план работы с детьми-сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Багаутдинова Гульсара Маратовна

Любая семья, в которой ребенка воспитывают  не кровные родители,   называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи.  Основная функция этих семей – заменить ребенку  утраченную  кровную семью и отсутствующих биологических родителей.

             Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого  необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно  держать таких учащихся в поле своего зрения.

            Итогом совместной деятельности всех служб школы является индивидуальная программа  психолого- педагогического и медико- социального сопровождения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Янгельское

муниципального района Абзелиловский район

Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________Аминова Л.З.

«___»_______2024 год

УТВЕРЖДЕНО

Директор

___________Галиуллин А.У

Приказ №__

от «___»______2024 год

Программа работы

с детьми- сиротами и детей, оставших без попечения родителей.

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Янгельское муниципального района

Абзелиловский район

учителя башкирского языка и литературы

 Багаутдиновой Гульсары Маратовны

с. Янгельское – 2024 год

  1. Введение.

Любая семья, в которой ребенка воспитывают  не кровные родители,   называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи.  Основная функция этих семей – заменить ребенку  утраченную  кровную семью и отсутствующих биологических родителей.

             Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого  необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно  держать таких учащихся в поле своего зрения.

            Итогом совместной деятельности всех служб школы является индивидуальная программа  психолого- педагогического и медико- социального сопровождения.

  1. Актуальность.

Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой показывают  наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, несформированное чувство родного дома, причастности к семье, психическая надломленность – все это  ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в обществе.

III. Цель программы:  Создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки, реализации себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения, вне зависимости от своих психофизических особенностей, возможностей, склонностей. 

Задачи:

- создать каждому ребенку  данной категории необходимые и достаточные условия личностного развития;

- создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; обеспечить получение основного среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

- формировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающее  уважение  личности ребенка (на уровне «педагог-учащийся», «учащийся-учащийся», «педагог-педагог»);

- формировать у учащихся стремление к духовному совершенствованию и самосовершенствованию;

- формировать у учащихся общечеловеческие ценности (Родина, Семья, Природа, Труд и др.)

- оптимизировать систему валеологического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни, обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

- защищать  личные и  имущественные права ребенка;

-   создать единое информационное пространство школы, обеспечить высокий уровень  информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса.

IV. Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год

V. Нормативно – правовые основания для разработки Программы развития

VI. Исполнители и участники программы.

         Исполнителями и кураторами Программ индивидуального сопровождения являются классные руководители. Они  используют разные виды деятельности: диагностику, беседы с учащимися, анкетирование детей и родителей, тренинги, коррекционно-развивающие занятия, родительские собрания.

          Один из важных моментов – выработка программы согласованных действий педагогов и специалистов – индивидуальный план развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.

         Учителя-предметники выявляют пробелы в знаниях,  проводят педагогическую диагностику пробелов, их задача – установить причины трудностей в обучении, после чего они дают заключение об уровне сформированности  ЗУН учащихся.

На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики определяются конкретные задачи преодоления  трудностей в обучении и поведении.

         В  индивидуальном плане развития определяются и оптимальные педагогические технологии обучения, а для учащихся, испытывающих  трудности в обучении, предлагаются и традиционные, и коррекционные формы проведения занятий (групповые и индивидуальные).

          Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с обязательным участием опекунов.

       Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка, создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития, методы и приемы, которыми будут пользоваться в работе с детьми.

Участники:

- приёмные и опекаемые дети;

- приёмные родители и опекуны;

- учителя – предметники;

- окружающий социум;

- отдел опеки и попечительства

VII. Принципы реализации программы:

1.     Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

2.     Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

3.     Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и общешкольных мероприятий.

4.     Принцип повышения роли общественных организаций.  В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.

V. Механизм реализации программы.

           Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:

проведение  комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей   развития учащихся;

выбор  методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;

постоянный мониторинг динамики развития учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;

включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.

          К организационным  структурам, обеспечивающим сопровождение, относится психолого-медико-педагогический совет,  возглавляет эту деятельность заместитель директора по воспитательной работе.

Мероприятия

Срок

Ответственные

1. Социально-педагогическая поддержка семей данной категории.

1. Сбор сведений о детях-сиротах, их семьях.

2. Контрольные посещения семей, воспитывающих детей-сирот, составление актов обследования, беседы с опекунами.

3.Проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи.

4. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи:

- выяснение особенностей семейного  воспитания;

- характера взаимоотношений подростка и приемных родителей, опекунов  (опросник «Наедине с собой»);

- выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование  (анкетирование «Мое

отношение к школе»).

5. Повышение правовой  и педагогической компетентности опекунов и опекаемых через лекции, беседы, родительские собрания:

  • «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии»;
  • «Как общаться с ребенком»;
  • «Организация летнего отдыха».

сентябрь

сентябрь,

март

по мере необходимости

в течение года

в течение года

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

кл.руководители

кл.руководители

2. Педагогическая поддержка детей в учебной деятельности.

1. Проведение диагностики познавательной деятельности;

определение умственного развития;

диагностика эмоционально-волевой сферы, поведенческой сферы и личности ребенка.

2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в  школе, его взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности.

3. Организация контроля успеваемости.

4. Организация контроля посещения занятий.

5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости.

6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года.

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

кл.руководители

кл.руководители

кл.руководители

кл.руководители

кл.руководители

3. Организация внеурочной занятости

 детей-сирот

1. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка (анкета «Мои интересы»).

2. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций).

3. Активное привлечение детей в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с интересами и способностями детей)

4. Организация контроля занятости в свободное время.

5. Проведение бесед и практикумов:

  • «Правила поведения при посещении общественных мест»
  • «Как переходить улицу»
  • «Как готовить домашние задания»
  • «Приемы самоконтроля»
  • «Работа с тетрадью»
  • «Секреты успеха на уроке»

в течение года

сентябрь

в течение года

в течение года

в течение года

кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

кл.руководители

4. Защита прав и интересов

детей-сирот и опекаемых детей.

1. Посещение опекаемых с целью выяснения подготовки их к новому учебному году, обеспеченность одеждой и обувью, школьными принадлежностями, учебниками.

2. Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение учебниками (библиотека).

3. Организация отдыха опекаемых детей в каникулярное время.

4. Участвовать        в    рассмотрении    конфликтов    с подопечными     и     своевременно     оказывать     им социальную поддержку.

 

сентябрь

в течение

года

каникулы

в течение

года

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители,

библиотекарь

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

VIII. Ожидаемые результаты.

- успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, в станице;

- развитие активной жизненной позиции детей;

- развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...

индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...

план работы с детьми-сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей

Любая семья, в которой ребенка воспитывают  не кровные родители,   называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи.  Основная ф...

Направления работы по организации трудового воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Данные направления работы по трудовому воспитанию с детьми-сиротами и детьми, ОБПР, помогут построить воспитательный процесс в разновозрастной группе детей таким образом, чтобы каждый ребенок на своем...