Программа курса внеурочной деятельности по востоковедению
рабочая программа
Курс «Востоковедение» посвящен основным понятиям, формам и методам работы обучающихся 5-9 -го классов их знакомство с историей становления востоковедения как академической и научно-практической дисциплины, общим проблемам изучения стран и народов Востока и призван ввести учащихся в курс общих понятий, вопросов и методов востоковедения. Курс также рассматривает основные методы и формы востоковедческих исследований, концептуальные подходы к изучению Востока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности по востоковедению,
МБОУ СОШ №2 г. Губкинского.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию составлена на основе:
Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 07.06.2017)∙
Примерной ООП ООО («О примерной основной образовательной программе основного общего образования». Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 ноября 2011г. № 03-776);∙
Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Губкинского «Средняя общеобразовательная школа № 2»∙
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
Реализация программы также предусматривает:
• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по востоковедению формирование комплекса общеучебных навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
• дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и т. д.;
• личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленный, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта;
• проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и типичных социальных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.
Цели. Курс «Востоковедение» посвящен основным понятиям, формам и методам работы обучающихся 5-9 -го классов их знакомство с историей становления востоковедения как академической и научно-практической дисциплины, общим проблемам изучения стран и народов Востока и призван ввести учащихся в курс общих понятий, вопросов и методов востоковедения. Курс также рассматривает основные методы и формы востоковедческих исследований, концептуальные подходы к изучению Востока.
На занятиях подробно рассматриваются частные вопросы развития изучаемого региона, в том числе географии и природным ресурсам, этно-лингвистическому составу населения, особенностям духовно-религиозного, культурного, исторического, экономического, политического и социального развития.
Курс предназначен для учащихся 5-9-х классов.
Целями освоения предмета «Востоковедение» в соответствии с общими целями основной образовательной программы в области обучения и воспитания:
- Сформировать представления о структуре востоковедения, основных компонентах востоковедения как академической науке, области знания и прикладной дисциплине, понимать объекты исследования востоковедения и проблемное поле востоковедения;
- Развивать способности к проведения востоковедческих исследований связанных как с общими проблемами развития стран и народов Востока, так и с частными проблемами региона, включая вопросы социально-политического, экономического, исторического религиозного, этнического развития
- Сформировать общие представления об история становления и развития востоковедения в мире и России, о крупнейших востоковедческих школах и направлениях, их эволюции, применяемых методах исследования и анализа.
- Предоставить систематизированную информацию в области важнейших сведений о странах, народах и процессах, изучаемых востоковедением
- Познакомить с основными тенденциями развития востоковедения в мире и в России, эволюция основных подходов к странам Востока;
- Основное содержание востоковедения как науки ;
- Изучение основных методы, взглядов, теорий и подходов к изучению Востока, их эволюции и критического анализа, ведущие востоковедческие школы
- Дать представление о Востоке как о культурно-географическом регионе, особенностях его развития, традиционализме, модернизации, влиянии традиционных институтов на формирование современной политической и экономической культуры
- Выработать представления о формах проведения сравнительного анализа основных паттернов культуры Востока (в т.ч. духовно-религиозных воззрений, политических и социальных институтов)
- Дать представления о способах, методах и примерах ведения научной дискуссии.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины ученик должен:
- Знать:
- основные школы и направления развития востоковедческой науки;
- основы этногенеза и этно-культурного развития народов Востока;
- географические особенности стран Востока и связанные с ними типы хозяйствования и экономического развития;
- основы эволюции политического строя и социальной жизни стран Востока;
- историю развития востоковедения, концептуальным подходам к изучению Востока.
- Уметь
- определять культурно-географический ареал различных стран Востока
- использовать основные методы и формы востоковедческих исследований,
- Иметь навыки (приобрести опыт)
- определять основные типы и формы развития стран Востока
В результате освоения предмета учащийся осваивает следующие компетенции:
Компетенция | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога | Распознает проявление этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик. Использует знание этнокультурных ценностей народов Востока в практике межкультурной коммуникации | Метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) |
Умение использовать в жизни знание традиционных и современных проблем этнологии и социально-культурных традиций изучаемого региона: этногенез народов Азии и Африки; лингвистический состав; этнические традиции народов Азии и Африки и их присутствие в современной жизни общества; этнографические, этнолингвистические и этнопсихологические особенности народов Азии и Африки и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения | Дает определение основных понятий востоковедения. Воспроизводит основные положения теоретических концепции современного востоковедения Демонстрирует знания закономерностей и особенностей развития народов и культур Азии. Демонстрирует знания этнических традиций народов стран Востока. Распознает культурно-исторические, этно-конфессиональные социально-политические и этнопсихологические особенности народов Востока. | |
Способность проводить анализ исторического развития и современного влияния религиозных и этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор | Распознает формы проявления этнокультурных и этнопсихологических особенностей при анализе исторического развития и современного влияния религиозных и этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор Использует системный и системно-структурный методы исследования при анализе актуальных процессов этнического развития и межэтнического взаимодействия в странах Востока | Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов; исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа); метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) |
Способность понимать и анализировать принципы составления проектов на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений. | Осуществляет комплексный анализ социально-культурных политико-экономических процессов, происходящих в странах Востока. Осуществляет анализ и моделирование основных паттернов цивилизационного развития стран и регионов Востока, а также характеристик коммуникативных моделей межэтнического и межкультурного взаимодействия Обосновывает правомочность применения структурного, системного и системно-структурного методов при решении учебных и учебно-научных задач при подготовке сообщений, докладов на семинарских занятиях по «Востоковедению» | Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента; метод проблемного изложения с элементами дискуссии и разбора практических задач (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий |
Описание курса внеурочной деятельности по востоковедению.
Курс «Востоковедение» изучается в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час в неделю. Общее количество времени год обучения по «Востоковедению» составляет 36 часов.
Для освоения предмета учащиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах деятельности;
- способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.
- владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;
- умением использовать в социальной, познавательной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных;
- готовностью к сотрудничеству с одноклассниками, умение работать в команде;
- стремлением к саморазвитию, повышению уровня своих знаний;
- осознанием своей социальной значимости;
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;
- способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении своих;
- умением использовать в своей учебной и социальной деятельности знание истории развития стран Азии и Африки: генезис азиатских и африканских обществ и регионов; развитие стран Азии и Африки в древности, средневековье, в новое и новейшее время; общее и особенное в историческом развитии Азии и Африки; народные движения, коммунизм и национализм на Востоке, политическая, культурная, интеллектуальная история Востока;
- умением использовать в учебной деятельности знание социального развития Востока: формы типологизации восточных обществ и оценка их уровня социального развития; социальный состав и его динамика на Востоке; социальные структуры, страты и группы в восточном обществе; кланово-родовые структуры; система лидерства и иерархии, этика межличностных и деловых отношений на Востоке; социально-культурная динамика современного Востока; особенности социологических исследований восточного общества; средства массовой информации в странах Азии и Африки;
- умением использовать в учебной и социально деятельности знание традиционных и современных проблем религиозных, духовных и философских традиций Востока: религиозно-философская мысль Востока; конфуцианство, буддизм, даосизм, синтоизм, ислам, индуизм, джайнизм, манихейство и др. течения; народные культы, традиции и верования; философско-религиозный синкретизм на Востоке; основные духовные школы и религиозные организации; современные религиозные течения и этноконфессиональные конфликты на Востоке;
- умением использовать в учебной и социальной деятельности знание традиционных и современных проблем культурного развития Азии и Африки: культурное развитие регионов Азии и Африки в различные периоды; компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов восточных и западных культур; развитие художественной культуры, искусства и архитектуры; жанровое разнообразие искусства в новое и новейшее время; символизм в повседневной жизни и творчестве на Востоке; визуальная культура; театр, драма, киноискусство, народное творчество на Востоке; взаимодействие восточных и западных культур.
Тематический план учебной дисциплины
Курс «Востоковедение» представляет собой систематизированный набор сведений и методик разбитых на теоретический (лекционный материал) и практический(семинарские занятия)
Часть 1. «Основные понятия и особенности востоковедения» посвящена истории развития востоковедения, концептуальным подходам к изучению Востока. Данный раздел изучается в виде общих лекций, читаемых учащимся.
Часть 2. «Общий обзор регионов Востока» посвящена частным вопросам развития изучаемого региона, в том числе географии и природным ресурсам, этно-лингвистическому составу населения, особенностям духовно-религиозного, культурного, исторического, экономического, политического и социального развития. В этой части ученик должен приобрести основные базовые сведения об изучаемой стране без углубления в частные аспекты, которые будут в дальнейшем изучаться в виде отдельных курсов. Эта часть изучается в рамках семинарских занятий
По результатам прохождения курса предмета «Востоковедение» ученик должен обладать знаниями в области основ востоковедения.
Курс построен по проблемно-тематическому методу и охватывает следующие основные темы:
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ
Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, словарная работа, контрольная работа, решение задач, кроссвордов, выполнение творческих заданий и т.д.
Критерии оценки знаний, навыков
Эссе как форма представления знаний студента по изучаемой дисциплине представляет собой самостоятельно подготовленное сочинение, объемом 8 – 10 тыс. знаков, на тему, предложенную преподавателем в рамках проблематики изучаемого предмета.
Эссе оценивается по следующим критериям, которые соотносятся с компетенциями, осваиваемыми учеником в ходе изучения учебной предмета «Востоковедение»:
- способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога;
- умение использовать в учебной и социальной деятельности знание традиционных и современных проблем этнологии и социально-культурных традиций изучаемого региона: этногенез народов Азии и Африки; лингвистический состав; этнические традиции народов Азии и Африки и их присутствие в современной жизни общества; этнографические, этнолингвистические и этнопсихологические особенности народов Азии и Африки и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения;
- владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), понимание роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур;
- способность использовать знание этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета поведения;
- способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению и конкурентоспособности Российской Федерации;
- способность проводить анализ исторического развития и современного влияния религиозных и этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор.
В ходе проведения итогового контроля - письменного теста ученик должен выполнить задания открытого и закрытого типа. В заданиях открытого типа требуется самостоятельное дополнение предлагаемого текста, или заполнение пропусков в тексте, или свободное изложение собственного ответа на предлагаемый вопрос. Задания закрытого типа предполагают использование альтернативных ответов (только два варианта ответа – да или нет); множественного выбора (наличие вариативности в выборе ответа, когда ученик должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых один (или несколько) правильных), восстановления соответствия (на восстановление учеником соответствия между элементами двух списков; либо между текстом и списком; либо между элементами списка и набором иллюстраций; либо между иллюстрацией и списком и т.д.) и восстановления последовательности (где требуется расположить факты, даты и т.д. в правильной последовательности).
Примерные вопросы письменного теста представлены в приложении к программе .
Порядок формирования оценок по предмету «Востоковедение»
Учитель оценивает классную работу ученика (на лекционных и семинарских занятиях), а также самостоятельную работу. Ученики знакомятся с научной литературой по ключевым проблемам курса; осваивают понятийный аппарат и методы востоковедческих исследований; изучают сведения по истории возникновения, становления и развития востоковедения; изучают культурно-исторические, демографические, социально-экономические и языковые характеристики стран Востока, а также в ходе самостоятельной работы студенты готовят домашнее задание. Преподаватель оценивает выполнение итогового тестового задания по изучаемой дисциплине. От учащегося требуется обязательное посещение лекций и семинарских занятий; подготовка не менее одного устного сообщения на семинаре и участие в обсуждениях вопросов семинарских занятий; написание итогового письменного теста; выполнение текущих учебных заданий учителя и срезовых тестов.
Преподаватель оценивает работу учащихся на семинарских занятиях: активность ученика в дискуссиях; правильность использования категориального аппарата и терминов; знание фактов (периоды, даты, имена, названия и т.д.); культуру мышления (логичность и аргументированность изложения учебного материала); культуру речи (уместность употребления терминологии; наличие или отсутствие речевых погрешностей); степень самостоятельности и уровень креативности при выполнении учебных заданий; дисциплинированность (посещаемость занятий); навыки создания электронной или иной презентации, сопровождающей устный ответ ученика на семинаре.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Часть 1. «Основные понятия и особенности востоковедения»
Тема 1. Общие понятия, проблемное поле и предмет изучения востоковедения. Восток как культурно-исторический и географический регион
Востоковедение как область знаний и как комплексная наука изучения восточных обществ. Предмет изучения востоковедения. Основные составляющие современного востоковедения.
Отрасли востоковедения и регионы специализации. Основные методологии, применяемые в востоковедении. Востоковедение как комплексная дисциплина. Отличие востоковедения от смежных областей знаний.
