натюрморт 5 класс
материал (5 класс)

Маркеев Максим Александрович

ЭТАПЫ  РАБОТЫ НАД НАТЮРМОРТОМ. ГРАФИКА.

Чтобы научиться  рисовать,  необходимо  научиться  АНАЛИЗИРОВАТЬ форму предметов, РАССМАТРИВАТЬ  предмет со всех сторон, ИССЛЕДОВАТЬ.

1.ОПРЕДЕЛИТЬ  КОМПОЗИЦИЮ НАТЮРМОРТА  В ЛИСТЕ. ПОСТРОИТЬ ПРЕДМЕТЫ НА ПЛОСКОСТИ  С  ПЕРЕДАЧЕЙ  ЛИНЕЙНОЙ  ПЕРСПЕКТИВЫ. ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОПОРЦИИ  ПРЕДМЕТОВ  В  РИСУНКЕ.

2.ВЫСТРОИТЬ  ТОНАЛЬНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ  В  РИСУНКЕ.  ПЕРЕДАТЬ  ОБЪЁМ  ИЗОБРАЖАЕМЫХ  ПРЕДМЕТОВ  НАТЮРМОРТА  ТОНОМ.

3.ОБЪЕДИНИТЬ  ВСЕ  ДЕТАЛИ  В  ЕДИНОЕ  ЦЕЛОЕ.

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  РИСОВАНИЯ:

1.» ОТ  ОБЩЕГО К  ЧАСТНОМУ»

2.» ОТ  ЧАСТНОГО  К  ОБЩЕМУ»

Форма предмета в рисунке создается при помощи конструктивной линии, а затем тональной моделировкой. 

Первый этап.

Композиционное размещение рисунка на листе.

На этом этапе необходимо выделить композиционный центр, т.е. главный предмет в смысловом отношении. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.

Начиная работу на основном листе, намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

Второй этап.

Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов.
Третий этап.
Выявление объемности предметов с помощью светотени. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий. Когда все предметы постановки прорисованы, приступают к прокладке светотени, легко намечая основные большие плоскости света, полутона и тени. Легким штрихом намечают падающие тени. Определив основные тональные отношения, приступаем к дальнейшей лепке формы предметов тоном. В процессе этой работы необходимо выявить не только объем, но и разность фактур. Для передачи пластики предметов штрих следует класть по форме. Необходимо обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. Необходимо учесть, что фон играет вспомогательную роль и способствует выявлению характера предметов натюрморта, поэтому не стоит его тщательно прорабатывать.
В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном.

Cловарная  работа.

ОСНОВНЫЕ  ГРАДАЦИИ  СВЕТОТЕНЕЙ.

СВЕТОТЕНЬ – это способ передачи  объёма  предмета  с  помощью  теней  и  света  и  важнейшее средство  выразительности.

Светотень составляют  такие  отношения, как

 свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая  тень.

СВЕТ – освещенная  поверхность предмета.

ТЕНЬ – (СОБСТВЕННАЯ  ТЕНЬ) -  часть поверхности  предмета,  неосвещённая  поверхность  предмета.

ПОЛУТЕНЬ – плавный  переход  от  освещённой  части  формы  в  затемнённую- тень.

РЕФЛЕКС – отражение  в  теневой  части  предмета  света  и  цвета  другой  поверхности.

БЛИК – самое  светлое  пятно  на  поверхности  предмета.

ПАДАЮЩАЯ  ТЕНЬ –  тень, которая  образуется от  конкретного  предмета  на  какой  либо   поверхности  стола, стены  или  на  других  предметах. Она  темнее  собственной   тени.

Изображая  все  градации света и тени, нельзя забывать  о  ЦЕЛЬНОСТИ  изображения. Надо  СРАВНИВАТЬ и видеть  тональные  отношения  СВЕТЛОГО и ТЁМНОГО.

ТОН  показывает нам  СТЕПЕНЬ  ОСВЕЩЁННОСТИ.

Изобразительные средства в рисунке

Линия, штрих, тон (светотень, тональные переходы, тональные отношения), контраст, пятно, силуэт, композиция.

Линия – основное изобразительное средство рисунка.

Штрих – каждый штрих представляет собой линию.

Тон – при помощи отношений различных тонов передаётся объёмность формы, положение в пространстве и освещение предметов.

Тоном также  передаётся то различие по световой насыщенности, которое обусловлено натурой разнообразием её цвета и материала.

Композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое

3. Физкультминутка. (1мин)

1.      И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

2.      И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

3.      И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин. Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.

« Зарядка» (физкультминутка через 20 минут после начала занятия)

Глазкам нужно отдохнуть.

Нужно глубоко вздохнуть.

Глаза по кругу побегут.

Много-много раз моргнут

Глазкам стало хорошо.

Увидят мои глазки все!

Выполнение упражнений зарядки, отдых.

4. Практическая работа. (20мин)

Нарисовать натюрморт

Задачи, которые ставятся при рисовании натюрморта с натуры:
1. Определение пропорций;
2. Взаимное расположение предметов в пространстве;
3. Линейно-конструктивное построение с учетом законов перспективы;
4. Лепка светотенью объемной формы каждого предмета;
5. Передача тоновых отношений между предметами натюрморта;
6. Тональное и композиционное обобщение рисунка.

