Психологическая подготовка к школе
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogotovka_k_shkole_statya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Психологическая подготовка детей к школе».

Поступление в школу – важный этап в жизни ребенка, который требует комплексной подготовки. Родители часто фокусируются на обучении чтению и счету, забывая, что успешная адаптация к школе зависит от гармоничного развития всех сфер личности, умения ребенка «учиться». Рассмотрим важнейшие аспекты психологической готовности к школе, позволяющие ребенку комфортно учиться, взаимодействовать со сверстниками и учителями, а также справляться с учебными нагрузками.

Интеллектуальная готовность – способность ребенка использовать мышление, память, внимание, речь и другие когнитивные навыки для усвоения учебной программы. 

Проблемы, с которыми могут столкнуться будущие первоклассники.

  • Незнание базовых понятий (цвета, формы, числа, буквы).
  • Недоразвитие когнитивных функций: слабые навыки логического мышления,

анализа, обобщения, воображения.

  • Трудности концентрации внимания и запоминания информации.
  • Неумение следовать инструкции и планировать свои действия.
  • Ограниченный словарный запас, нечеткое произношение звуков, неумение

строить связные предложения, составлять рассказы по картинкам.

Решение:

  • Игры и упражнения, требующие мыслительной активности: «Четвертый

лишний», «Найди закономерность», «Угадай что пропало?», «Найди пару», «Найди отличия», головоломки, графические диктанты, задания на сортировку, сравнение и классификацию, задания с таймером, чтение сказок, обсуждение сюжетов, пересказ, заучивание стихов, счет предметов, изучение геометрических форм, игры с пазлами, конструкторами и т.д.

  • Используйте повседневные ситуации для обучения: считайте ступеньки,

обсуждайте признаки времен года на прогулке.

Эмоционально-волевая готовность – умение управлять эмоциями, доводить начатое дело до конца, справляться с трудностями.

Проблема:

Дошкольники часто действуют импульсивно, быстро теряют интерес к заданиям, плачут из-за неудач.

Решение: 

  • Игры с правилами («Лото», «Домино», «Ходилки») учат терпению, соблюдению

очередности.

  • Домашние обязанности (поливать цветы, складывать игрушки) формируют

ответственность.

Техники саморегуляции:

  • «Дыхание звездочки». Вдыхать через нос, представляя, как надувается животик,

выдыхать через рот, рисуя в воздухе пятиконечную звезду.

  • «Коврик злости». Если ребенок злиться, предложите ему потопать на резиновом

коврике, чтобы «выпустить пар» или же покричать в «стаканчик для криков».

  • «Коробочка спокойствия». Наполните коробку мелкими игрушками (помпоны,

камешки, крупы), предложите ребенку перебирать их, когда он расстроен.

  • Ввести «правило 3-х попыток» - прежде чем просить помощь, нужно

попробовать самому 3 раза.

Социальная готовность – способность работать в группе, решать конфликты. 

Проблема: Застенчивость, агрессия, неумение делиться могут привести к изоляции. Как подготовить ребенка к общению в классе?

Решение:

  • Ролевые игры («Школа», «Магазин») помогают примерять разные социальные

роли.

  • Совместные проекты (постройка крепости из конструктора, подготовка

семейного концерта) учат работать в команде.

  • Обсуждайте конфликты с ребенком: Как ты думаешь, почему Петя забрал твою

машинку? Что можно сделать?

  • Обсуждайте эмоции и поступки героев сказок: «Почему зайчик заплакал? Как

ему можно помочь?»

  • Предложите фразы для диалога: «Мне не нравится, когда так делают. Давайте

играть вместе», «Мне обидно, когда ты берешь мои игрушки без спроса».

  • Чаще приглашайте в гости сверстников, посещайте различные кружки и детские

мероприятия.

Мотивационная готовность – интерес к знаниям, желание узнавать новое. Как

пробудить интерес к знаниям?

Ошибка родителей: Акцент на оценках и строгих требованиях («В школе ты должен учиться на пятерки!»). Запугивание школой («Вот пойдешь – там тебе покажут»)

Правильный подход:

  • Поддерживайте любознательность ребенка, отвечайте на вопросы: «Почему

идет дождь?», «Как самолет летает?»

