Психологическая подготовка к школе
статья
Предварительный просмотр:
Статья «Психологическая подготовка детей к школе».
Поступление в школу – важный этап в жизни ребенка, который требует комплексной подготовки. Родители часто фокусируются на обучении чтению и счету, забывая, что успешная адаптация к школе зависит от гармоничного развития всех сфер личности, умения ребенка «учиться». Рассмотрим важнейшие аспекты психологической готовности к школе, позволяющие ребенку комфортно учиться, взаимодействовать со сверстниками и учителями, а также справляться с учебными нагрузками.
Интеллектуальная готовность – способность ребенка использовать мышление, память, внимание, речь и другие когнитивные навыки для усвоения учебной программы.
Проблемы, с которыми могут столкнуться будущие первоклассники.
- Незнание базовых понятий (цвета, формы, числа, буквы).
- Недоразвитие когнитивных функций: слабые навыки логического мышления,
анализа, обобщения, воображения.
- Трудности концентрации внимания и запоминания информации.
- Неумение следовать инструкции и планировать свои действия.
- Ограниченный словарный запас, нечеткое произношение звуков, неумение
строить связные предложения, составлять рассказы по картинкам.
Решение:
- Игры и упражнения, требующие мыслительной активности: «Четвертый
лишний», «Найди закономерность», «Угадай что пропало?», «Найди пару», «Найди отличия», головоломки, графические диктанты, задания на сортировку, сравнение и классификацию, задания с таймером, чтение сказок, обсуждение сюжетов, пересказ, заучивание стихов, счет предметов, изучение геометрических форм, игры с пазлами, конструкторами и т.д.
- Используйте повседневные ситуации для обучения: считайте ступеньки,
обсуждайте признаки времен года на прогулке.
Эмоционально-волевая готовность – умение управлять эмоциями, доводить начатое дело до конца, справляться с трудностями.
Проблема:
Дошкольники часто действуют импульсивно, быстро теряют интерес к заданиям, плачут из-за неудач.
Решение:
- Игры с правилами («Лото», «Домино», «Ходилки») учат терпению, соблюдению
очередности.
- Домашние обязанности (поливать цветы, складывать игрушки) формируют
ответственность.
Техники саморегуляции:
- «Дыхание звездочки». Вдыхать через нос, представляя, как надувается животик,
выдыхать через рот, рисуя в воздухе пятиконечную звезду.
- «Коврик злости». Если ребенок злиться, предложите ему потопать на резиновом
коврике, чтобы «выпустить пар» или же покричать в «стаканчик для криков».
- «Коробочка спокойствия». Наполните коробку мелкими игрушками (помпоны,
камешки, крупы), предложите ребенку перебирать их, когда он расстроен.
- Ввести «правило 3-х попыток» - прежде чем просить помощь, нужно
попробовать самому 3 раза.
Социальная готовность – способность работать в группе, решать конфликты.
Проблема: Застенчивость, агрессия, неумение делиться могут привести к изоляции. Как подготовить ребенка к общению в классе?
Решение:
- Ролевые игры («Школа», «Магазин») помогают примерять разные социальные
роли.
- Совместные проекты (постройка крепости из конструктора, подготовка
семейного концерта) учат работать в команде.
- Обсуждайте конфликты с ребенком: Как ты думаешь, почему Петя забрал твою
машинку? Что можно сделать?
- Обсуждайте эмоции и поступки героев сказок: «Почему зайчик заплакал? Как
ему можно помочь?»
- Предложите фразы для диалога: «Мне не нравится, когда так делают. Давайте
играть вместе», «Мне обидно, когда ты берешь мои игрушки без спроса».
- Чаще приглашайте в гости сверстников, посещайте различные кружки и детские
мероприятия.
Мотивационная готовность – интерес к знаниям, желание узнавать новое. Как
пробудить интерес к знаниям?
Ошибка родителей: Акцент на оценках и строгих требованиях («В школе ты должен учиться на пятерки!»). Запугивание школой («Вот пойдешь – там тебе покажут»)
Правильный подход:
- Поддерживайте любознательность ребенка, отвечайте на вопросы: «Почему
идет дождь?», «Как самолет летает?»
- Рассказывайте о школе позитивно: «Ты узнаешь много интересного, найдешь
новых друзей».
- Проводите различные опыты (например, выращивание кристаллов из соли,
вулкан из соды).
