Программа исследовательской работы учащихся 5-6классов «Творчество исследователя».
рабочая программа по теме

Обучение учащихся исследованию, овладение исследовательскими навыками при работе с текстом художественного произведения и литературой разных жанров. Исследовательские навыки работы, в дальнейшем обеспечат способность учащихся работать с любой информацией, выполнять исследовательские творческие работы по различным учебным дисциплинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программа исследовательской работы учащихся 5-6классов

«Творчество исследователя».

Пояснительная записка.

Программа исследовательской работы составлена на основании следующих материалов:

  1. Пахомова Н.Ю.  Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.2009
  2. Организация и методика педагогических исследований (Р.Е. Тимофеева, Якутск 93).
  3. Формирование личности на уроках литературы. М.Л. Мишлимович. ЯГУ, философский факультет, Якутск 99.
  4. Мишлимович М.Л. Пробуждая добрые чувства. Руководство внеклассным чтением школьников. Якутск 91.
  5. В мире Пушкина. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 200- летию со дня рождения Пушкина. Якутск99.
  6. Бабкина Н.В.  Развивающие игры с элементами логики. М.98.
  7. Краткий справочник ресурсов WWW по образовательной части. Якутск 2001.
  8. Научно – исследовательская мастерская «Искра» Чапаево 2002

Обучение учащихся исследованию, овладение исследовательскими навыками при работе с текстом художественного произведения и литературой разных жанров. Исследовательские навыки работы,  в дальнейшем обеспечат способность учащихся работать с любой информацией, выполнять исследовательские творческие работы по различным учебным дисциплинам.

Задачи курса:

Развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса к чтению художественной и публицистической литературы, воспитание активного, интеллектуального читателя, овладение навыком проведения анализа художественного текста, исследования его языковой структуры, навыком логического обоснования наблюдаемого факта, методами анализа, синтеза и т.д.

  1. Раскрытие интересов  и склонностей учащихся в научно – поисковой деятельности.
  2. Профориентационная  работа
  3. Организация самостоятельной исследовательской работы
  4. Разработка и реализация исследовательских проектов
  5. Пропаганда достижений литературы, искусства
  6. Выпуск сборника по исследовательской работе

Программа предусматривает не только теоретическое овладение содержанием курса, но и собственную исследовательскую деятельность ученика по выбранной им теме, а так же защиту исследовательской работы в классе или на научно – практической конференции.

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов и обеспечивает овладение начальными исследовательскими навыками, навыками представления, защиты работы, которые будут необходимы им в дальнейшем, поскольку образовательная программа школы  включает в себя организацию исследовательской деятельности педагогов и учащихся. Заниматься исследованиями могут все учащиеся, но, по сути, программа ориентирована на работу с одаренными детьми.

Большую часть программы составляет самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по анализу содержания, языка литературного произведения при обязательном системном конструировании их педагогом –

Руководителем. Работа учащихся по теме рассчитана на 34 часа учебного времени. Защита работ предполагается на научно – практической конференции школы или района.

Программа включает не только примерный перечень исследовательских работ по тексту, но и социологические опросы, анкетирование, тестирование.

Программа рассчитана на работу с учащимися 5-6классов.

Сегодня особенно важным в образовании является вовлечение учащихся в процесс познания, развитие устойчивой  мотивации к учению. Достичь этого невозможно без развития, поддержки творческих начал. Творческая деятельность выступает как  условия умственного развития личности.

Как помочь школьникам уметь доходить до сути явлений, чтобы  учащиеся не смущались собственного мнения, имели собственную позицию в любых вопросах. Ведь очень важно научить ребенка сделать свое собственное открытие мира. Способности развиваются, а склонности и интересы формируются только в деятельности. Способность к самостоятельному познанию развивается в исследовательской деятельности.

Вот почему важно формировать опыт научного исследования уже в школе. Это дает им не только возможность совершенствования знаний, расширение кругозора, но и формирует опыт самостоятельной деятельности по приобретению знаний.