Чтобы вам было приятнее работать, я включу музыку.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль за правильностью выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасности;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объёма и качества выполненной работы.

Преподаватель индивидуально подходит к ученикам поправляет, направляет, советует.

Результаты этапа: Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, достижение хорошего качества  рисунка, аккуратности. Проявление  воображения.

5. Контрольный этап (2мин)

Определение уровня и качества приобретенных знаний и навыков, устранение недостатков (в случае необходимости).

Проверка, обсуждение, рекомендации по устранению недостатков.

Педагог вместе с воспитанниками рассматривает рисунок, дети обсуждают, дают оценку работе каждого учащегося.

Деятельность учащихся: Проверить правильность и аккуратность, качество работы, соответствие натуре.

Оценить свою работу, проанализировать, что получилось, а что нет.

Наметить действия по устранению недостатков.

Оценить работы других учеников, проявляя такт и дружелюбие.

Результаты этапа: Оценка своей работы, выявление недостатков, определение путей их исправления. Высказывание своего мнения о качестве работы учащихся класса, проявление такта и дружелюбия.

6. Итоговый этап. (3мин)

 Организация выставки детских работ. 

Анализ эффективности занятия

Рефлексия

Общая оценка и обсуждение работы группы

В роли, каких мастеров мы побывали сегодня на уроке? (графики)

Чему вы научились? (рисовать по форме предметы)

Что получилось, а что нет?

Что вызвало трудности?

Понравилось занятие?

Что понравилось?

Задание для подготовки к следующему занятию. 

Составить собственный натюрморт.

Уборка рабочих мест.

Заключительное слово педагога.

Дорогие ребята, спасибо за занятие! Вы прекрасно справились с практическим заданием, проявили свои способности, дружелюбие и тактичность! Все вы – молодцы! Вы – настоящие художники! Спасибо вам за удовольствие работать с вами.

Деятельность учащихся: Оценить занятие, сделать выводы, подвести итоги. Запомнить, что будет необходимо для следующего занятия. Навести порядок на рабочем месте.

Результаты этапа: Оценка знаний, умений и навыков, полученных в результате занятия. Уборка рабочего места.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ  РАБОТЫ НАД НАТЮРМОРТОМ. ГРАФИКА.

Чтобы научиться  рисовать,  необходимо  научиться  АНАЛИЗИРОВАТЬ форму предметов, РАССМАТРИВАТЬ  предмет со всех сторон, ИССЛЕДОВАТЬ.

1.ОПРЕДЕЛИТЬ  КОМПОЗИЦИЮ НАТЮРМОРТА  В ЛИСТЕ. ПОСТРОИТЬ ПРЕДМЕТЫ НА ПЛОСКОСТИ  С  ПЕРЕДАЧЕЙ  ЛИНЕЙНОЙ  ПЕРСПЕКТИВЫ. ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОПОРЦИИ  ПРЕДМЕТОВ  В  РИСУНКЕ.

2.ВЫСТРОИТЬ  ТОНАЛЬНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ  В  РИСУНКЕ.  ПЕРЕДАТЬ  ОБЪЁМ  ИЗОБРАЖАЕМЫХ  ПРЕДМЕТОВ  НАТЮРМОРТА  ТОНОМ.

3.ОБЪЕДИНИТЬ  ВСЕ  ДЕТАЛИ  В  ЕДИНОЕ  ЦЕЛОЕ.

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  РИСОВАНИЯ:

1.» ОТ  ОБЩЕГО К  ЧАСТНОМУ»

2.» ОТ  ЧАСТНОГО  К  ОБЩЕМУ»

Форма предмета в рисунке создается при помощи конструктивной линии, а затем тональной моделировкой. 

Первый этап.

Композиционное размещение рисунка на листе.

На этом этапе необходимо выделить композиционный центр, т.е. главный предмет в смысловом отношении. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.

Начиная работу на основном листе, намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

Второй этап.

Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов.
Третий этап.
Выявление объемности предметов с помощью светотени. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий. Когда все предметы постановки прорисованы, приступают к прокладке светотени, легко намечая основные большие плоскости света, полутона и тени. Легким штрихом намечают падающие тени. Определив основные тональные отношения, приступаем к дальнейшей лепке формы предметов тоном. В процессе этой работы необходимо выявить не только объем, но и разность фактур. Для передачи пластики предметов штрих следует класть по форме. Необходимо обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. Необходимо учесть, что фон играет вспомогательную роль и способствует выявлению характера предметов натюрморта, поэтому не стоит его тщательно прорабатывать.
В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном.

Cловарная  работа.

ОСНОВНЫЕ  ГРАДАЦИИ  СВЕТОТЕНЕЙ.

СВЕТОТЕНЬ – это способ передачи  объёма  предмета  с  помощью  теней  и  света  и  важнейшее средство  выразительности.

Светотень составляют  такие  отношения, как

 свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая  тень.

