Элективный курс «ЧТО ТАКОЕ РЕФЕРАТ И КАК ЕГО ПОДГОТОВИТЬ?" 9 класс
элективный курс (9 класс)

Вельменко Анастасия Михайловна

Основной целью курса является совершенствова­ние навыков познавательной деятельности учащих­ся. Умение правильно и грамотно формулировать мысли, работать с литературой и другими источника­ми информации необходимо во всех сферах деятель­ности. Реферирование статей научного стиля — один из видов работы с текстом, направленный на совер­шенствование умений информационной переработ­ки текста, на развитие коммуникативной, лингвис­тической, языковой компетенции, на подготовку к формам учебно-познавательной деятельности в стар­ших классах и вузе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kurs.docx309.13 КБ

Предварительный просмотр:

F:\29-HOB-2020\131829.JPGПояснительная записка    

Рабочая программа предназначена для изучения курса «ЧТО ТАКОЕ РЕФЕРАТ И КАК ЕГО ПОДГОТОВИТЬ?» в 9 классе средней общей общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:                                                                                                                                                                                                                              

1.Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г  «Об образовании в Российской Федерации».

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897.

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

5.Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» и на основании решения педагогического совета №3 от  31.08.2019 г.

6.Приказ МБОУ АСОШ от     № «Об утверждении списка учебников на 2019/2020 учебный год».

7.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ананьевская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края, утвержденного приказом комитета по образованию и делам молодёжи администрации Кулундинского района Алтайского края от 03.08.2015 г. № 159.

8.На основе основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ АСОШ на 2020 – 2021 г.

9. Годовым календарным учебным графиком МБОУ АСОШ на 2020 – 2021г

10. Учебного плана основного общего образования МБОУ АСОШ на 2020 – 2021 г

11. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, учебным курсам МБОУ АСОШ

12. Авторской программы  элективных курсов. Русский язык. 10 - 11 классы   / сост. А.И. Павлова – М.: Дрофа, 2010                                                                                                                                                                        

Рабочая программа элективного курса по литературе «Что такое реферат и как его подготовить?» реализует основные положения концепции лингвистического образования школьников.

Цели и задачи

Основной целью курса является совершенствование навыков познавательной деятельности учащихся. Умение правильно и грамотно формулировать мысли, работать с литературой и другими источниками информации необходимо во всех сферах деятельности. Реферирование статей научного стиля — один из видов работы с текстом, направленный на совершенствование умений информационной переработки текста, на развитие коммуникативной, лингвистической, языковой компетенции, на подготовку к формам учебно-познавательной деятельности в старших классах и вузе.

Задачами курса являются углубление знаний старшеклассников о тексте как единице речи, формирование навыков реферирования текстов научного стиля, ознакомление с видами рефератов.

Учащиеся, окончившие курс, смогут сокращать текст, выделяя главную и второстепенную информацию, правильно использовать и оформлять прямые и косвенные цитаты, составлять тезисы, конспекты текстов, библиографическое описание, делать внутритекстовые и подстрочные ссылки, оформлять реферат в соответствии с требованиями. Кроме этого, изучение курса поможет учителю подготовить учащихся к сдаче государственного экзамена в форме защиты реферата, а также к итоговой аттестации по русскому языку (в новой форме) в 9 классе. Учащиеся смогут освоить такие приемы сжатия (компрессии) текста, как исключение, обобщение, упрощение. Их можно применять при написании сжатого изложения на экзамене.

Рабочая программа составлена с учетом образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

 Для  эффективности  обучения  детей  с  ЗПР  осуществляется  дифференцированный  подход,  который позволяет  адаптировать содержание учебной программы к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию на  «зону ближайшего  развития» каждого  школьника,  что  в  свою  очередь,  создаёт  благоприятные  условия  для  развития  личности  каждого школьника, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Дифференциация  является  важнейшим  средством  реализации  индивидуального  подхода  к  учащимся  в  процессе  обучения, который осуществляется за счет:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения;
  • введения специальных видов помощи, а именно:
  • зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
  • речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу
  • деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
  • совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки, введение элементов программированного обучения и т. д.
  • ориентации при оценке результатов обучения на индивидуальную динамику освоения изучаемого предмета.

       В Положении о системе, критериях и нормах оценивания МБОУ АСОШ, утвержденном приказом директора от 25.03.2018 г. № 23 прописаны критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся с задержкой психического развития.

Курс рассчитан на 34 ч, состоит из трех модулей, последовательность которых можно варьировать.

Модульное построение курса позволяет корректировать и количество часов, адаптируя для профилей различных направлений.

