Рабочий лист "Семейный бюджет"
методическая разработка (6 класс)
Сценарий урока , рабочий лист по теме "Семейный бюджет"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 395.3 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА
№ слайда или дидакт. материал | Деятельность спикера | Деятельность учащихся | Тайминг | |
ЭТАП 1: «ДЛЯ ЧЕГО ГОСУДАРСТВО ЗАНИМАЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» | ||||
Слайд 1 «Тема Урока» Слайд 2 «А вы знаете?» Слайд 3 «А вы знаете?» | Спикер представляется. Вводит в тему: «Сегодня перед нами стоит очень важный вопрос, на который хотелось бы получить ответ в конце нашего урока. Но важно не только ответить, что значит быть финансово грамотным человеком, но и для чего это нужно нашему государству, семьям и лично каждому из вас. И весь наш урок будем размышлять именно об этом. Начнем с государства. Как называется наше государство? Какая денежная единица действует в России? Может быть, вы знаете, как назывались деньги в нашей стране 1000, 500, 100 лет назад? Да, какие вы молодцы! В разные исторические периоды существовали разные виды денег, назывались они по-разному. Они всегда выполняли важные функции в обществе. | Дети отвечают на вопросы[1]: «Россия / Российская Федерация». Российский рубль Рассказываю, что знают: Куны, гривны, векша, резана, златник, серебряник, денга, полушка. Рубль, полтина, гривна, новгородка, копейка, алтынник, алтын, червонец. | 3 мин. | |
Слайд 4 «Какие функции выполняют деньги – вопрос» Слайд 5 «Какие функции выполняют деньги – ответ» | Как вы думаете, чем деньги помогают нам, как облегчают нашу жизнь? Если дети сразу не сориентируются по второй и третьей функциям, то спикер может задать наводящие вопросы: Вы идете в магазин, как вы поймете, много или мало стоит, например, шоколадка? Например, вы хотите купить телефон, а у вас нет денег сразу, что будете делать? Копить!» Делает вывод: «Важно понимать, что деньги – это средство, которое помогает нам решать различные жизненные задачи». | Дети отвечают (возможно, с помощью подсказок спикера): - помогают совершать обмен между продавцом и покупателем, - помогают оценить стоимость товаров, - помогают копить на будущие покупки, создавать богатство. | 3 мин. | |
Слайд 6 «Государственный бюджет (с пустыми ячейками)» Приложение 1 Слайд 7 «Минфин России» Слайд 8 «Государственный бюджет (с заполненными ячейками)» | Спикер дает практическое задание учащимся: «Я вам сейчас раздам вот эту схему и попрошу вас вставить пропущенные слова. Сразу этого делать не нужно. Вы внимательно меня слушайте, я все расскажу, вы вставляете слова, а затем мы проверим их все вместе». Раздает схему всем учащимся по 1 листу или 1 лист на парту. Продолжает рассказ: «Мы начали с государства. У государства есть очень важные задачи. А именно: создание и развитие систем жизни общества (о них вы уже говорили на уроках обществознания). Это здравоохранение, образование, культура, спорт, экологическая безопасность, общественная безопасность и правопорядок, оборона страны, государственное управление, экономика страны, забота о малоимущих гражданах, инвалидах, пенсионерах, молодых семьях. На решение этих задач направляются расходы государственного бюджета. Может быть, вы уже знаете, что государственный бюджет – это план доходов и расходов государства, который составляется на определенный период, чаще всего на год или три года. А доходы складываются из уплачиваемых жителями страны различных налогов (их платят отдельные люди и предприятия), штрафов, сборов, а также доходов от государственной собственности. Управление деньгами всего государства – большая и сложная работа! Орган государственной власти, который составляет бюджет и управляет им, развивает финансовую систему всей страны, называется Министерство финансов Российской Федерации. В 2022 году ему исполнилось 220 лет. Оно было создано еще в 1802 году, 8 сентября. И с 2011 года 8 сентября отмечают День финансиста (День работников финансовых органов)». Далее организует проверку заполнения схемы: «А теперь давайте проверим, что у вас получилось, какие слова вы вставили». Спикер может попросить ребят сказать по очереди (по поднятой руке), куда и какие слова вставили, а может показать слайд и сам все прокомментировать. | Принимают задачу, уточняют, если что-то не понятно. Во время рассказа спикера внимательно слушают, а когда понимают, какое слово куда нужно вставить, то записывают его в схему. Отвечают по очереди или всем классом. | 7 мин. | |
ЭТАП 2: ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ФИНАНСОВО ГРАМОТНЫМ И ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА | ||||
Слайд 9 «Для чего быть финансово грамотным» | Спикер переходит ко второму этапу занятия: «Министерство финансов Российской Федерации выполняет еще много важных функций и решает разные задачи. Одной из таких задач является повышение финансовой грамотности населения нашей страны, в том числе и самых маленьких ее жителей. Как вы думаете, для чего государство в лице Министерства финансов Российской Федерации проводит такие занятия, и кстати, не только с детьми, но и со взрослыми?» При необходимости дает комментарии к ответам учащихся. Спикер продолжает: «Да, совершенно верно, государство заинтересовано, чтобы граждане были финансово грамотными, и сами люди тоже, ведь финансовая грамотность позволяет использовать деньги с наибольшими выгодами и с наименьшими потерями. Давайте посмотрим на примере героев мультфильма «Новое Простоквашино», к чему приводят неграмотные финансовые решения». | Отвечают на вопросы, формулируют свои предположения: - чтобы люди умели обращаться с деньгами - чтобы были богаче - чтобы люди развивались, могли находить себе хорошую интеллектуальную работу - чтобы люди не попадались на уловки мошенников - чтобы у людей были деньги, они могли платить налоги и т.д. Учащиеся слушают спикера. | 3 мин. | |