Содержание программы:

  1. Я – исследователь. Диагностика интеллектуальных способностей (тесты, анкеты).
  2. Что такое исследование?(1час). Общие требования к исследованию
  3. Какие бывают исследования? (1 час). Структура исследования
  4. Постановка вопроса. Актуальность темы, или Как выбрать тему исследования? (2часа)
  5. Цели и задачи исследования (1час)
  6. Источники информации: статьи, доклады, рефераты, тезисы, интернет, цитаты, научно – популярная литература.
  7. Как написать введение? (1час)
  8.  Объект и предмет исследования (1час).
  9.  Методы исследования (1час).
  10.  Этапы исследования (3часа).
  1. Изучение теории  вопроса
  2. Поиск своих путей решения проблемы на основе анализа текста отдельных произведений
  3. Сбор материала
  4. Анализ собранного материала
  1.  Что такое гипотеза?
  2.  Теоретическая и практическая значимость работы
  3.  Что такое эксперимент?
  4.  Как сделать вывод? (1час)
  5.  Как оформить работу? (1час)
  6.  Как подобрать и подготовить слайды для представления работы? (2часа)
  7. Как сделать презентацию исследовательской работы? (2часа)

Итог – 20 часов (теория вопроса)

14 часов отводится  на индивидуальные консультации с учащимися, занимающимися исследованием.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, состав группы – 15человек.

Планирование материала:

20 часов – изучение вопроса   с выполнением практических заданий по теме курса.

14 часов -  коллективное (групповое)  и индивидуальное консультирование по теме работы.

Темы исследования выбираются учащимися самостоятельно на основе рекомендаций  учителя.

Примерные  темы исследований учащихся 5-6 классов.

  1. Что читали в детстве мои родители, бабушки и дедушки?
  2. Любимая детская книга моих родителей.
  3. Метафоры, эпитеты, сравнение в стихах А.С. Пушкина, Есенина, Бунина (по выбору).
  4. Цвет стихотворений  с. Есенина.
  5. Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина и в поэме «Руслан и Людмила». Составление словаря.
  6. Школьный жаргон. Составление словаря.
  7. Музыка в жизни человека.
  8. Для чего люди читают книги?
  9. Какой режим дня школьника считается правильным и почему? Мой режим дня.
  10. Чем стихи отличаются от прозы.
  11. Мои модели школьной формы.
  12. Вредные привычки учащихся. Наблюдение, исследование. Почему они вредные?
  13. Сквернословие и его вред.
  14. Мои представления о счастливой семье.
  15. Мой друг. Каким должен быть настоящий друг.
  16. Настоящая дружба в детской литературе.
  17. Проект детской газеты или журнала.
  18. Детские игры их роль в жизни. Моя новая игра.
  19. Ошибки вокруг нас (объявления, телевизионные передачи, ценники  и т.д.)
  20. Вежливые слова в нашей жизни. Их роль.
  21. Чудеса в сказках Пушкина.
  22. Выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения).
  23.  Виды словарей и их назначение.
  24.  Литературные игры и викторины.
  25.  Как научиться хорошо учиться?
  26.  Лучшая книга моей жизни.
  27.  Добрые люди вокруг меня.
  28.  Проект создания современного учебного класса.
  29.  Школа будущего.
  30.   О чем писать в газете для учащихся.
  31.  Достопримечательности родного города.
  32.  Ветераны моего города. Их судьба.
  33.  Мой учебник по русскому языку (литературе)… Какой он?
  34.  Фольклорные выражения в нашей речи.
  35.  Учитель моей жизни. Каким должен быть настоящий учитель?
  36.  Как научится грамотно писать.
  37.  Мой самый главный словарь.
  38.  Мой любимый писатель.

Работа учащихся по программе предусматривает их тесную связь в ходе исследования с учителями – предметниками, классным руководителем, родителями, учащимися старших классов, работниками библиотеки.

Основные понятия:

  1. Аспект
  2. Гипотеза
  3. Дедукция
  4. Идея
  5. Индукция
  6. Информация
  7. Концепция
  8. Ключевое слово
  9. Метод исследования
  10. Научное познание
  11. Научная теория
  12. Проблема
  13. Принцип
  14. Умозаключение
  15. Формула изобретения, открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...

Авторская программа по биологии "Исследовательская работа учащихся"

Авторская программа по биологии Исследовательская работа учащихся...

Развитие исследовательских способностей учащихся при изучении творчества Р.Киплинга. Проектная работа учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories”

Статья о проектной работе учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories” поможет организовать исследовательскую деятельность учащихся на английском языке....

Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).

Организация исследовательской работы учащихся гимназии  во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).  Из ...