Занятия модуля 1 предполагают знакомство с признаками текста, темой и ремой, фонетическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими особенностями текстов научного стиля, основными видами их чтения. Анализируя текст, учащиеся приходят к выводу о том, что основными признаками текста являются тематическое и композиционное единство всех частей, наличие грамматической связи между частями, смысловая цельность, относительная законченность.

Проведенные наблюдения позволяют сделать вывод о средствах связи между предложениями.

Выполняя стилистический, смысловой анализ текста, учащиеся определяют отличительные признаки научного стиля.

Слушая лекцию о библиографическом, поисковом, просмотровом, ознакомительном, изучающем, творческом, параллельном чтении, учащиеся составляют кластер (графическую организацию материала), отражая в нем зависимость вида чтения от цели. При написании реферата важно по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе. Сразу после работы с каталогами и списками литературы необходимо просмотреть отобранные материалы, чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. После этого следует изучение, критический анализ информации.

Одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме и анализируются разные взгляды. Такой подход позволит подготовить материал к проблемно-тематическому характеру изложения.

Во время практических занятий учащиеся убеждаются в том, что различные высказывания читаются по-разному, но в чтении есть нечто общее, так как в любом случае перед нами текст, обладающий а) содержанием, б) строением, в) языковым оформлением. Поэтому существуют общие приемы чтения, приемы анализа текста.

Понимание текста — это понимание каждого слова. В тексте, особенно научном, могут встретиться незнакомые или непонятные слова. Привычка скрывать свое непонимание — одна из причин неуспеваемости ученика. Важно побуждать учащихся к постановке вопросов о непонятном. Результаты проведенной работы отражаются в виде описательных формулировок, цифровых данных, таблиц, графических материалов и выводов.

На занятиях модуля 2 основное внимание уделяется изучению реферата как жанра письменной научной речи, истории возникновения реферирования. По словарю учащиеся выясняют значение слова реферат как сжатого изложения основной информации первоисточника на основе его смысловой переработки, вторичного документа, представляющего собой результат свертывания, или компрессии, информации первичного документа.

Учитель знакомит со структурой учебного реферата, стандартными оборотами для реферирования. Обязательными элементами структуры являются титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы. В оглавлении необходимо изложить названия пунктов, указать страницы.

Во введении обосновывается выбор темы, формулируется суть исследуемой проблемы, определяется актуальность темы либо с научной точки зрения (нерешенность вопроса в науке), либо с практической (возможность использования на практике), ставятся цель, задачи (одна задача ставится на один параграф), дается краткий обзор изученной литературы. Объем введения — 2—3 страницы.

В основной части материал обоснованно распределяется на параграфы с соблюдением проблемно-те-матического подхода, логики изложения. В конце каждого параграфа делаются выводы, опирающиеся на приведенные факты. Объем — примерно 10 страниц.

Поэтому существуют общие приемы чтения, приемы анализа текста.

Понимание текста — это понимание каждого слова. В тексте, особенно научном, могут встретиться незнакомые или непонятные слова. Привычка скрывать свое непонимание — одна из причин неуспеваемости ученика. Важно побуждать учащихся к постановке вопросов о непонятном. Результаты проведенной работы отражаются в виде описательных формулировок, цифровых данных, таблиц, графических материалов и выводов.

На занятиях модуля 2 основное внимание уделяется изучению реферата как жанра письменной научной речи, истории возникновения реферирования. По словарю учащиеся выясняют значение слова реферат как сжатого изложения основной информации первоисточника на основе его смысловой переработки, вторичного документа, представляющего собой результат свертывания, или компрессии, информации первичного документа.

Учитель знакомит со структурой учебного реферата, стандартными оборотами для реферирования. Обязательными элементами структуры являются титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы. В оглавлении необходимо изложить названия пунктов, указать страницы.

Во введении обосновывается выбор темы, формулируется суть исследуемой проблемы, определяется актуальность темы либо с научной точки зрения (нерешенность вопроса в науке), либо с практической (возможность использования на практике), ставятся цель, задачи (одна задача ставится на один параграф), дается краткий обзор изученной литературы. Объем введения — 2—3 страницы.

В основной части материал обоснованно распределяется на параграфы с соблюдением проблемно-те-матического подхода, логики изложения. В конце каждого параграфа делаются выводы, опирающиеся на приведенные факты. Объем — примерно 10 страниц.

В заключении подводятся итоги, делается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации по использованию разработанного материала, определяются перспективы дальнейшего изучения темы.

В списке литературы не менее 10 источников, записанных в алфавитной последовательности с соблюдением правил библиографического описания: фамилия автора, его инициалы, полное название книги, место и год издания, например: Михайлова С. Ю., НефедоваP.M. О конспектировании и реферировании при чтении текстов // Русский язык в школе. — 1998. — № 2. — С. 15—18.