- Играйте в школу: пусть ребенок будет учителем, а вы учеником. Это снизит
тревогу перед неизвестным.
- Хвалите за старания: не «Ты гений!», а «Я вижу, как ты старался! Молодец!»
Саморегуляция – способность сосредотачиваться, следовать правилам.
Проблема: современные дети часто отвлекаются на гаджеты, не могут усидеть на
месте. Как научить ребенка концентрироваться?
Решение:
- Упражнения для развития усидчивости.
- «Тихие минутки»: поставьте песочные часы на 5 минут и предложите ребенку молча наблюдать, как пересыпается песок.
- «Графический диктант»: рисуйте по клеточкам под диктовку («2 клетки вниз, 3 клетки вправо»)
- «Лабиринты», «Найди отличия».
Постепенно увеличивайте время занятий от 10 до 25 минут – так ребенок привыкнет к урокам.
Физическая готовность – фундамент, который позволяет ребенку успешно
адаптироваться к учебным нагрузкам, сохранять концентрацию и осваивать новые навыки.
Проблема:
Крупная моторика.
- Низкая координация движений: трудности в беге, прыжках, сохранении
равновесия (например, ребенок часто спотыкается);
- Слабая физическая выносливость: быстрая утомляемость, неспособность
участвовать в подвижных играх со сверстниками.
- Гиподинамия: из-за гаджетов и малоподвижного образа жизни.
Мелкая моторика.
- Несформированность навыков письма: неправильный захват карандаша,
дрожащие линии.
- Задержки в зрительно-моторной координация: неаккуратность в вырезании
ножницами.
- Слабые мышцы кисти и пальцев: быстрая усталость при работе с мелкими
предметами.
Решение:
- Развитие крупной моторики: бег, прыжки, игры в классики, лазанье по шведской
стенке, плавание, преодоление полосы препятствий, ходьба по бордюру, умение держать равновесие стоя на одной ноге, и т.д.
- Развитие мелкой моторики: лепка из пластилина, создание аппликаций,
рисование пальчиковыми красками, штриховка, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, нанизывание бусин, игры с пазлами, мозаикой, мелкими деталями конструктора, прищепками и т.д.
- Научите ребенка правильному захвату карандаша, используя тренажеры-насадки,
мелки треугольной формы.
Чек-лист для родителей за месяц до 1 сентября
Создайте позитивный образ школы:
- Пройдитесь по школьному двору, загляните в окна классов.
- Купите вместе школьные принадлежности.
- Постепенно вводите школьный режим дня.
- Читайте терапевтические сказки («Крибли - Крабл и школа» А.Лопатиной), книги о школе («Филлипок Л.Толстого, «Первый раз в первый класс» М. Дружининой)
- Устройте «праздник дошкольника»: подведите итоги достижений (например, создайте альбом с рисунками и поделками).
Уважаемые родители! Главная Ваша задача - не напугать ребенка «серьезными обязанностями», а помочь ему поверить в свои силы, привить любовь к обучению. Поддерживайте ребенка, создавайте атмосферу доверия и покажите, что ошибки – это ступеньки к успеху. Сохраняйте баланс между развитием и детством. Не лишайте ребенка игры и отдыха! Школа – это важный этап, но не стоит делать его центром жизни. Успехов Вам и будущему первокласснику!
Педагог-психолог МБДОУ №12 «Ласточка» Шихабидова А.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система психологических занятий по подготовке к школе детей 6-7 лет с трудностями в обучении
Данная система занятий направлена на развитие у детей старшего школьного возраста с трудностями в обучении тех психических функций,которые создают основу для успешного обучения в школе....

Психологическая подготовка к экзаменам в школе
Рабочая программа групповых занятий, предназначенная для учащихся 8 - 11 классов ...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
Программа психологической подготовки к школе-28 часов
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5-7лет)Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности: т...

Рабочая программа по самообразованию по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»
Актуальность:Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, ...

Методическая работа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.»
Содержание I. Пояснительная записка II. Общая психологическая подготовка спортсменов III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям IV. Управление нервно-психиче...