разработка Урока Мужества "Блокада Ленинграда"
классный час (5 класс)

Перова Юлия Сергеевна

Урок Мужества "Блокада Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva_blokada_leningrada.doc69.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 им. И.К. Серикова

г. Курганинск

Урок мужества

«Снятие блокады Ленинграда»

                                                          Подготовила и провела:

                                                                                  классный руководитель 5 «А»

                                                   Перова Ю.С.

2025 г.

Цели:

1.Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941/45 г. ее защитниках и подвигах.

2.Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся.

3.Воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование: Мультимедийный проектор (демонстрация слайдов и отрывков фильмов о Великой Отечественной войне); экран, столик,  керосиновая лампа, радио, хлеб на тарелке, видеоролик «Блокада Ленинграда».

Ход мероприятия.

Учитель: Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа.

Война, война, пришла проклятая!  

Сынов ты лучших забрала

И сколько горя, слёз, отчаянья

Стране, народу принесла.

Ведущий: Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих  900 дней.

900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.

Июнь! Клонился к вечеру закат.    

И белой ночью разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров к Неве шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м в мае.

И песня над рекой  лилась Невой,

Мы шли навстречу утру и смеялись,

Не знали мы ещё тогда с тобой.

Что с детством мы и с юностью прощались.

Учитель: Прошу вас посмотреть небольшой видеоролик «Блокада Ленинграда»


Ведущий: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.

Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба

«О будущности Ленинграда»  от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Учитель: Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий,       свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

Ведущий: На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город - крепость.  Ребята вместе со взрослыми  дежурили на чердаках и крышах, они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары.

Их называли часовыми ленинградских крыш.

Ведущий: 8 сентября 1941 года  Ленинград оказался полностью блокирован

с суши.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе  было совсем мало. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Учитель:

В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.

«Ленинградские дети», когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль – «ленинградские дети». И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города.

Дети – старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, голодные.

Девочка:

Девочка слаба. Подняться силится.

Падает. Поднимется едва ли.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Как о чёрный лёд стучало пёрышко,

Пёрышко – голодный клюв воробышка.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как ты в дни блокады горевала.

Как стояла, про огонь забывшая,

И жильё уже не согревала.

Но молчит чернильница.

Умерла учительница.

Печь к теплу дорогу не покажет.

Только хлеб живой. Он всё расскажет.

1-й ведущий:

В блокаду разве можно было хлеб причислить к неодушевлённым предметам? Тем более блокадный хлеб, который был единственным источником жизни, на который молились.

2-й чтец:

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С берёзы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребёнок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается еле дыша

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребёнку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

Я хлеб…

- Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знал... Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго – долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошечка не пропала… ни одна крошечка.

Учитель:

Сто двадцать пять граммов блокадного хлеба, пепельно – чёрный кубик на сморщенной ладони, главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов. Как жить, как выжить?

НОРМА ВЫДАЧИ ХЛЕБА

С 20 ноября 1941 года

Рабочим и ИТР Служащим Иждивенцам Детям

250 гр. 125 гр. 125 гр. 125 гр.

Как же можно было выжить в эти суровые дни блокады? Наверное, нашего урока не хватит, чтобы рассказать вам о всех героических защитниках Ленинграда, о всех людях, переживших и не переживших блокаду, о детях блокады.

   Ведущий:  Но об одной девочке – Тане Савичевой мы вам сегодня расскажем.

Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город.

Таня осталась в блокадном Ленинграде. И на её долю пришлись все тяготы блокады.

Инсценировка отрывка из книги Ю.Яковлева «Страсти по четырём девочкам: «Мистерия»

Действующие лица:

Журавлик – ученик;

Таня Савичева – ученица;

Автор – ученик;

- Есть такой театральный закон: если в первом акте на сцене появляется ружьё, позднее оно обязательно должно выстрелить. И если в начале спектакля Арлекин вырвал лист из тетради, сложил бумажного журавлика и взмахом руки запустил его, то Журавлик обязательно появится. Самым неожиданным образом, при самых странных обстоятельствах.

Так в ледяной, покрытой инеем блокадной комнате появился бумажный Журавлик. Он сделал круг и шурша, как опавший листок, опустился к ногам Тани Савичевой.

Девочка вздрогнула. Но увидев Журавлика, успокоилась, не удивилась.

- Журавлик? Как ты сюда попал?

- Я услышал, что тебе приходится трудно, вот и прилетел.

- Тебя могли сбить. Слышишь, как гремят зенитки. А у тебя бумажные крылья. И одно крыло уже подбито, опущено.

- Меня нельзя уничтожить: пока живы дети, всегда будут бумажные Журавлики.

- У меня для тебя нет даже крошечки хлеба.

- Бумажным журавликам не нужен хлеб. Хлеб нужен тебе.

- Откуда ты прилетел?

- Из твоего будущего, Таня.

- У меня нет будущего.

- Что же, ты навсегда останешься девочкой.

