия (к 200-летию со дня Бородинской битвы)

Внеклассное мероприятие,посвященное 200-летию со дня Бородинской битвы способствует более прочному усвоению знаний, воспитанию чувства патриотизма, гордости за своих предков....

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

Технологическая карта урока" Недаром помнит вся Россия"

Технологическая карта очень подробно раскрывает урок...

Сценарий открытого мероприятия «Мы помним город осаждённый», посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда

Мероприятие посвящено Дню снятия блокады г.ленинграда. Праздник проводится в актовом зале школы с участием гостей: жителями поселка и ветеранами. Праздник проводят учителя и обучающиеся школы....