На занятиях модуля 3 учащиеся работают над рефератом по самостоятельно выбранной теме. Задача учителя — подготовить учащихся к написанию и защите реферата, помочь подобрать литературу по самостоятельно выбранной учащимися теме, научить использовать различные способы цитирования, речевые клише для реферирования, формулировать выводы по каждому разделу основной части, познакомить с критериями оценки реферата и доклада, требованиями к стендовому докладу.

На занятиях всех трех модулей применяются лекции, практикумы, работа в группах, но особенное внимание уделяется практическим занятиям.

Завершается обучение конференцией, на которой учащиеся выступают с докладами по теме реферата. Занятия элективного курса «Что такое реферат и как его подготовить» способствуют формированию коммуникативной, лингвистической, языковой компетенции учащихся.

Содержание программы

Программа курса «Что такое реферат и как его подготовить» предназначена для углубления знаний по русскому языку и для ознакомления учащихся с особенностями реферата как одного из жанров письменной научной речи. Материал может быть использован не только учителями филологической направленности, но и естественнонаучной, в 10—11 классах как гуманитарного профиля, так и других профилей, так как основная его цель — развитие общеучебных навыков.

Реферирование статей научного стиля — один из видов работы с текстом, направленный:

  • на совершенствование общеучебных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, индивидуальной, групповой, проектной деятельности;
  • на развитие коммуникативной, лингвистической, языковой компетенции;
  • на совершенствование умений информационной переработки текста;
  • на подготовку к формам учебно-познаватель- ной деятельности в старших классах и вузе.

Цель курса — познакомить учащихся с особенностями рефератов различных видов, выработать навык написания учебного реферата.

Задачи курса:

  • углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
  • продолжить совершенствовать умения и навыки анализировать научный текст;
  • познакомить учащихся с основными приемами сжатия (компрессии) текста (исключением, обобщением, упрощением);
  • познакомить учащихся с видами рефератов, со структурой учебного (обзорного) реферата;
  • подготовить учащихся к реферированию и аннотированию.

Планируемые результаты обучения. Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут реферировать и аннотировать тексты научных статей:

  • сокращать текст, выделяя главную и второстепенную информацию;
  • правильно использовать и оформлять прямые и косвенные цитаты;
  • составлять тезисы текста;
  • конспектировать текст;
  • писать реферат по одному или нескольким источникам;
  • писать тезисы доклада;
  • составлять библиографическое описание, соблюдая правила его построения, расстановки знаков препинания и сокращения слов;
  • делать внутритекстовые ссылки и подстрочные отсылки;
  • устранять избыточность текстов не только при написании рефератов, но и в работе над сжатым изложением;
  • оформлять реферат в соответствии с требованиями.

Курс «Что такое реферат и как его подготовить» базируется на концепции профильного обучения, повышает уровень культуры учащихся в работе с научной и справочной литературой. Ведение курса поможет учителю подготовить старшеклассников к сдаче государственного экзамена в форме защиты реферата.

Курс состоит из 3 модулей, последовательность которых может варьировать. Кроме того, при решении какой-либо конкретной задачи (например, подготовки к выступлению с докладом) может быть использовано сразу несколько модулей.

Устройство курса позволяет варьировать количество часов и адаптировать для профилей различных направлений.

Курс рассчитан на 34 часа, но его программа может корректироваться в зависимости от особенностей школы, класса, уровня подготовки учащихся.

Модуль 1. Особенности текстов научного стиля и виды чтения.

Задачи: познакомить учащихся с

а)        особенностями текстов научного стиля (фонетическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими);

б)        видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим, аналитическим).

Вводное занятие. Актуальность, цели, задачи и структура курса.

Реферирование статей научного стиля как один из способов работы с текстом. Реферат — один из видов учебной письменной работы.

Текст как единица речи. Основные признаки текста. Учебно-научная сфера общения. Особенности устной и письменной коммуникации в учебно-научной сфере общения. Особенности текстов учебно - научного стиля (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические).

Цели чтения. Виды чтения (ознакомительное, поисковое, изучающее, аналитическое и др.). Зависимость видов чтения от цели.

Ознакомительное чтение. Цель чтения — получить представление о предмете речи. Ситуации, в которых необходимо ознакомительное чтение.

Поисковое чтение. Цель — поиск нужной информации. Ситуации, в которых необходимо поисковое чтение. Структура текста. Тема и рема.