Академическое и прикладное востоковедение, их синтез. Основные тенденции развития востоковедения на современном этапе
Ориентализм
Толерантность и уважение к культурам.
Основные этапы развития представлений о Востоке в западной культуре. Трансформация понятия «Восток», «Азия» и «востоковедение» в истории. Относительность понятия «Запада» и «Востока» в науке и в повседневных представлениях. Противопоставление Запада и Востока и востоковедение как «колониальная наука». Взгляды Э. Саида. Востоковедения как наука и как увлечение, профессиональный и непрофессиональный подходы.
Тема 2. Восток как культурно-исторический регион и географический регион. Особенности региональной физической и экономической географии. Население Азии и окружающая среда. Основные топографические особенности Азии. Региональные климатические паттерны Природные вызовы Азии. Изменения климата и народонаселения Азии. Территориальные диспуты и конфликты.
Альтернативные названия Востока: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, АТР, Дальний Восток. Споры вокруг понятия «АТР»
Особенности историко-культурной и цивилизационной типологизации. Религиозно-культурная типологизация. Территориально-этнические признаки, признаки природно-географического порядка. Культурно-исторические типы
Литература по теме 1 и теме 2:
Алексеев В.М. Наука о Востоке. Статьи и документы. М., 1982.
АТР: мифы, иллюзии и реальность». М.: Флинта-Наука, 1997
Зеленев Е. И., Касевич В. Введение в востоковедение. Общий курс. Каро, 2011
Тема 3. Становление и развитие востоковедения
Развитие зарубежного востоковедения XVII-XIX вв. Развитие научной библеистики (XVI в.). Период Ренессанса и эпоха просвещения, начало университетского востоковедения. Востоковедческие исследования в Германии, Великобритании и Франции. Эдвард Покок, Атанасиус Киршер, Силверстр де Саси, Жан Франсуа Шампольон. Интерес к восточной культуре и оценка Востока в труда Вольтера, Дидро, Монтескье, Э.Гиббона. Роль миссии иезуитов в Китае и Японии. Археологические открытия и востоковедение
Индолог Вильям Джонс (XVIII в) и предположение о взаимосвязи индоевропейских языков. Основатель Азиатского общества в Калькутте. Создание научной индологии (М. Мюллер), исследования Месопотамии (Е. Бурнофф). История семитских языков Э. Реннана (XIX в.)
Становление и развитие востоковедения в России. Ведущие российские востоковедческие школы и их трансформация. Казанская, С-Петербургская, Московская Школы. Создание школы на Дальнем Востоке в XIX в.
Первые систематические сведения в России о Востоке в XIII-XV в.. С XVI в. начинается покорение Сибири. Присоединение Астраханского и Казанского ханств, освоение Сибири как стимул развития знаний о Востоке. Походы С. Дежнева (1648), Ф. Алексеева, Пояркова, Хабарова, В. Атласова (1697). Петровские реформы и восточная политика России. Начало изучения восточных языков с целью подготовки практических востоковедных кадров (XVIII в.). Ориентальная экспедиция Коллегии иностранных («чужестранных») дел (1718). Деятельность Дмитрия Кантемира
Научное и университетское востоковедение в России. Монголоведение XVIII в.: Я. И. Шмидт (1779-1847) О.М. Ковалевский (1801-1878), Первые российские востоковеды XIX в. Б.А. Дорн, О.Ю. Сенковский. Индология и санскритология: Г.С. Лебедев, П. Я. Петров, О. Н. Бетлинг).
Вклад в изучение Востока дипломатического, военного и финансового ведомств.
Роль русской православной миссии в развитии китаеведения (П.И. Кафаров, Лежайский, Н.. Бичурин). Роль дипломатических миссий в изучении Востока (Н.П. Резанов).
Начало университетского преподавания востоковедения в России (XIX в.) Азиатский музей в С-Петербурге. Деятельность академика Х.Д. Френа.
Востоковедение на рубеже XIX-ХХ в. Школы языкознания. Монголоведение, китаеведение, тибетология, арабистика, иранистика. Деятельность Пашино П.И. И.П. Минаева (индология) Крачковского (арабистика), Б.А. Тураева, В.С, Голенищева (египтология), В.П. Васильева, В.М. Алексеева (китаеведение), Н.И. Конрада (японистика), С.Ф. Ольденбурга , В.И. Радлова (тюркология).
Исследования Ближнего Востока. Дунхуановедение, тангутика, сабеистика в России. Изучение фундаментальных проблем Древнего Востока: (В.В.Струве, И.М.Дьяконов, М.А.Дандамаев)
Современные школы и направления востоковедения. Востоковедческие школы и основные направления исследований в современной России. ИСАА МГУ, восточный факультет СПБГУ, Школа востоковедения НИУ ВШЭ. Региональные востоковедческие исследования. Современные российские исследователи Китая, Кореи, Японии и Ближнего Востока. Академическое востоковедение в России: деятельность ИДВ и ИВ РАН. Аналитические центры востоковедения в России
Крупнейшие зарубежные центры развития востоковедения. Европейские центры. Британская школа востоковедения и ее организация (SOAS, Cambridge, Oxford, Leeds and Sheffield Universities). Французская школа (Sorbonne), немецкая школа (Гейдельберг, Берлин).
Современное американское востоковедение.
Ведущие научные российские и зарубежные журналы и электронные ресурсы по Востоку.
Литература по теме 3:
Алексеев В.М. Наука о Востоке. Статьи и документы. М., 1982.
Алексеев В.М. Рабочая библиография китаиста : книга руководств для изучающих язык и культуру Китая / ИМЛИ РАН; Библиотека РАН. СПб. : БАН, 2010. - 504 с
Зеленев Е. И., Касевич В. Введение в востоковедение. Общий курс. Каро, 2011. (Раздел “Основные этапы развития отечественного востоковедения”)
История отечественного востоковедения. С. 287, 302, 326.
Корееведение в России: история и современность. Российское корееведение в прошлом и настоящем. Т. 2. М., 2004.
Крачковский И.Ю., Очерки по истории русской арабистики.
Скачков П.Б. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977
Современное российское корееведение. Российское корееведение в прошлом и настоящем. Т. 3. М., 2006.
