Классный час для 5 класса "Память огненных лет..."
классный час (5 класс)

Кудинова Алина Юрьевна

Классный час для 5 класса, посвященный блокаде Ленинграда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 5 класса

«Память огненных лет…»

Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине.

Задачи: Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне. Рассказать учащимся о роли солдат, женщин и детей в годы войны. Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.

Оборудование: плакаты, презентация к стихотворениям с картинами боев и сражений, видео-презентация о Великой Отечественной войне; выставка рисунков детей «Война глазами детей», иллюстрации, картины на военную тему; фотографии прадедов и дедов, участвовавших в Великой Отечественной войне, песни военных лет.

Ход классного часа

Не смею говорить я о войне,

Но я скажу есть родственная память,

Не дай нам Бог увидеть и во сне

Того, что было пережито Вами!

Классный руководитель: Весна. Она приносит с собой надежду на лучшее. В эту пору года люди отмечают один из самых волнительных праздников — День Победы. Прошел 75 год, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени есть своя память. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить и передать эту память следующим поколениям. (Звучит музыка на слова «Священная война»)

Ученик 1

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

Пламя ударило в небе! Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставай на помощь!»

Классный руководитель: Ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний классный час.

Просмотр видеоролика про ВОВ

Классный руководитель: 22 июня 1941 года в 4 ч. 15 мин. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны.

Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.

Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций.

Ученик 2 Стихотворение Семена Гудзенко «Перед атакой» 1942

Когда на смерть идут - поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки.

Снег пулями изрыт вокруг, и почернел от пыли минной.

 Разрыв - и умирает друг, и смерть опять проходит мимо.

 Сейчас настанет мой черед, за мной одним идет охота.

Тяжелый сорок первый год и вмерзшая в снега пехота.

 Сейчас настанет мой черед, за мной одним идет охота.

Тяжелый сорок первый год и вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины.

Разрыв - и лейтенант хрипит, а значит, смерть проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать,

Ведь нас ведет через траншеи окоченевшая вражда,

 Штыком, дырявящая шеи.

Бой был коротким, а потом - глушили водку ледяную,

 И выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую.

Бой был коротким, а потом - глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую.

Звучит запись Левитана о начале войны

Классный руководитель: Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.

К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки.

Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы.

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 млн. 215 тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.

Сегодня мы поговорим ещё об одном городе-герое, жители которого ценой нечеловеческих усилий выстояли в той страшной войне. 

Город Ленинград

Ленинград - город на Неве – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Вместе с тем – это один из крупнейших городов мира. Прекрасные архитектурные памятники и ансамбли, великолепно сочетающиеся с четкой планировкой проспектов, площадей, парков и садов, водной гладью рек и каналов. За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны Ленинграду присвоено почетное звание «Город – герой».

Просмотр мини-фильма про блокадный Ленинград.

Классный руководитель: Чтобы помочь городу на Неве в его героической обороне в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские отряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе со взрослыми партизанами ходили в разведку, подрывали военные эшелоны врага, устраивали засады на его коммуникациях. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

Просмотр мини-фильма про блокадный Ленинград.

Классный руководитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года»

«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»

«Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года»

«Савичевы умерли»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Просмотр мини-фильма про Таню Савичеву.

Ученик 3

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

«Вновь не должно это все повториться».

Классный руководитель: При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.

В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Ученик 4

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла:

Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель, выдавил, что снова

Уроки –

После похорон.

Пауза. Стук метронома.

Классный руководитель: Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал.

Ученик 5

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто

Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Классный руководитель: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали «За оборону Ленинграда».

Ученик 6

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй:

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

Классный руководитель: Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Разработка классного часа "Огненная вахта Алдара"

Светлой памяти героя России Алдара Цыденжапова посвящается....

Урок по литературе "Песни огненных лет"

На уроке ученики знакомятся  знакомятся с творчеством поэтов А.Лебедева-Кумача, А.Суркова, М.Лисянского, М.Матусовского, В.Харитонова...

Урок литературы в 6 классе "Песни огненных лет"

Данный урок стал итогом исследовательской работы учащихся 6 класса по теме "Песни огненных лет"(к 65 - летию Победы). На уроке ребята рассказывали об истории создания песен "Священная война", "Песня з...

"Огненная Курская Дуга" внеклассное мероприятие

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 7-8 классов с использованием презентации.Цель: знакомство учащихся с героическими страницами истории родного края, с коренным переломом в ходе Великой ...

Классный час "Огненная Дуга"

Классный час   "огненная Дуга" посвящен 70-летию победы советских войск в битве на курской Дуге....

Классный час «Огненный таран. Н.Ф. Гастелло».

Цели и задачи классного часа:развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников высокой ответственности и дисциплин...