«Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках»
учебно-методический материал
Выступление «Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Алтайская общеобразовательная школа № 1»
Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках.
доклад на МО
Выполнила: учитель математики
Чеукина Елена Михайловна
2025
Что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)?
Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.
Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.
В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».
Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.
Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Оценка эмоциональна.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся:
- великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания;
- перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку):
- оценка по настроению;
- отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);
- центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например, не ставить единиц, двоек и пятерок);
- неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);
- близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);
- ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
- перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
- завышение и занижение отметок и др.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо понимать, что в центре обучения технологии контрольно-оценочной деятельности находится учащийся. Его позиция в обучении не пассивная, а активная, а в основе учебной деятельности – сотрудничество. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:
- контрольно-оценочная деятельность учителя;
- самоконтроль и самооценка;
- взаимоконтроль и взаимооценка.
Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен, как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.
Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – учитель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактико-предупредительной целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.
Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности, трудолюбия. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества, мотива познавательной деятельности.
Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности; воспринимает ее как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОД НА УРОКАХ
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:
- Постановка цели
- Выработка критериев
- Организация учебной деятельности
- Оценка
- Отметка
Итак, при постановке цели, прежде всего, необходимо подумать, зачем я этому учу? Что мои ученики уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим достигнуть? Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной и понятной.
Когда цель понятна ученику, он легко определяет границы своего знания и незнания, учится сам ставить познавательные задачи. Он мотивирован на получение необходимой информации и способен самостоятельно выстраивать собственную траекторию учения.
Одной из особенностей современного урока является организация самостоятельной деятельности учащихся. Но это не значит, что учитель готовит серию заданий, а ученик их выполняет и получает отметку.
Мы довольно часто можем наблюдать такую картину: учитель дает задание, например «Нарисуйте дом» (или «Напишите рассказ», «Постройте схему….» и т.д.), а затем проходит по рядам и озвучивает отметки. В итоге, большинство ребят недовольны своими результатами, и никто не понимает, почему у Иванова «5», а у Петрова «2».
Что учитель сделал не так?
С введением нового образовательного стандарта, содержащего требования к результатам обучения, вводится и критериально-ориентированный подход к оценке достижений требований стандарта. Критерии оценивания разрабатываются учителем совместно с учащимися. Критерии помогают успешно выполнять задания, так как учащийся знает, что конкретно будет оцениваться.
В процессе учебной деятельности ученик должен научиться наблюдать и анализировать как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого следует практиковать самопроверки (например, сравнение с эталоном) и взаимопроверки. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.
Наглядно структура выглядит таким образом:
В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить его виды:
1. Предварительный. Используется для установления исходного уровня ЗУН и его учета при введении нового материала.
2. Процессуальный, или текущий. Позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения материала учащимися.
3. Итоговый (в конце урока, темы или года). Дает возможность оценить результаты обучения.
Для формирования контрольно - оценочных способностей учащихся можно применять различные виды и приемы деятельности.
До начала работы на уровне предварительного контроля можно использовать следующие приемы:
- «Мозговой штурм» (Что вы уж знаете по данной теме?)
- «Белые пятна» (включает в себя серию вопросов в зависимости от ситуации на уроке: Что бы вы хотели узнать по данной теме? Сможете ли вы выполнить задание? С какими трудностями вы можете столкнуться? В чем именно заключается трудность? и др.)
- «Маршрутный лист» (Составьте план работы. Какие вопросы необходимо рассмотреть? С чего лучше начать и почему? Что для этого необходимо «взять с собой в дорогу»? и др.)
- «Ошибкам – нет!» (На что обратить внимание? Какого рода ошибки я могу допустить? Нужна ли мне помощь и какая? и т.д.)
Процессуальный контроль сопровождается оценкой: ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.
Для развития контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках применяют и такие приемы, как таблица ЗХУ (знаю-хочу узнать-узнал новое), «Логические цепочки», работа с текстом в стратегии «Инсерт», «Кластер», «Дерево познания», «Толстые и тонкие вопросы», «Верю- не верю» и т.д. Эти стратегии и приемы являются универсальными и могут использоваться на разных этапах урока.
В настоящее время перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». С этой целью мы используют на уроке технологические карточки, или карточки-инструкции, в которых ученик ставит «+» в том пункте, который он уже выполнил.
Используются диагностические тесты, но не в конце, а в середине урока, позволяющие определить область затруднения и дающие возможность корректировки полученного знания.
Еще один из приемов – карточки самооценки.
Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Поэтому в своей работе он должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.
Так, в качестве рефлексии можно использовать игру «Если ты …, то…»., которая может менять свое название, количество критериев и результат в зависимости от темы урока. Ребята должны оценить свою работу по заданным критериям. После того, как они посчитали свои баллы, получают определенный результат.
Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который используется для мотивации и управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося.
На этапе «Домашнее задание», кроме комментария к выполнению, должны быть также оговорены критерии оценивания домашнего задания.
Чтобы перевести оценку в отметку, мы часто используем накопительную систему, когда ребята зарабатывают баллы на разных этапах урока, а затем они переводятся по заданной шкале в отметку.
Овладение учащимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.
Поиск новых подходов к оцениванию достижений учащихся, связан с переходом от принципа оценивания по соответствию норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности.
Выставляя оценку, необходимо подумать: что и как я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.
Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова) / А.Б. Воронцов. –М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.
- Стандарт основного общего образования по информатике /Новые государственные стандарты школьного образования. - М.: Астель: АСТ, 2004.
- Ксензова Г.Ю. «Школьная отметка: стимулятор умения или «дамоклов меч»?» / Журнал «Директор школы» №5, 2000 г., ст. с. 49-57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как метапредметного результата на уроках физической культуры
Данное методическое пособие для учителей физической культуры поможет формировать контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников на уроках физической культуры ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование опыта творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания»
Представление педагогического опыта...

Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Учебно-исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять ...

Приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся
Методический материал для начальной школы....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии методом проекта»
Формирование исследовательской деятельности на уроке технологии методом проекта...
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и повышения интереса к предмету.
В данной статье можно ознакомиться с системой контролирующих вопросов по усвоению новой информации для учащихся 5-9 классов на уроках математики....