Аналитическое чтение. Цель — точное понимание информации, содержащейся в тексте. Тактика аналитического чтения: постановка вопросов до и после чтения, выписки. Сжатие, или компрессия, текста. Составление плана (вопросного, назывного, тезисного, цитатного), написание тезисов, конспекта, реферата.

Модуль 2. Реферат и его особенности как жанра научного стиля.

Задачи: познакомить учащихся с

а)        реферированием и историей его развития;

б)        видами реферата как одного из жанров научного стиля;

в)        освоить структуру учебного (обзорного) реферата, резюме-выводов.

Реферирование и история его развития.

Языковые, стилистические особенности реферата как жанра письменной научной речи. Виды рефератов: а) по полноте изложения содержания; б) по количеству реферируемых источников; в) по читательскому назначению.

Структура учебного реферата. Этапы работы над учебным рефератом. Схема-модель учебного реферата статьи. Устранение избыточности реферируемых источников. Формальные текстовые признаки аспектов содержания и сопутствующие им маркеры.Стандартные обороты речи (клише) для реферирования.

Особенности обзорного реферата. Резюмевыводы.

Модуль 3. Написание учащимися реферата по самостоятельно выбранной теме.

Задача: подготовить учащихся к написанию и защите реферата.

Выбор темы реферата, составление плана. Выявление актуальности поставленной проблемы.

Подбор литературы по теме реферата. Самостоятельная работа учащихся с несколькими источниками информации. Использование различных видов чтения в зависимости от цели. Рациональные приемы работы с текстом. Библиографическое описание книги.

Введение. Описание актуальности проблемы; определение цели и задач реферата.

Основная часть реферата и ее структура. Уточнение темы с обоснованием. Требования к составлению библиографии. Сбор первичной информации и ее структурирование. Отбор фактического материала. Современное состояние разработки вопроса. Альтернативные точки зрения.

Цитирование. Правила оформления цитат. Речевые клише для реферирования.

Формулирование выводов по каждому разделу основной части.

Заключение. Основные требования к его написанию.

Приложения и правила их оформления.

Подготовка тезисов доклада к защите реферата.

Основные требования к оформлению реферата (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, сноски, заключение, список литературы, приложения).

Критерии оценки реферата. Рецензия на реферат.

Выступление с докладом по теме реферата на школьной научно-практической конференции. Требования к оформлению стендового доклада. Презентация с использованием мультимедийного оборудования. Процедура защиты реферата

Тематическое планирование

Номер

урока

Тема урока

Дата по плану

Дата фактически

Модуль 1. Уроки 1 —5

1,2,3

Вводное занятие.

4,5

Виды чтения (поисковое, ознакомительное, аналитическое и др.)

Модуль 2. Уроки 6—15

6,7

Из истории развития реферирования. Реферат как жанр письменной научной речи

8

Виды рефератов и основные особенности их структуры

9,10

Способы компрессии текста. Исключение, упрощение, обобщение как приемы сжатия текста

11,12

План, тезисы, конспект. Аннотация

13,14

Стандартные обороты речи (клише) для реферирования

15

Схема-модель учебного реферата. Этапы работы над учебным рефератом и критерии его оценки

Модуль 3. Уроки 16—34

16,17

Работа над введением реферата

18,19

Работа над основной частью реферата. Формулирование выводов по параграфам

20,21

Правила работы в библиографическом отделе

22,23

Работа над заключением. Выводы. Общие требования к написанию заключения

24,25

Требования к оформлению реферата в соответствии с его структурой

26,27

Подготовка тезисов выступления

28,29

Жанры устной научной речи: сообщение, доклад. Подготовка учебного доклада и критерии его оценки

30,31

Подготовка стендового доклада, презентации с использованием мультимедийного оборудования

32,33,34

Защита учащимися рефератов по самостоятельно выбранным темам на школьной научно-практической конференции

Лист внесения изменений в рабочую программу

Дата внесения изменений

Содержание изменений

Обоснование проведения изменений

Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Элективный курс "Есть такая профессия: историю писать"

Учебная программа для учащихся 9-х классов. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материа...

Презентация к уроку элективного курса "Что такое параметр?"

Данная работа является электронным приложением к уроку №1 "Что такое параметр?" в рамках элективного курса для 10 класса "Уравнения и неравенства с параметром".  Работа со слайдом №8 (тренировочн...

программа элективного курса по обслуживающему труду "Это удивительное вязание" 8 класс 2 ступень образования, "Подросток в мире профессий" 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, задачи курса, тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, список используемой литературы....

Программа элективного курса. Что такое коррупция и как с ней бороться?

Основная задача курса – перевести теоретические знания учащихся о проблеме коррупции в практическое русло. Учащиеся должны получить навыки противостояния коррупции и выработать позитивную жизненную по...