ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
рабочая программа (8, 9 класс)

Хамитова Елена Андреевна

Профильное обучение порождает необходимость формирования у школьников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Так,  жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и на став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_rp_ppp_8_kl_lazareva_ea.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

 на заседании МО

______ Е. А. Лазарева

протокол №_9___

от   « 28 » августа  2019 г

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета  

протокол №__14__

от « 31 » августа  2019 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_____ А.А. Луцкий

приказ № _516__

от  « 31 » августа  2019  г

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

Направление внеурочной деятельности: социальное

Для обучающихся 8 классов: 13 — 15 лет

Срок реализации: 2019 — 2020 учебный год

Лазарева Елена Андреевна

учитель технологии

г.п. Приобье

2019 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профильное обучение порождает необходимость формирования у школьников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Так,  жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и на став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

Индивидуальное рабочее планирование составлено на основе государственной программы «Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» (под редакцией Чистяковой С.Н.). Данный курс даёт возможность начать подготовку к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к требованиям рынка труда.

В связи с тем, что в 8 классах по учебному плану нашей школы на предмет «Профессиональное самоопределение» выделяется по 1 часу в неделю, программа скорректирована таким образом, чтобы она как можно меньший ущерб принесла содержанию государственной программы.

Структура курса

Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей – теоретической и практической (психологической):

  • Теоретическая включает изучение «образа Я», мира труда и профессий. Психологическая, представляет собой проведение диагностических и развивающих процедур, игр, профессиональных проб.
  •  Психологический блок необходимо преподавать специалисту в области психологии и педагогики, так как данный блок предусматривает тестирование, диагностику и общий мониторинг учащихся.

Цель курса:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;
  • развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях;
  • формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствования;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
  • научить соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности, намечать планы профессиональных намерений.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической иэкстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и

            делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

Предметные результаты:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов регионального содержания и на основе включения учащихся в разнообразные формы исследовательской и проектной деятельности;
  • повышение уровня психологической компетенции учащихся с опорой на соответствующие знания и умения, за счет расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • освоение начальных знаний о специфике профессиональной деятельности и новых формах организации труда, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики и рационального поведения на региональном рынке труда;
  • овладение умениями анализа приоритетных направлений развития технологий , определения потенциальных объектов реализации своих профессиональных намерений и планирования индивидуального профессионального пути с учетом результатов этого анализа,
  • развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе исследовательской и проектной деятельности;
  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда ;
  • воспитание активной жизненной позиции в процессе социального и профессионального становления, положительного отношения к самому себе через осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии, ответственности за результаты своего выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности, востребованного на рынке труда в районе (городе, поселке);
  • приобретение опыта соотнесения своих возможностей и ограничений с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения в систему специально организованной предпрофильной подготовки.

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Формы обучения: Форма организации обучения - это ”исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения”. В предпрофильной подготовке учащихся 8-х классов используются:

  • Коллективная
  • Групповая
  • Индивидуальная формы обучения

Методы обучения: Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

  1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (слайд-презентации).
  2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.
  3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, практические работы, программированный контроль (тестирование), фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
  4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический (математические методы статистики в психологии) и программированный (тестирование).

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
  1. Вводное занятие. Мотивы выбора профессии. 

Мотивы Цели и задачи курса. Содержание и специфика курса по основам выбора профессий. Значение мотивов в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Активизирующий  тест «Мотивы выбора профессии».

  1. Внутренний мир человека.

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Общее представление о психологии как науке, изучающей психологический мир человека.

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Тест «Личность»

  1. Многообразие мира профессий

Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Профессионализм. Виды профессий. Практическая работа закончить 12 предложений.

  1. Факторы, влияющие на выбор профессии.

Восемь факторов выбора профессии по Е.А.Климову. Создание тематического рисунка «Изобрази себя на перекрестке дорог с направлением дальнейшего движения » Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Упражнение «Жил-был у бабушки сереньки козлик», «Круги воли».

  1. «Секреты выбора профессии ( «хочу», «могу», «надо».)

Выбор профессии. Типичные ошибки (незнание мира профессий, незнание себя и своих возможностей, незнание правил выбора профессии) и затруднения при выборе профессий. Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Составление таблицы «Кто влияет на выбор профессии?».

  1. Профессиональная пригодность и здоровье в выборе профессии.

Профессиональная пригодность как мера соответствия человека его профессии. Профессионально важные качества по сферам труда. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Важнейшие характеристики здоровья человека. Взаимосвязь здоровья и выбора профессии и карьеры. Роль активного отдыха в зависимость от условий и режима работы.

  1. Профессиональная проба по профессиям «Человек – человек».

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Проведение профессиональной пробы.

  1. Профессия. Специальность. Должность.

Формы разделения труда на предприятии. Общее понятие о профессии, специальности, специализации и должности. Основные признаки профессиональной деятельности. Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Игровая дискуссия«Кто нужен городу?».

  1. Профессиональная проба по профессиям «Человек – художественный образ».

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Проведение профессиональной пробы.

  1.  Профессиональная проба по профессиям «Человек – художественный образ».

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Проведение профессиональной пробы.

  1.  Разделение труда.

Общее, частное и единичное разделение труда. Социально-профессиональная мобильность- качество современного человека. Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Продолжение игровой дискуссии «Кто нужен городу?».

  1. Содержание и характер труда.

Что такое труд. Двойственная природа туда. Содержание труда

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры: Определить, в деятельности, каких профессионалов преобладает труд сложный, простой умственный (список прилагается).

  1. Классификация профессий по характеру и содержанию труда

Разнообразие профессий. Способы классификации профессии. Предмет труда. Цели труда. Характер труда.