Тема 4. Современные методологические основы исследования стран и регионов Востока
Историко-культурный и этноспецифический подходы как основа востоковедческих исследований. Использование методов историко-экономического анализа и политэкономии. Место вспомогательных методов в востоковедческих исследованиях.
Формационный подход. Цивилизационный подход. А. Тойнби, Ф.Бродель.
Концепции развития восточных обществ. Марксизм и дискуссия об азиатском способе производства. Концепция евразийства. Дискуссия о развитии науки и цивилизации на Востоке (Дж.Нидэм).
Теория «гидравлического» или «ирригационного» государства (К. Виттфогель).
Концепция «Центр- периферия» в развитии восточных обществ. Концепции «стагнации Востока», «отставания», зависимого развития и «догоняющего развития» восточных обществ (Монтескье, К. Маркс, М. Вебер, Бродель, Валерстайн, К. Поланьи). Современные концепции развития доиндустриальных обществ на Востока (P. Crone, K. Pomerantz, A. Frank, I. Morris).
Понятие и важность источника в востоковедческих исследования. Верификация информации, первичные и вторичные источники. Методы полевых исследований и непосредственного участия.
Методология прикладных аналитических исследований. Сбор, анализ информации и составление прогноза.
Литература по теме 4:
Васильев Л. С. Что такое «азиатский̆» способ производства? // Народы Азии и Африки. No 3, 1988. С.: 65–75.
Зеленев Е.И., Касевич В. Концепции современного востоковедения. Москва: Каро, 2013.
Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966
Нуреев Р.М. Азиатский̆ способ производства как экономическая система // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993.
Совастеева Ю.В. Академик Н.И. Конрад и его концепция Возрождения на Востоке // Россия и АТР, 2013, №1, С. 133-141.
Тема 5. Характерные черты восточных обществ и региональные особенности развития
Характерные черты восточных обществ. Традиционализм на Востоке и его содержание.
Составление региональной характеристики стран Востока. Основные характеристики: физико-географические, хозяйственно-климатические, социально-политические, экономические, культурные особенности развитие регионов:
- Восточная Азия (Китай, Япония, Корея)
- Юго-Восточная Азия
- Южная Азия (Индия)
- Ближний Восток
- Центральная Азия
Литература по теме 5:
Зеленев Е. И., Касевич В. Введение в востоковедение. Общий курс. Каро, 2011. (Раздел “Основные регионы Востока”)
Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966
Троцевич А.Ф., Гурьева А.А. Описание письменных памятников корейской традиционной культуры. Вып.II: Корейские письменные памятники в рукописном отделе Института восточных рукописей Российской академии наук. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2009.
Троцевич А.Ф., Гурьева А.А. Описание письменных памятников корейской традиционной культуры. Вып.I: Корейские письменные памятники в фонде китайских ксилографов восточного отдела Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007.
Тема 6. Языки, этносы и народонаселение Азии
Понятие этноса. Этнос как культурно-историческая и семиотическая категория на Востоке.
Основные этносы и этнические группы в странах Востока. Этносы и субэтносы. Языковые контакты. Взаимосвязь языка и культурных стереотипов.
Языковые семьи в Азии. Сино-тибетская, алтайская, аустронезийская.
Языковая картина мира на Востоке. Характерные особенности различных групп восточных языков. Паралингвистические особенности восточной культуры и текста.
Отражение национальной картины мира в языке. Оппозиция «свой- чужой» в языке как фактор самоидентичности.
Необходимость исследования восточных языков. Трансформация форм исследования. Основные филологические школы в восточном языкознании.
Народонаселение современного Востока. Демографический фактор в региональном и секторальном развитии Востока.
Рост населения в Азии и его расселения. Планирование семьи и региональная динамика Миграционные потоки. Качество жизни. Гендерная структура и особенности современной Азии.
Урбанизация. Миграционные потоки. Рынок труда в Азии. Теневая экономика в Азии
Азиатские диаспоры за пределами Азии
Литература по теме 6:
Зеленев Е. И., Касевич В. Введение в востоковедение. Общий курс. Каро, 2011. Раздел «Язык. Язык и этнос. Язык и общество»
Страны и народы Востока / Вып. XXXV: коллекции, тексты и их «биографии» / Под ред. И.Ф.Поповой, Т.Д.Скрынниковой. М.: Наука - Восточная литература, 2014. 439 с.
Гойтейн Ш.Д., Евреи и арабы: их связи на протяжении веков. М., 2001 (отдельные главы)
Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями
Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978
Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Этническая история китайцев в XIX - начале XX века. - М., 1993.
Тема 7. Общество и религия на Востоке
Религиозная картина мира и Восток. Основные религиозные системы стран Востока. Конфуцианство, даосизм. Синтоизм. Буддийский культурный регион. Ислам и исламское общество. Индуизм и его течения.
Сектантство и религиозные культы в странах Востока. Народные религии.
Миссионерство, прозелитизм и восприятие христианства в странах Востока.
Сравнительный анализ: структура религиозного сознания в восточной и западных культурах. Понятия трансцендентального опыта, допустимость и формы общения с высшими силами. Духи, божества и взаимоотношения с ними.
Восприятие человека в религиозных традициях Востока.
Религиозный фактор в политической доктрине восточных государств. Народно-освободительные и протестные движение под религиозными лозунгами на Востоке. Свобода вероисповедования и религиозные конфликты в странах Востока.
Литература по теме 7:
Джарылгасинова Р.Ш. Этногенез и этническая история корейцев по данным эпиграфики («Стела КВАНГЭТХО-ВАНА»). Российское корееведение в прошлом и настоящем. Т. 8. М., 2010.
Еремеев Д.Е., Ислам: образ мысли и стиль мышления. М., 1990.
Зеленев Е. И., Касевич В. Введение в востоковедение. Общий курс. Каро, 2011. Восток как родина основных и мировых национальных религий (части Ислам, Индуизм Буддизм)
Ионова Ю.В. Этнография Кореи. Российское корееведение в прошлом и настоящем. Т. 9. М., 2011.
Ким Г.Н. История религий Кореи. Алматы, 2001
Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли странствия мага и интеллектуала. М.: Алетейа, 2005.
Тема 8. Власть, государство и социально-экономическое развитие в странах Востока
Трансформация институтов власти в странах Востока. Характерные черты восточной деспотии и монархии.
Институты власти в странах Востока. Трансформация характера власти и политических институтов в Китае, Японии, Корее, на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Политическая культура (Л. Пай), взаимодействие «государство – общество» в странах Востока. Реализация институтов монархии в современных странах Востока. Гражданское общество.