- Блокадной девочкой.

- Но снаряд может пролететь мимо. И бомба не попадёт в твой дом.

- Не всё равно, от чего умирать. Может быть, от голода ещё больнее.

Давай улетим вместе на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь…

Но Таня грустно посмотрела на Журавлика и покачала головой.

- Я не могу улететь без мамы,- сказала она.

Голос Тани как бы отделился от неё, стал чужим – хриплым, простуженным.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года…Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна Таня…»

Её голос оборвался. Но под сводами ледяной комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же приглушённые, охрипшие:

- Осталась одна Валя…Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

Тане откликались дети такой же судьбы, и их имена разносились по свету. А потом они захлебнулись, умолкли. И в давящей тишине , как неторопливые удары метронома, застучало сердце города, который через силу жил: тук… тук…тук…

2-й ведущий:

Чтобы передать все ужасы блокады, голода, Таня завела блокнот – дневник, в котором она подробно записывала о гибели своих родственников. Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей.

5-й чтец:

На берегу Невы,

В музейном зданье

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечёт.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца –до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

               Ошеломляет Души и сердца.

Это – всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, -

Время возвышает

Образ Тани

И её доподлинный дневник.

1-й ведущий:

Имя Тани стало бессмертным. «Таня», «Дневник Тани Савичевой» неразрывно связаны с трагедией блокадного Ленинграда

Ведущий: Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"  

"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"

"Умерли все”

"Осталась одна Таня"

Этот дневник на процессе Нюрнбергском    

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, фашизм проклиная,

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

«Вновь не должно это всё повториться».

Ведущий: При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она  умерла в возрасте 14 лет.

На Нюрнбергском процессе, в суде над военными преступниками, звучали чудовищные числа. За 900 дней беспримерной жестокой блокады

«Немцы сбросили на Ленинград 107 000 фугасных и зажигательных бомб, 150 000 тяжёлых артиллерийских снарядов».

«От бомбёжек и артиллерийского обстрела убито 16 747 и ранено 641 803 человек».

Сколько умерло на дорогах эвакуации и потом, в благополучном тылу, сколько ленинградцев всё равно настигла блокадная смерть,- этого никто и не пытается выяснить, подсчитать невозможно. На Пискарёвском  мемориальном кладбище в Ленинграде – только на Пискарёвском! - захоронено 470 000 жертв блокады. В Японии в 1945 году в Хиросиме и Нагасаки от атомных взрывов погибло 320 000 человек. Всё, всё познаётся в сравнении.

Имя Тани Савичевой стало вечным. Весной 1980 года Международный планетарный центр утвердил названия новых планет, открытых советскими астрономами. Высокой небесной чести удостоилась и ленинградская девочка. Одна из малых планет так и названа – ТАНЯ.

В героической обороне и снятии блокады Ленинграда участвовали 344 балаковца, в том числе командующий 59 армией Волховского фронта генерал-полковник Иван Терентьевич Коровников. Его армия штурмовала и очистила от фашистов город Новгород. 248 балаковцев погибли в героическом сражении с фашистскими оккупантами под Ленинградом.

Обзор книжной выставки « 900 дней и ночей блокады» (библиотекарь)

Показ блокадного хлеба.

Ведущий: Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Учитель: В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула                      
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон .

Ведущий: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое.

Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность  страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ведущий: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Ведущий: Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. Народ назвал её «дорогой жизни».

А было так  на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам

Ведущий: 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год  27 января 1944 года.

)В честь выигранного сражения  над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Гремит салют.                                      
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!

Учитель: Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы.

Пусть будет вечная слава всем участникам героической обороны Ленинграда, прорыва и снятия блокады; нашим землякам! Пусть о них знают все поколения.

Давайте почтим минутой молчания всех погибших защитников Ленинграда и умерших в дни блокады.

Объявляется Минута молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Финляндия и начало Блокады Ленинграда"

Может быть использована на уроках истории России в 9 и 11 классах, а также на факультативных занятиях....

Разработка урока и презентация 9 класс "Блокада Ленинграда"

Разработка урока предполагает обобщение информации по пройденной теме- блокада Ленинграда. Может быть использовна для проведения открытого урока по заявленной теме....

Разработка урока "Блокада Ленинграда"

8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....

Методическая разработка Проект «Блокадный Ленинграда»

Актуальность проекта:Уже почти 75 лет мы прославляем победу в Великой Отечественной войне. Блокада Ленинграда сыграла очень важную роль не только в жизни Ленинграда (в настоящее время Санкт-Петербург)...

«Облик Ленинграда – зеркало эпохи» Методическая разработка урока/занятия

Наш Лицей № 384 распложен в районе Нарвских ворот, учащиеся хорошо знакомы с обликом зданий, являющихся памятниками архитектуры начала 20 века, и сам лицей является памятником конструктивизма. Именно ...

Разработка урока "Блокадный Ленинград"

Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помо...