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры: Определить, в деятельности, каких профессионалов преобладает труд сложный, простой умственный.

  1. Профессиональная проба по профессиям «Человек – знаковая система».

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Проведение профессиональной пробы.

  1. Профессиональная проба по профессиям «Человек – техника».

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Проведение профессиональной пробы.

  1. Профессиональная проба по профессиям «Человек – природа».

Практическая работа, диагностические и развивающие процедуры. Проведение профессиональной пробы.

  1. Итоговый урок.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

занятий

№ урока

Тема урока

Наглядный материал, оборудование

Форма и методы обучения

Виды контроля

Домашнее задание

По плану

По факту

1.

Вводное занятие. Стратегия правильного выбора профессии.

Таблицы

Мозговой штурм

Приобретение новых знаний

Стр. 44

 

2.

Внутреннй мир человека и возможности

 его познания.

Схема

Работа в парах

Применение знаний на практике

Стр. 7-11 учебника

 

 

3.

Многообразие мира профессий.

Таблицы

Карто-схема

Работа в малых группах

Приобретение новых знаний

Стр. 54-60

 

 

4.

Факторы, влияющие

на выбор профессии.

Схема

Работа в подгруппах

Приобретение новых знаний

Стр. 37

 

5.

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)

Схема

Работа в подгруппах

Приобретение новых знаний

Стр. 12-20

 

6.

Профессиональная пригодность и здоровье в выборе профессии

Таблица

Работа в подгруппах

Приобретение новых знаний

Стр. 20-27

 

7.

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек - человек».

Образцы лучших «Портфолио»

Мозговой штурм

Применение знаний на практике

 

8.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

Анкеты

Мозговой штурм

Приобретение новых знаний

 Подготовиться к дискуссии

9.

 Профессия. Специальность. Должность

Таблица

Схема

Учебное пособие «Твой компас на рынке труда»

Мозговой штурм

Приобретение новых знаний

 Подготовиться к дискуссии

Дата проведения занятий

№ урока

Тема урока

Наглядный материал, оборудование

Форма и методы обучения

Виды контроля

Домашнее задание

По плану

По факту

10.

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – художественный образ»

Таблица

Схема

Учебное пособие «Твой компас на рынке труда»

Мозговой штурм

Приобретение новых знаний

 

11.

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – художественный образ»

Схема

Структура

Работа в малых группах

Приобретение новых знаний

 

 

12.

 Разделение труда

Таблица

Схема

Учебное пособие «Твой компас на рынке труда»

Мозговой штурм

Приобретение новых знаний

Стр. 60-67

 

 

13.

Содержание и характер труда

Таблица

Схема

Учебное пособие «Твой компас на рынке труда»

Мозговой штурм

Приобретение новых знаний

Стр. 68-73

 

14.

Классификация профессий по характеру и содержанию труда.

Образцы лучших рефератов учащихся прошлых лет

Мозговой штурм

Круглый стол

Применение знаний на практике

Стр. 73-77

 

15.

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – знаковая  система»

Схема

Структура

Работа в парах

Приобретение новых знаний

 

16.

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – техника»

Таблица

Учебное пособие «Твой компас на рынке труда»

Работа в парах

Приобретение новых знаний

17.

Итоговый урок

Лучшие работы учащихся за данный период обучения

Круглый стол

Применение знаний на практике

 

  1. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программы общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера» 8-9 класс. Научный руководитель С.Н. Чистякова. Москва «Просвещение»2008.

Учебный комплекс для учителя:

  1. Чистякова С.Н. «Твоя профессиональная карьера» 8-9 класс. М. «Просвещение» 2008 г.
  2. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2002.
  3. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики профессионального самоопределения старшеклассников. – М., 2004.
  4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – С-Пб., 2003.
  5. Технология 8кл. / Под ред. Симоненко В.Д. – М., 2006 г
  6. Технология профессионального успеха. /Под ред. Чистяковой С.Н., М., 2003.
  7. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. – М., 2004 г.

Учебный комплекс для учащихся:

  1. Чистякова С.Н. «Твоя профессиональная карьера» 8-9 класс. М. «Просвещение» 2008 г.
  2. «Секреты выбора профессии» Г.В.Резапкина. - М: Генезис, 2006 г.
  3. «На пути к выбору профессии» Е.Е.Смирнова. - СПб.: КАРО, 2007 г.
  4. «Экономика России в опорных схемах и таблицах» И.П.Арефьев. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2005 г.
  5. «Тесты» И.П.Арефьев. - М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2005 г.
  6. «Твой компас на рынке труда» М.Бендюков, И.Соломин - СПб.: «Издательский дом «РОСТ», 2007г.
  7. «Найди себя» Г.К.Селевко, Н.И.Бабурина, О.Г.Левина. - М.: «Народное образование» 2001 г.
  8. «Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации». Н.В. Тутубалина - Ростов н/Д: «Феникс», 2006 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПР "Твоя профессиональная карьера"

Программа авторской педагогической разработки по профориентации для 9-классников Занятия с 9-классниками по программе проводятся для того, чтобы школьники смогли определиться с выбором профиля обучен...

Программа курса "Твоя профессиональная карьера"

Этот курс проводится в девятых классах один раз в неделю. Он помогает сформировать видение себя как специалиста в узкой профессиональной деятельности....

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и             стремлений к профессиональному становлению,...

Программа внеурочной деятельности «Твоя профессиональная карьера»

Программа курса «Твоя профессиональная карьера» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса с базовым и углубленным изучением технологии. Элективный курс «...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС ООО кружка «Твоя профессиональная карьера»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  определяет профессиональную ориентацию обучающихся  одним из направлений программы воспитания и социа...