Мультфильм «Новое Простоквашино», серия «Золотая карта» | Включает мультфильм. Мультфильм можно включить для просмотра по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=HRxNN5ZytiE или скачать по ссылке https://drive.google.com/file/d/1gjIuh9j6L00ye2FXuQIbmyDCq2nA68xL/view Рекомендуется скачивание, чтобы не зависеть от качества интернет связи во время проведения урока. Видеофайл сохранен в формате MOV, воспроизвести его можно с помощью программ VLC media player, Media Player Classic, KMPlayer, 5KPlayer, DivX Player. | Смотрят мультфильм на экране. | 5 мин. | |
Слайд 10 «Вопросы к мультфильму» | Организует обсуждение мультфильма: Понравился мультфильм? - Откуда взялась золотая кредитная карта у Шарика? Чьи деньги были на карте? - Скажите, что сделал Шарик с деньгами, которые были на кредитной карте? - К каким последствиям привели его действия? - Было ли такое решение финансово грамотным? Если да, то почему? Если нет, то почему? | Отвечают на вопросы: - Да, мультик понравился! Кредитную карту Шарику подарили (банк). Шарик подумал, что деньги – это подарок, но на самом деле деньги принадлежали банку. - Шарик потратил все деньги на безделушки. - Деньги были даны в долг банком, и их нужно было отдавать. Шарик не отдал вовремя, и ему пришлось вернуть покупки, а его друзьям отдать свои вещи (могут рассказать подробно, что и кто отдавал). - Нет, такое решение было неграмотным, т. к. Шарик воспользовался не своими деньгами, а деньгами банка и к тому же купил совсем ненужные вещи. | 4-7 мин. | |
Слайд 11 «Кого можно назвать финансово грамотным» | Выводит на обсуждение признаки финансово грамотного поведения: «Итак, мы поняли, что Шарик вел себя финансово неграмотно. Шарик: - НЕ спланировал свои доходы и расходы. - Создал большой долг. Вы видите на слайде основные признаки финансово грамотного поведения. Давайте придумаем короткие истории на некоторые из них по мотивам нашего любимого Простоквашино. Начало истории у вас уже есть, вам нужно только придумать окончание. У вас есть 5 минут». | Смотрят на слайд. Получают задание, если что-то не понятно, задают вопросы. | 2 мин. | |
Приложение 2 | Раздает листы с заданием: каждой группе по 1 заданию (1 лист) | Распределяются по группам по 4-5 человек (всего 4-5 групп). Работают в группах, придумывают окончание историй. | 4-6 мин. | |
Слайды 12-16 «Финансовые истории 1-5» | Проверяет задание: «Итак, мы сейчас слушаем группу №1, все остальные думают, о каком признаке идет речь». И так проверяет все группы. Ответы для спикера (признаки историй): История 1: откладывает деньги, умеет копить История 2: не попадается на обман с деньгами (на уловки финансовых мошенников) История 3: сравнивает условия при покупке товаров, смотрит, где дешевле и лучшего качества История 4: распределяет свои траты: сначала покупает самое необходимое, а только потом то, что хочется История 5: знает свои права в области личных финансов и может их защитить | Читают окончание придуманных историй по очереди. Группы пытаются понять, о каком признаке идет речь, называют его. Так отвечают все группы. | 7-10 мин. | |
Слайд 17 «Почему важно быть финансово грамотным – вопрос» | Подводит итоги: «Почему важно быть финансово грамотным в любом возрасте, почему это важно абсолютно для любого человека?» Дает слово детям, чтобы они высказались, комментирует, дополняет при необходимости. | Слушают. Высказываются. | 1-3 мин. | |
Слайды 18-20 «Что можно сделать, чтобы повысить свою финансовую грамотность» | «Обратите внимание, что сюжеты, связанные с финансовой грамотностью, часто встречаются в классической литературе. Прочитав эти книги, вы можете по-новому взглянуть на сюжет. Если же вы хотите проверить свои знания по финансовой грамотности, здесь вы можете увидеть список тематических олимпиад, Обращает внимание на информацию, размещенную на последнем слайде об олимпиаде и дополнительных ресурсах по финансовой грамотности: мультфильмах, подкастах, анимированных презентациях, которые можно посмотреть и послушать вместе со своими родителями. Тем, кому интересна тема финансовой грамотности, рекомендует обратиться к информации на портале моифинансы.рф, на котором размещено много полезных образовательно и информационных материалов, посвященных тематике финансовой грамотности. Прощается с детьми. | Смотрят на слайды, делают фото ссылок. Задают дополнительные вопросы спикеру. | 1 мин. | |
[1] Ответы детей могут значительно меняться в зависимости от региона проведения и типа местности (город, сельская местность), влияет уровень финдоступности и соответственно опыт детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"
В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.Цель игры: Ознакомить участников со структуро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Буду рада вашим комментариям!...

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса
Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...
Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета
Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;- способность ставить цели и строить ...

Рабочие материалы к уроку по теме "Семейный бюджет"
Представлены материалы для самостоятельного ознакомления учащихся по теме "Бюджет. Семейный бюджет" 9 классе коррекционной школы VIII вида. Рабочие материалы включают в себя теоретические вопрос...

Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".
В данной папке представлены материалы для проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся....




Комментарии
Рабочий лист "Семейный бюджет"
рабочий лист "Семейный бюджет"