  • Рассказывайте о школе позитивно: «Ты узнаешь много интересного, найдешь

новых друзей».

  • Проводите различные опыты (например, выращивание кристаллов из соли,

вулкан из соды).

  • Играйте в школу: пусть ребенок будет учителем, а вы учеником. Это снизит

тревогу перед неизвестным.

  • Хвалите за старания: не «Ты гений!», а «Я вижу, как ты старался! Молодец!»

Саморегуляция – способность сосредотачиваться, следовать правилам. 

Проблема: современные дети часто отвлекаются на гаджеты, не могут усидеть на

месте. Как научить ребенка концентрироваться?

Решение:

  • Упражнения для  развития усидчивости.

- «Тихие минутки»: поставьте песочные часы на 5 минут и предложите ребенку молча наблюдать, как пересыпается песок.

- «Графический диктант»: рисуйте по клеточкам под диктовку («2 клетки вниз, 3 клетки вправо»)

- «Лабиринты», «Найди отличия».

Постепенно увеличивайте время занятий от 10 до 25 минут – так ребенок привыкнет к урокам.

Физическая готовность – фундамент, который позволяет ребенку успешно

адаптироваться к учебным нагрузкам, сохранять концентрацию и осваивать новые навыки.

Проблема:

Крупная моторика.

  • Низкая координация движений: трудности в беге, прыжках, сохранении

равновесия (например, ребенок часто спотыкается);

  • Слабая физическая выносливость: быстрая утомляемость, неспособность

участвовать в подвижных играх со сверстниками.

  • Гиподинамия: из-за гаджетов и малоподвижного образа жизни.

Мелкая моторика.

  • Несформированность навыков письма: неправильный захват карандаша,

дрожащие линии.

  • Задержки в зрительно-моторной координация: неаккуратность в вырезании

ножницами.

  • Слабые мышцы кисти и пальцев: быстрая усталость при работе с мелкими

предметами.

Решение:

  • Развитие крупной моторики: бег, прыжки, игры в классики, лазанье по шведской

стенке, плавание, преодоление полосы препятствий, ходьба по бордюру, умение держать равновесие стоя на одной ноге, и т.д.

  • Развитие мелкой моторики: лепка из пластилина, создание аппликаций,

рисование пальчиковыми красками, штриховка, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, нанизывание бусин, игры с пазлами, мозаикой, мелкими деталями конструктора, прищепками и т.д.

  • Научите ребенка правильному захвату карандаша, используя тренажеры-насадки,

мелки треугольной формы.

Чек-лист для родителей за месяц до 1 сентября

Создайте позитивный образ школы:

  • Пройдитесь по школьному двору, загляните в окна классов.
  • Купите вместе школьные принадлежности.
  • Постепенно вводите школьный режим дня.
  • Читайте терапевтические сказки («Крибли - Крабл и школа» А.Лопатиной), книги о школе («Филлипок Л.Толстого, «Первый раз в первый класс» М. Дружининой)
  • Устройте «праздник дошкольника»: подведите итоги достижений (например, создайте альбом с рисунками и поделками).

Уважаемые родители! Главная Ваша задача -  не напугать ребенка «серьезными обязанностями», а помочь ему поверить в свои силы, привить любовь к обучению. Поддерживайте ребенка, создавайте атмосферу доверия и покажите, что ошибки – это ступеньки к успеху. Сохраняйте баланс между развитием и детством. Не лишайте ребенка игры и отдыха! Школа – это важный этап, но не стоит делать его центром жизни. Успехов Вам и будущему первокласснику!

Педагог-психолог МБДОУ №12 «Ласточка» Шихабидова А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система психологических занятий по подготовке к школе детей 6-7 лет с трудностями в обучении

Данная система занятий направлена на развитие у детей старшего школьного возраста с трудностями в обучении тех психических функций,которые создают основу для успешного обучения в школе....

Психологическая подготовка к экзаменам в школе

Рабочая программа групповых занятий, предназначенная для учащихся 8 - 11 классов ...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА  ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Программа психологической подготовки к школе-28 часов

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5-7лет)Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности: т...

Рабочая программа по самообразованию по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

Актуальность:Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, ...

Методическая работа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.»

Содержание  I. Пояснительная записка II. Общая психологическая подготовка спортсменов III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям IV. Управление нервно-психиче...