Здоровьесберегающие технологии
материал

Здоровье школьников, его сохранение  существует уже давно. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы он в процессе обучения использовал здоровьесберегающие технологии- способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_muzyki.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Здоровье школьников, его сохранение существует уже давно. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы он в процессе обучения использовал здоровьесберегающие технологии- способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Можем ли мы, учителя музыки сохранять и укреплять здоровье учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий? Каждый раз, готовясь к очередному уроку, задаю себе вопрос: « Как сегодня организовать и провести урок, чтобы у детей остался положительный эмоциональный настрой?» . Поэтому кроме традиционных этапов урока применяю так называемую музыкальную терапию, способствующую сохранению здоровья школьников.

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

— системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства

— средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма;

— средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы;

— одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь

Раннее детство - это самый благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.
На уроках музыки в начальных классах я использую как можно чаще игровую форму, которая позволяет развивать у детей группу музыкальных сенсорных способностей (умение слышать высоту, длительность, силу, тембровую окраску звуков).


Виды арт - терапии.

А). Музыкотерапия.

Б). Вокалотерапия.

В). Дыхательная терапия.

Г). Фольклорная терапия.

Д). Сказкотерапия.

Е). Музыкально-двигательная терапия.

Ж). Цветотерапия (рисункотерапия).

1. Упражнения по музыкотерапии.

«Нарисовать в своём воображении картину».

П.И.Чайковский «Песня жаворонка».

По взмаху «волшебной палочки» дети закрывают глаза, расслабляются. Голос учителя звучит мягко, проникновенно: «представьте, как красиво вокруг: светит яркое, ласковое солнышко, согревая нас своими золотистыми лучами; среди густой, зелёной травы «разбрелись» полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки; с цветка на цветок перелетают восхитительные красивые бабочки. Слышите, как стрекочут кузнечики, звенят крылышками стрекозы, жужжат жуки, в вышине поёт жаворонок? Вдруг подул лёгкий ветерок и зашуршал травой…».

Учитель просит ребят дополнить эту звуковую «картину».

2. Упражнения по вокалотерапии.

«Голоса природы»

Серия упражнений представляет собой игру со звуками, в которой используются возможности звукотерапии. Дети имитируют писк комара: на звук з-з-з они поют в высокой тесситуре сначала на одной ноте, затем звучание «колеблется» в пределах полутона.

Звуком ж-ж-ж можно изображать жужжание жука. Дети поют «ж» сначала на одном звуке, затем восходящим движением звука (глиссандо) изображают взлёт жука. После этого нисходящим движением изображается приземление жука.

Для активизации диафрагмы используется упражнение «Кузнечик»: разные гласные звуки поются отрывисто (стаккато), при этом интенсивно работает брюшной пресс.

Упражнение «Шмель»: дети поют звук «у» на одной низкой ноте, поворачивают туловище справа налево и обратно, сначала разводя руки в стороны, как крылья, а затем опуская их вниз («крылья» складываются). При этом звук сначала усиливается (крещендо), а затем затихает (диминуэндо).

3. Дыхательная терапия.

Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это ещё и искусство дыхания

#1060;ольклорная терапия.

Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлимой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В рамках древней празднично-обрядовой культуры музыка бытовала в синтезе с народными играми, танцами, сценками, народным декоративно-прикладным творчеством (народные костюмы, украшения, ритуальные маски) и народными музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.).

Таким образом, в музыкальном фольклоре изначально присутствовала интеграция разных видов художественно творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт-терапевтических методик.

Традиционные свойства фольклора – коллективный характер творчества, вариативность, импровизационность – открывают широкий простор как для регуляции межличностного общения в классе, так и для раскрытия творческих способностей личности.

Особенно ценно, что средства фольклора, благодаря пронизывающим его «архетипам коллективного бессознательного», помогают развивать духовно – нравственные ценности и идеалы личности.

Специфика фольклора состоит в том, что он воплощает этнические образы мира, а также этнические ценности, идеалы и нормы поведения. В фольклоре сохранились те устойчивые нормы поведения и взаимодействия человека с природной средой и окружающими людьми, которые способствовали сохранению его физического и душевного здоровья. Эти нормы передавались от поколения к поколению в форме выверенных веками стереотипов поведения.

.

Упражнения фольклорной терапии.

«Весёлый мужичок».

При разучивании р.н.п. «Как под горкой, под горой» внимание детей обращается на музыкальные звуки, которые то поднимаются вверх, словно в гору, то опускаются вниз, словно с горы.

«Курочка Ряба».

При разучивании р.н.п. «Курочка-рябушечка» обратить внимание на диалогическую речь в песне, выразительность мимики и движения исполнителей.

«У кота-воркота».

При разучивании р.н.песни использовать арт-терапевтическое упражнение «У колыбели»: исполнение песни дети сопровождают движениями рук, качающими воображаемую колыбель, качанием головы или движениями глаз, как будто наблюдающими за качающейся колыбелью.

«Гармошка».

Спина прямая, делается глубокий вдох и плавный озвученный выдох. Во время вдоха (рёбра) расходятся в стороны, а во время выдоха рёбра медленно возвращаются в исходное положение.

  1. Сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Образы сказок обращаются к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.. что даёт особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

По сказке «Снегурочка».

Упражнение «Костёр». Учитель кладёт на пол кусок жёлтой или красной ткани, и дети под музыку, например, удары бубна или барабана, прыгают через «костёр» так, чтобы не задеть «пламя». Потом учитель просит ребят «превратиться в снегурочек» и говорит: А теперь через костёр будет прыгать Снегурочка. Как вы думаете, её страшно? Почувствуйте её состояние, её печаль, страх…покажите это. Справится Снегурочка со своими страхами?» Включается музыкальная запись. Дети по одному прыгают через «костёр». Сразу после прыжка учитель набрасывает на ребёнка лёгкий платок, и «снегурочка» превращается в «облачко». «Облачко» плавно, мягко плывёт по небу, двигаясь с характером и ритмом мелодии.

  1. Музыкально – двигательная терапия.

Включаемые в уроки музыки разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку также могут быть средством арт-терапии.

Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь.

Упражнения двигательной терапии:

«Кузнечики, стрекозы, бабочки»

Учитель называет то одно, то другое насекомое, а дети под музыку выполняют характерные для этого насекомого движения. «Кузнечики» выполняют длинные прыжки из положения глубокого приседа. «Стрекозы» летают (бегают) и машут крыльями (широко разведёнными в сторону руками). «Бабочки» порхают (руки соединены в области локтей и запястий, работают только кисти рук: ладони то смыкаются, то разводятся в стороны).

  1. Цветотерапия (рисуночная терапия).

Звук является первоосновой музыкального искусства, в то время как цвет – изобразительного. Взаимосвязь этих «первоэлементов» в музыкально-образовательном процессе устанавливается с помощью метода художественных ассоциаций и служит не только для формирования музыкального восприятия школьников, но и первоначальных представлений о единой природе искусства и целостной художественной картине мира.

Таким образом, использование различных элементов арт- терапии открывает новые пространства для свободного творческого самовыражения. Возможности арт-терапии позволяют активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него на всю структуру личности, формируя систему его духовно-нравственных ценностей и идеалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...