Традиционные институты восточных обществ и их роль в современной жизни. Кланово-семейные, земляческие, общинные структуры.
Характерные черты социально-экономического развития восточных обществ. Сельское хозяйство Азии. Структура сельского производства и питания. Пищевая безопасность. Роль рыбной ловли. Изменение пищевой цепочки в современной Азии.
Азия в условиях глобализации и новые тенденции экономического развития
Международные отношения на Востоке. Правительственные и неправительственные организации на Востоке. АСАЕН, САРС, ШОС. Место России в АТР
Современные тенденция развития Востока и востоковедение. Интернационализация, интеграция и глобализация в странах Востока. Глобализационные тенденции и многополярность мира. Интеграционные процессы на Востоке. Процессы интернационализации, коммунализации и усиление националистических тенденций.
Наследие истории, территориальные конфликты и взаимоотношение между крупнейшими странами на Востоке
Литература по теме 8:
- Восток и политика. Под ред. А. Д. Воскресенского. М.: Аспект-пресс, 2011.
- Политические системы и политические культуры Востока. Под ред. А. Д. Воскресенского. М.: Восток-Запад, 2006.
- Страны Азии и Африки в теории и истории международных отношений
- Толстокулаков И.А. История общественно-политической мысли Кореи. Владивосток: изд-во Дальневост. Ун-та 2007.
- Тягай Г.Д. Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма. / ИВ АН СССР. М: ГРВЛ, 1971.
- Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного //Отв. ред. Н. А. Симония. М.: ГРВЛ изд-ва «Наука», 1984.
Образовательные технологии
При работе используются:
- мультимедийные технологии. Каждая лекция сопровождается показом сладов в MS PowerPoint. На семинарах при подготовке доклада ученики также должны использовать презентации.
На семинарах используется взаимотестирование (в частности, при изучении регионального деления стран Востока), разбор отдельных кейсов (политические и религиозные конфликты на Востоке).
Часть 2. Темы, выносимые на семинарские занятия
1. География изучаемого региона.
Физическая география изучаемого региона. Особенности ландшафта региона и связь с особенностями хозяйствования. Крупнейшие реки, выход к морям, уровень использование и истощаемости природных ресурсов
Демографический состав и плотность населения. Территориальное деление, столицы провинций (префектур)
Экономическая география. Полезные ископаемые, их локализация. Крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные центры.
2. Этническая и языковая картина изучаемого региона
Этногенез изучаемого региона: формирование этноса, становление и трансформация его характеристик.
Языковая ситуация в изучаемом регионе. Взаимосвязь языка и культуры. Формирование и особенности письменности изучаемого региона.
Трансформация языковой картины
3. Особенности исторического развития изучаемого региона
Система периодизации истории изучаемой страны (региона). Основные исторические периоды, их краткая характеристика. Формирование исторических границ. Важнейшие правящие династии и их достижения. Национализм, революции и важнейшие переломные точки в истории изучаемого региона
4. Государственный строй изучаемого региона
Традиции политической культуры и системы управления страной. Основные парадигмы управления государством.
Современный государственный строй изучаемого региона, политические институты, партии, крупнейшие общественные объединения. Высшее государственное управление страной, система смены высших и региональных руководителей.
Система реализации власти. Взаимоотношения «центр – периферия».
Система организации армии. Символы государства (флаг, гимн, герб)
5. Религиозная жизнь изучаемой страны
Общий обзор основных духовно-религиозных систем изучаемой страны. Крупнейшие современные религиозные направления. Важнейшие духовно- религиозные труды, их роль в жизни государства и человека
Морально-этические нормы и нравственные установки, связанные с религиозными традициями.
Важнейшие места поклонения и отправления культов.
Взаимоотношения государства и религии, роль религии в государственном управлении. Религиозные и религиозно-этнические конфликты изучаемого региона, формы и перспективы их разрешения
6. Традиции материальной и духовной культуры изучаемого региона
Традиции, связанные с переменой статуса: рождением, женитьбой, смертью.
Система традиционного календаря и праздников.
Традиции воспитания детей и общей социализации.
Традиционный быт, пища, жилище. Особенности поведения иностранцев в изучаемом регионе
7. Социальная и культурная жизнь изучаемой страны
Традиционный и современный социальный уклад общества. Общины, кланы и их роль в политической и экономической жизни страны.
Современные социальные отношения и социальные страты. Взаимоотношения между людьми разного возраста, гендерные отношения.
Уровень и система развития образования и науки. Крупнейшие средства массовой информации.
Особенности современной культурно жизни изучаемой страны
8. Изучаемый регион в системе международных отношений
Международные и межгосударственные отношения изучаемой страны (регион). Важнейшие экономические и политические партнеры. Стратегические союзники и участие в политических и экономических международных и межрегиональных альянсах и организациях. Территориальные конфликты, их влияние на международный статус страны (региона).
Роль страны (региона) в международном разделении труда и мировых экономических отношениях. История и особенности современных отношений России с изучаемым регионом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ВОСТОКОВЕДЕНИЕ» 5-9 КЛАСС
Название раздела | Всего часов | занятия | |
Лекции | Семинары | ||
Общие понятия, проблемное поле и предмет изучения востоковедения. | 4 | 2 | 2 |
Восток как культурно-исторический и географический регион | 4 | 2 | 2 |
Становление и развитие востоковедения | 4 | 2 | 2 |
Методологические основы исследования стран и регионов Востока | 4 | 2 | 2 |
Характерные черты и особенности развития восточных обществ | 4 | 2 | 2 |
Языки, этносы и народонаселение Азии | 4 | 2 | 2 |
Общество и религия на Востоке | 6 | 3 | 3 |
Власть, государство и социально-экономическое развитие в странах Востока | 6 | 3 | 3 |
Всего: | 36 | 18 | 18 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы/ задания для теста (пример для корейского направления):
Вопросы теста:
1. Предметом дисциплины «Востоковедение» является:
А) история формирования человека современного вида
Б) изучение основных форм развития культуры
В) комплексное изучение стран и народов афро-азиатского ареала
2. Объектом изучения востоковедения являются:
А) граждане какого-либо государства
Б) страны Азии и Африки
В) сельское население стран мира
3. Фундаментом формирования культурной, социально-психологической и иной специфики, выделяющий Восток как особый культурно-исторический ареал является:
А) экономика
Б) традиционализм
В) историко-культурный ареал
4. Востоковедение – это наука о духовной и материальной культуре традиционалистских сообществ в синхронии и диахронии с опорой на:
А) свидетельства языка и текста
Б) древних артефактов
В) истории государства, изучаемого сообщества
5. Перечислите государства Восточной Азии:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
6. Отличительной чертой Восточной Азии в историко-хозяйственном отношении является:
А) развитая культура овощеводства
Б) развитая культура рисосеяния
В) развитая культура зернового хозяйства
7. Географическое положение Кореи:
А) материк
Б) остров
В) полуостров
8. Какие религиозные, философские системы и учения объединяет в себе религиозный синкретизм:
А) ислам
Б) даосизм
В) конфуцианство
Г) христианство
Д) буддизм
9. Корееведение - это:
А) история Кореи
Б) комплексная востоковедная наука
В) культура Кореи
10. Назовите основные этапы становления российского корееведения:
А)
Б)
В)
Г)
11. Первые путешественники, посетившие Корею:
12. Первые дипломаты и военные, посетившие Корею:
13. Корееведы советского периода:
А) Историки:
Б) Лингвисты:
В) Этнографы:
Г) Экономисты:
14. В каком году было введено преподавание корейского языка в Санкт-Петербургском университете:
А) 1854 г.