СВЕТ – освещенная  поверхность предмета.

ТЕНЬ – (СОБСТВЕННАЯ  ТЕНЬ) -  часть поверхности  предмета,  неосвещённая  поверхность  предмета.

ПОЛУТЕНЬ – плавный  переход  от  освещённой  части  формы  в  затемнённую- тень.

РЕФЛЕКС – отражение  в  теневой  части  предмета  света  и  цвета  другой  поверхности.

БЛИК – самое  светлое  пятно  на  поверхности  предмета.

ПАДАЮЩАЯ  ТЕНЬ –  тень, которая  образуется от  конкретного  предмета  на  какой  либо   поверхности  стола, стены  или  на  других  предметах. Она  темнее  собственной   тени.

Изображая  все  градации света и тени, нельзя забывать  о  ЦЕЛЬНОСТИ  изображения. Надо  СРАВНИВАТЬ и видеть  тональные  отношения  СВЕТЛОГО и ТЁМНОГО.

ТОН  показывает нам  СТЕПЕНЬ  ОСВЕЩЁННОСТИ.

Изобразительные средства в рисунке

Линия, штрих, тон (светотень, тональные переходы, тональные отношения), контраст, пятно, силуэт, композиция.

Линия – основное изобразительное средство рисунка.

Штрих – каждый штрих представляет собой линию.

Тон – при помощи отношений различных тонов передаётся объёмность формы, положение в пространстве и освещение предметов.

Тоном также  передаётся то различие по световой насыщенности, которое обусловлено натурой разнообразием её цвета и материала.

Композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое

3. Физкультминутка. (1мин)

1.      И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

2.      И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

3.      И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин. Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.

« Зарядка» (физкультминутка через 20 минут после начала занятия)

Глазкам нужно отдохнуть.

Нужно глубоко вздохнуть.

Глаза по кругу побегут.

Много-много раз моргнут

Глазкам стало хорошо.

Увидят мои глазки все!

Выполнение упражнений зарядки, отдых.

4. Практическая работа. (20мин)

Нарисовать натюрморт

Задачи, которые ставятся при рисовании натюрморта с натуры:
1. Определение пропорций;
2. Взаимное расположение предметов в пространстве;
3. Линейно-конструктивное построение с учетом законов перспективы;
4. Лепка светотенью объемной формы каждого предмета;
5. Передача тоновых отношений между предметами натюрморта;
6. Тональное и композиционное обобщение рисунка.

Чтобы вам было приятнее работать, я включу музыку.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль за правильностью выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасности;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объёма и качества выполненной работы.

Преподаватель индивидуально подходит к ученикам поправляет, направляет, советует.

Результаты этапа: Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, достижение хорошего качества  рисунка, аккуратности. Проявление  воображения.

5. Контрольный этап (2мин)

Определение уровня и качества приобретенных знаний и навыков, устранение недостатков (в случае необходимости).

Проверка, обсуждение, рекомендации по устранению недостатков.

Педагог вместе с воспитанниками рассматривает рисунок, дети обсуждают, дают оценку работе каждого учащегося.

Деятельность учащихся: Проверить правильность и аккуратность, качество работы, соответствие натуре.

Оценить свою работу, проанализировать, что получилось, а что нет.

Наметить действия по устранению недостатков.

Оценить работы других учеников, проявляя такт и дружелюбие.

Результаты этапа: Оценка своей работы, выявление недостатков, определение путей их исправления. Высказывание своего мнения о качестве работы учащихся класса, проявление такта и дружелюбия.

6. Итоговый этап. (3мин)

 Организация выставки детских работ. 

Анализ эффективности занятия

Рефлексия

Общая оценка и обсуждение работы группы

В роли, каких мастеров мы побывали сегодня на уроке? (графики)

Чему вы научились? (рисовать по форме предметы)

Что получилось, а что нет?

Что вызвало трудности?

Понравилось занятие?

Что понравилось?

Задание для подготовки к следующему занятию. 

Составить собственный натюрморт.

Уборка рабочих мест.

Заключительное слово педагога.

Дорогие ребята, спасибо за занятие! Вы прекрасно справились с практическим заданием, проявили свои способности, дружелюбие и тактичность! Все вы – молодцы! Вы – настоящие художники! Спасибо вам за удовольствие работать с вами.

Деятельность учащихся: Оценить занятие, сделать выводы, подвести итоги. Запомнить, что будет необходимо для следующего занятия. Навести порядок на рабочем месте.

Результаты этапа: Оценка знаний, умений и навыков, полученных в результате занятия. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет

Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....

Натюрморт. Личный выбор художника или заказ времени. Беседа к теме «история натюрморта» .

Беседа по теме «история натюрморта»   : Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным  видом живописи, в котором не возможно выразить высокие общественные идеи...

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

Конспект урокапо изобразительному искусству в 6 классена тему: «Выразительные возможности натюрморта».Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету)....

«Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности

«Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности...

Натюрморт в графике. Основы композиции в натюрморте (технология проблемного диалога).

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе с использованием технологии проблемного диалога  по программе Б.М. Неменского....

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»...