Особенности работы с детьми ОВЗ
материал

Андреева Анна Витальевна

Особенности работы с детьми  ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_ovz.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

                     Особенности работы с детьми  ОВЗ

   учитель Андреева А.В.

Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев,

от пальцев , образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский

      Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи.

       К сожалению, год от года все больше детей рождается с так называемыми ограниченными возможностями здоровья. Но каждый из них имеет право на полноценное обучение.

       В нашей школе тоже обучаются дети с проблемами в развитии и задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы оказать коррекционную помощь в овладении базовым содержанием обучения, развивать эмоционально-личностную и познавательную сферу и корректировать её недостатки. Педагоги помогают учащимся подготовиться к трудовой деятельности, сохранить своё здоровье, реализовать себя в дальнейшей жизни. Урок технологии я считаю не менее важными предметом, который способствует умственному и нравственному воспитанию учащихся с ОВЗ, развивает способность ориентироваться в жизненных ситуациях, помогает достичь уровня знаний и умений, необходимых для их социальной адаптации.

      Для детей с ОВЗ особо важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

        При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным. Методом проб и ошибок приходится выстраивать учебный процесс, отметая все не эффективные пути решения. Практика показала, что целесообразно на начальном этапе обучить детей приёмам выполнения простейших работ, которые способен освоить даже ребёнок с низким уровнем интеллекта. В своей практике чаще сталкиваюсь с детьми, которым родители до школы не уделяли должного внимания и развития, в силу своей занятости или недопонимания всей важности дошкольного образования .

       Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях технологии для меня является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным работам, формирование навыков работы с различными материалами, применение знаний в будущем  В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.

       На уроках технологии особенно привлекает школьников возможность самим создать такие работы, которые затем будут использованы в играх, в инсценировках, в качестве подарков на день рождения, к праздникам, в оформлении уголков, изготовлении декораций для школьных мероприятий.  Детские работы представляются на выставках, дети с удовольствием участвуют в конкурсах, олимпиадах, где занимают призовые места.

На уроках технологии деятельность складывается из трех основных этапов:

1.Осознание цели и условий деятельности.

2.Разработка плана работы.

3.Непосредственное выполнение работы.

     Непременное условие каждого из названных этапов – контроль действий и результатов.

     Важным средством мотивации учащихся являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

     При подборе занятий для учащихся с ОВЗ учитываю принцип доступности. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени сложности заболевания. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.

     Иногда настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. 

      Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ применяю следующие приёмы обучения:

- Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.

- Поэтапное формирование умственных и практических действий.

- Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.

- Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

- Авансирование успеха. ( помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей.)

      На уроках технологии учащимся очень нравятся наглядные пособия, образцы, то, что можно потрогать руками, разглядеть со всех сторон. На мой взгляд, обучение должно носить развивающий характер. Целесообразно сосредоточиться на формировании элементарных трудовых навыков (работе с карандашом и линейкой, работе с клеем и ножницами). Только индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку может принести свои плоды.

     Важным условием организации работы является использование различных видов творчества:; рисование, аппликация, лепка, конструирование, выкладывание мозаики, сортировка мелких предметов с учетом их формы, цвета, размера и др.

    Уроки моделирования хорошо развивают образное мышление. Здесь предлагаю учащимся на основе простых шаблонов с помощью цветной бумаги и дополнительных деталей из бумаги, изменить модель изделия.

   Также эффективно используются цветные картинки, сопровождающие текст. Обязательно делаю повтор инструкции к выполнению задания, включаю игровые моменты, примеры из жизни (дети очень хорошо запоминают и сами приводят подобные примеры).  На уроках применяю яркие изображения, презентации.. Предоставляю дополнительное время для завершения задания. Индивидуально подхожу к оцениванию ответов учащихся с ОВЗ, так как они дольше выполняют задание и ответы не всегда бывают полными. Что касается мелкой и крупной моторики, то у них не всегда получается аккуратно выполнить работу, порой они не понимают устную инструкцию, термины. Приходится индивидуально много раз показывать приемы и проговаривать сначала «доступным языком», потом закреплять терминологию.

Очень полезны на уроках технологии следующие упражнения:

  1. Упражнение на тренировку внимания. (Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова: Свеклашщлукцждкартофельэыморковьгн.)
  2. Упражнение «Три слова» направлено на развитие вербального мышления (Способности оперировать образами и понятиями. Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова. Пример: рыба, соль, тарелка.)
  3. Упражнение на способность установления связи между элементами материала. (Учащимся предлагается несколько слов объединить по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать рассказ. Например: Белка, орешки, грибы, дупло ,лес, зима )
  4. Упражнение на развитие способности к анализу(Даются два случайно выбранных слова или предмета. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Например: тарелка, кастрюля.)
  5. Упражнение на формирование способности к мыслительному анализу и синтезу. (Задается какой-нибудь предмет или продукт, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Например: клубника – варенье, украшение для торта, маска для лица и т.д.)
  6. Упражнение для развития памяти, внимания и речи. (Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо из изучаемых предметов так, чтобы одноклассники угадали.)

       В результате применения данных методов , приемов и упражнений в процессе обучения детей с ОВЗ на уроках технологии у них возрастает самооценка, интерес к занятиям, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

      Но я столкнулась с проблемой.  У ребенка домашнее обучение по 8 виду. Я начала работу с ним с 5 класса. У ребенка очень  больное сердце, Занятия в течении двух лет проводила по блокам, как нам рекомендуют.  Но из всех блоков ему больше всего понравилась кулинария.  После беседы с мамой и администрацией школы, было принято решение, в 8 классе целый год заниматься предпрофильным обучением по кулинарии.  Начали с самого простого: очистки и варки овощей,  работа с мясо, с тестом.  Эта работа ребенку очень  нравилась.

      В заключении скажу, что важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности. В условиях индивидуального подхода каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я».

    И в заключении сегодняшнего разговора, мне хочется вам дать рекомендации по работе с детьми ОВЗ.

- Принимать ребенка таким, какой он есть. 

- Как можно чаще общаться с ребенком. 

- Избегать переутомления. 

- Использовать упражнения на релаксацию. 

- Не сравнивать ребенка с окружающими. 

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 

- Способствовать повышению его самооценки.

знать,  за что его похвалили. 

- Обращаться к ребенку по имени. 

- Не предъявлять ребенку повышенных требований. 

- Стараться делать замечания как можно реже. 

- Оставаться спокойным в любой ситуации. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности работы с детьми

применение театральных приемов на уроках иностранного языка...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реа­билитации детей с большими по­терями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерноувеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении поразличным причинам.По данным научного це...

"Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего" ( Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Особенности работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ школе №688 на уроках русского языка и литературы. Наиболее эффективными уроками являются интегрированные. Текстоориентированное обучение способствует речевому ...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

   В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

 В настоящее  время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слух...