Б) 1897 г.
В) 1865 г.
15. В каком году возник Восточный университет во Владивостоке:
А) 1892 г.
Б) 1884 г.
В) 1899 г.
16. Какие вы знаете традиционные национальные праздники корейского народа?
А)
Б
В)
Г)
Д)
17. Какие вы знаете корейские семейные традиции:
А)
Б)
В)
Г)
- Для вас европейская цивилизация – это
- Для вас восточная цивилизация – это
- Восточный традиционализм – это
.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
По общему разделу
- Основное содержание востоковедения как академической и прикладной науки.
- Структура современного востоковедения
- Чем проблемное поле востоковедения отличается от других направлений (международные отношения, регионоведение, экономика, политология, культурология и т.д.)?
- Сформулируйте основные методы, применяемые в востоковедении.
- Как и почему изменилась тематика востоковедческих исследований в XX-XXI вв.?
- Типология стран Востока: географическая, культурно-историческая, типология ООН и др.
- Восток как культурно-исторический регион
- Основные этносы и направления этногенеза в Азии
- Крупнейшие языковые семьи и группы в Азии
- Пробуждение интереса к странам Востока на Западе: основные темы и причины.
- Становление зарубежного востоковедения в XVII-XIX вв.
- Становление российский исследований Востока в допетровскую и петровскую эпохи
- Основные тенденции российского востоковедения второй четверти XVII - XIX в.
- Трансформация форм развития и основных тем советского востоковедения 1917-80-ые гг.
- Крупнейшие российские исследователи Китая
- Крупнейшие отечественные исследователи Японии
- Крупнейшие школы и центры востоковедения в современной России
- Крупнейшие современные школы и центры зарубежного востоковедения
- Ориентализм и востоковедение
- Сравните систему развития сельского хозяйства для Восточной и Юго-Восточной Азии
- Каким образом религиозно-этические концепции ислама (буддизма, конфуцианства, синтоизма) повлияли на формирование политических и государственных доктрин изучаемого региона
- В чем состоит основной посыл идеи о «западзывающем» или «догоняющем» развитии Востока
По Ближнему Востоку
1. Классическое востоковедение, современное востоковедение, прикладное востоковедение. «Ориентализм» Саида, другие формы содержания понятия «Восток».
2. Развитие отечественного востоковедения. Предыстория русской арабистики.
3. Знаменитые российские востоковеды: Крачковский, Розен, Бартольд, Радлов, Дьяконов.
4. Западная востоковедная традиция. Знаменитые западные востоковеды: Т. Нёльдеке, Э.А.У. Бадж, П. де Лагард, У. Мьюир, Р. Аллен. Основные научные школы в современном восточном языкознании.
5. Ближний Восток: географическая и политическая трактовка термина. Основные историко-культурные субрегионы Ближнего Востока.
6. Характерные особенности культуры и искусства стран Ближнего Востока (обзор). Рукописные традиции ближневосточных обществ.
7. Характерные особенности исламского искусства.
8. Религиозные традиции Ближнего Востока. Основные положения иудаизма. Основные положения зороастризма.
9. Религиозные традиции Ближнего Востока. Основные положения ислама.
10. Религиозные традиции Ближнего Востока. Восточное христианство.
11. Арабский язык и арабы в рамках современного Ближнего востока.
12. Арабский Восток. Общий обзор. Машрик и Магриб.
13. Регионы Магриба. Йемен и Северная Африка. Арабистика и африканистика
14. Регионы Машрика. Левант, Ирак (Джазира).
По китаеведению
- Синология как комплексная наука .
- Становление и развитие российской синологии.
- Алексеев, его школа и ее восприятие в России и мире
- Периодизация истории Китая, сходства и различия с периодизацией истории Европы.
- Китай как географическая Восточная Азия. Двуединый регион, воспроизводящееся разделение на юг и север.
- Религиозно-философские системы Китая.
- Китайский синкретизм.
- Конфуцианство и неоконфуцианство.
- Даосизм. Культы и философия.
- Буддизм в Китае.
- Формирование ханьского этноса. Китайская диаспора.
- Этническая ситуация в Китае и "национальные меньшинства". Этническое разнообразие в Восточной Азии.
- Наука и книжность в Китае.
- Китай и Запад.
- Китай и Россия
По корееведению
- Каковы принципиальные отличия в Европейской и Восточной цивилизациях? Понятие культуры в Европе и на Востоке.
- Что мы понимаем под Восточным традиционализмом ?
- Каковы общие характеристики исторического развития стран Востока?
- Становление и развитие российского корееведения.
- Значение письменных памятников корейской традиционной культуры.
- Этнические особенности корейцев.
- Отличительные особенности религиозной традиции в Республике Корея.
- Современная социально-политическая ситуация на Корейском полуострове.
По японоведению
1. Место Японии на социокультурно карте Востока и мира.
2. Инсулярность Японии как культурообразующий фактор.
3. Японоведение и его составляющие: области изучения, школы, представители.
4. История японоведения на Западе и в России.
5. Религии Японии: исторические и социокультурные аспекты.
6. Христианство в Японии: причины успеха и неуспеха.
7. Цикличность в развитии Японии (открытость/закрытость).
8. Учение Саида «ориентализм» и приложимость его к Японии.
9. Особенности традиционного общественно-политического устройства Японии (делегировавние власти и т.п.)
10. Коллективность в японской традиции: общественная жизнь; литература и искусство.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Базовые учебники
- Зеленев Е. И., Касевич В. Введение в востоковедение. Общий курс. Каро, 2011
- Зеленев Е.И., Касевич В. Концепции современного востоковедения. Москва: Каро, 2013.
Основная литература
- Алексеев В.М. Наука о Востоке. Статьи и документы. М.: ГРВЛ, 1982. 535 с. Редакционная коллегия: М.В.Баньковская (составитель), Л.Н.Меньшиков, В.В.Петров, Н.Т.Федоренко (ответственный редактор), Л.З.Эйдлин
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса/ Послесл. Н.Я.Бромлей. Изд. 3-е, испр. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. С. 7 – 87.
- Крачковский И.Ю., Очерки по истории русской арабистики
- Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: «Издательство Астрель», «Фирма «Издательство АСТ», Издательско-продюсерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2000.
- Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли странствия мага и интеллектуала. М.: Алетейа, 2005.
- Никифоров В. Восток и всемирная история, М.., 1975
- Скачков П.Б. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977
- Weightman, Barbara A. Dragons and Tigers: A Geography of South, East, and Southeast Asia. 3rd ed. Wiley, 2011.
Дополнительная литература
Книги:
- Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосиб.
- Абрамова Н.А. Китайский этнос. – Чита, 2006.
- Алексеев В. М. Римлянин Гораций и китаец Лу Цзи о поэтическом мастерстве.// Труды по китайской литературе. В 2 кн. Кн. I. М., 2002.
- Алексеев В.М. Рабочая библиография китаиста: Книга руководств для изучающих язык и культуру Китая / Отв. ред. В.П.Леонов; отв. сост. Т.И.Виноградова. СПб.: БАН; Альфарет, 2010. 504 с. (http://orientalstudies.ru/rus/images/pdf/b_alekseev_2010.pdf)
- Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М.: Издательство "Весь Мир", 2004, 216 с. (книга доступна для скачивания на официальном сайте института этнологии и антропологии РАН)
- Археология, этнография и антропология Евразии. Изд. Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
- Афонасенко Е.В. Этнопсихологические особенности китайцев // Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. – М.: КРАСАНД, 2011. – С. 178 – 204.
- Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. – И.: ИД «Муравей-Гайд», 1999.
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., Л., 1950—1953.
- Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. Актуальные вопросы восточного литературоведения. - М.: Наука, 1974.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983 - 418 с.
- Бутаков А. М., Тизенгаузен А. Е. Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах. — М., 2002.
- Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность. Сб. статей. – М.: Наука, 1976. – С. 52 – 82.
- Войтишек Е.Э. Игровые традиции в духовной культуре стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония). – Новосибирск, 2009.
- Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М.: 1999
- Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. Изд. РАН
- Галенович Ю.М. Россия и Китай в XX веке: граница. М., 2001
- Глава в книге (сборнике):
- Гойтейн Ш.Д., Евреи и арабы: их связи на протяжении веков. М., 2001
- Головин С.А. Российская духовная миссия в Китае. Исторический очерк. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013.
- Грачева Ю.А. Прошлое и настоящее народа наси.// Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: 2014. – С. 146-164.
- Девятов А.П. Практическое китаеведение. Базовый учебник. – М.: Восточная книга, 2007.
- Денисов П. В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине. Изд. 2-е, доп. — Чебоксары, 2007
- Деопик Д.В. Центральная и южная части Восточной и Южной части Восточной Азии как культурные очаги во II – I тысячелетиях до н.э. // Ранняя этническая история народов Восточной Азии. Сборник докладов [Электронный ресурс].
- Деопик Д.В. Четыре этюда об истории древней Восточной Азии: взгляд с Юга // XLI НК ОГК. М., 2011.
- Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Исторические процессы в древней Восточной Азиив III – первой половине II тыс. до н.э.: складывание «двуединого» Региона// Общество и государство в Китае: Т. XLII, ч. 3, 2012. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 7 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 7-32.
- Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Матео Риччи и другие (1552-1775 гг.). М., 2000
- Духовная культура Китая: энциклопедия. Т.1. Философия. М., 2006.
- Духовная культура Китая: энциклопедия. Т.2. Мифология. Религия. М., 2006.
- Еремеев Д.Е., Ислам: образ мысли и стиль мышления. М., 1990.
- Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2009. 256 с. («Мир Востока»). (http://orientalstudies.ru/rus/images/pdf/b_ermakova_co_2009.pdf)
- Журналы:
- Зуенко И.Ю. Народы бать-вьет (байюэ) по материалам китайских хроник: проблемы идентификации // Вьетнам: проблема цивилизационного выбора (1945-2015 гг.): мат-лы междунар. научно-практич. конф. Владивосток, 29-30 апреля 2015 г. Владивосток, 2015. – С. 77-91.
- Итс Р.Ф. Этническая история юга Восточной Азии. Л.,1972.
- Календарь в культуре народов мира – М.: Наука, 1993.
- Кобзев А.И. Глобализация и summa sinologiae // XXXVII НК ОГК. М., 2007, с. 261-275;
- Кобзев А.И. Китайская и западная синология // XXXIX НК ОГК. М., 2009;
- Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002
- Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями
- Крюков М.В. Система родства китайцев. М., 1972
- Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.) М., 1984
- Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987
- Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Этническая история китайцев в XIX - начале XX века. - М., 1993.
- Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978.
- Кучера С. Историография истории Древнего Китая // Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. СПб., 2002, с. 263–301;
- Кычанов Е.И. Сычуаньские цяны // Центральная Азия и Тибет. Новосибирск, 1972.
- Ланьков А.Н. Быть корейцем / А.Н.Ланьков. – М.: АСТ; Восток – Запад, 2006. – 542 с.
- Левинсон Г.И. (отв. ред.) Китайские этнические группы в странах Юго-Восточной Азии М., 1986.
- Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / Линь Юйтан; пер. с кит. и предисл. Н.А.Спешнева. – М.: Вост. Лит., 2010.
- Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002
- Лукин. А.В. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений. М.,2013 г.
- Лысенко. О. О. Розенберг как ученик Ф. И. Щербатского // Четвертые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов. СПб., 2011. С. 261—280 (http://orientalstudies.ru/rus/images/pdf/b_rosenberg_conference_4_2011_22_lysenko.pdf)
- М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. Китайский этнос на пороге средних веков. // М.: 1979
- Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологии синкретизма в Китае) // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988;
- Мартынов А. С. Чжу Си и официальная идеология императорского Китая // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982. С.111-125.
- Маслов А.А. Китай и киатйцы. М: Риппо-классик , 2011
- Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли странствия мага и интеллектуала. М.: Алетейа, 2005.
- Милибанд С.Д. Биобиблиографический словарь отечественных востоковедов. Кн. I, II. М., 1995;
- Москалев А.А. Теоретическая база национальной политики КНР (1949–1999) / Под общ. ред. академика В.С. Мясникова. М., 2001.
- Народы Восточной Азии /Под ред. Н.Н.Чебоксарова, С.И.Брука, Р.Ф.Итса, Г.Г.Стратановича //Народы мира. Этнографические очерки /Под общ. Ред. Чл.-корр. АН СССР С.П.Толстова http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181381894-narody-vostochnoy-azii.html
- Народы Передней Азии. – М.: АН СССР, 1957. http://libriz.net/book/79759-narodi-peredney-azii.html
- Народы Юго-Восточной Азии. - М.: Наука, 1966. http://www.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181381148-narody-yugo-vostochnoy-azii.html
- Никифоров В.Н. Советские историки о проблемах Китая. М., 1970;
- Овчинников В.В. Сакура и дуб. Ветка сакуры. Корни дуба. / В.В.Овчинников. – М.:АСТ, 2011.
- Овчинников В.В. Человек и дракон / В.В.Овчинников. – М.:АСТ; Восток – Запад, 2008.
- Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981
- Переломов Л.С., Абаев Н.В. Буддизм в Китае: исторические традиции и современность // ПДВ. 1980. № 3;
- Проблема человека в традиционных китайских учениях – М., 1983
- Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991;
- Скачков П.Б. Библиография Китая. М., 1960;
- Скачков П.Б. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977
- Собольников В.В. Этнопсихологические особенности китайцев. – Новосибирск, 2001. – С. 8 – 95.
- Спешнев Н.А. Китайцы: особенности национальной психологии. – СПб.: КАРО, 2011. – 336 с.
- Страны и народы Востока / Вып. XXXV: коллекции, тексты и их «биографии» / Под ред. И.Ф.Поповой, Т.Д.Скрынниковой. М.: Наука - Восточная литература, 2014. 439 с. (http://orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=2067)
- Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. - Москва, 2000.
- Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. — ИСАА МГУ Москва, 1994.
- Тихвинский С.Л. Китай и соседи в новое и новейшее время. М.,1982
- Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». М., 1990;
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира / общ. Ред. И предисл. А.Н.Красникова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:Республика, 2005.
- Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб, 2000.
- Торчинов Е.А. Даосизм: «Дао дэ цзин». СПб., 1999
- Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: 1993
- Торчинов Е.А. Даосско-буддистское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы исследования) // НАА. 1988. № 2
- Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). СПб., 2003.
- Чебоксаров Н.Н, С.И.Брук, Р.Ф.Итс, Г.Г.Стратанович. Народы Восточной Азии. М. Л., 1965
- Шагаль В.Э. Арабский мир: пути познания. – М.: РАН, 2001.
- Asian Studies Review (Asian Studies Association of Australia, Canberra, Australia) Print ISSN: 1035-7823 Online ISSN: 1467-8403
- Chang Lung-chih. Re-imagining Community from Different Shores: Nationalism, Post-colonialism and Colonial Modernity in Taiwanese Historiography // In Steffi Richter, ed. Contested Views of a Common Past: Revisions of History in Contemporary East Asia. New York: Campus Verlag, 2008. Pp. 139–155
- Creel H.G. What is Taoism? and Other Studies in Chinese Cultural History. Chicago, 1970
- Dreyer, J.T.China’s Forty Million. Minority Nationalities and National Integration in the People’s Republic of China. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1976
- Journal of Asian Studies (Association for Asian Studies, Ann Arbor, Mich., USA) ISSN: 00219118
- Michaud J., 2009 Handling Mountain Minorities in China, Vietnam and Laos : From History to Current Issues. Asian Ethnicity 10(1): 25-49.
Источники в Интернете:
Сайт Института Дальнего востока РАН www.ifes-ras.ru/
Сайт Института восточных рукописей РАН http://orientalstudies.ru/
Сайт Института Востоковедения РАН http://www.ivran.ru
School of Oriental and African Studies (UK) https://www.soas.ac.uk
Digital Resources in Asian Studies
http://www.zo.uni-heidelberg.de/boa/digital_resources/index_en.html
Digital Resources in Arab & Middle Eastern Studies
http://guides.library.georgetown.edu/c.php?g=75619&p=491195
Журналы
- Реферативный журнал «Востоковедение и африканистика». М., изд. ИНИОН РАН.
- Проблемы Дальнего Востока. Изд-во Инстиут Дальнего Востока РАН
- Modern Asian Studies (Cambridge, UK) ISSN: 0026-749X, EISSN: 1469-8099
- Bulletin of the School of Oriental and African Studies (School of Oriental and African Studies, London, UK) (http://journals.cambridge.org/journal_BulletinoftheSchoolofOrientalandAfricanStudies).
Справочники, словари, энциклопедии
Большая Советская Энциклопедия в 30-ти тт. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978. http://bse.sci-lib.com/
Encyclopedia Britannica http://www.britannica.com
Духовная культура Китая. энциклопедия: / гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. –. - М.:РАН, Вост. лит., 2010
Encyclopedia Britannica http://www.britannica.com
Программные средства
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
- В ходе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям ученик должен уметь использовать программу Microsoft Office PowerPoint для создания презентаций, сопровождающих его доклад или сообщение.
- Для подготовки к семинарским занятиям и/или выполнения домашней работы Microsoft Office Word
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для эффективного обеспечения наглядности с целью активизации познавательных процессов при усвоении учениками учебной дисциплины «Востоковедение » используются:
- мультимедийный проектор для просмотра аудио и видео контента на западных и восточных языках для проведения лекций и семинаров;
- экраны для демонстрации презентаций на лекциях и семинарах;
- наглядные пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...