Проект календаря Народные промыслы
статья (7 класс) по теме
Современные технологии в пректной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование арт - технологий в проектной деятельности учащихся( разработка настенного календаря на 2012 год «Народные промыслы»)
Халимон И.В. учитель русского языка и литературы МОУ Фруктовская СОШ Луховицкого р-на Московской обл.
Проектная деятельность школьников – один из приемов личностно-ориентированного обучения, которая способствует развитию разносторонней личности учащегося с учетом его собственных интересов и предпочтений. Учебные и творческие проекты рассчитаны на индивидуальную или групповую работу и имеют различную протяженность по времени: недельные, месячные, годовые.
Результатом проектной деятельности могут быть материалы, которые имеют учебную, творческую или социальную значимость . Защита проекта - возможность школьника представить на суд общественности результаты своей работы, повышают статус учащегося в школьной жизни и собственную самооценку , реализуют потребность в исследовательской и творческой работе, возможность проявить индивидуальность и самобытность личности и высказать собственное мнение по теме, предложенной к реализации в ходе проектной деятельности.
Какие арт-технологии может использовать учитель русского языка и литературы в работе над проектами в рамках своего предмета? Хочется поделиться некоторыми примерами из собственного опыта.
В течение второй четверти учащиеся 6-ых классов работали над проектом «Календарь Народные промыслы на 2012 год». Целью работы являлась практическая разработка календаря. На настенный календарь ежедневно смотрит множество людей и получает информацию с его страниц. Календарь «Народные промыслы» может быть интересен людям, любящим нашу историю, культуру, декоративно-прикладное искусство. Подрастающее поколение с его помощью почерпнет знания о своей родине и культуре своего народа, ведь каждая его страница – это экскурс в нашу историю и самобытное народное искусство России. Он может быть хорошим подарком для своих любимых и близких людей, друзей и одноклассников.
Прежде чем приступить к созданию страниц и обложки была проведена большая работа по изучению истории народных промыслов: приемов росписи и обработки. Информационной базой были готовые изделия, фотографии и пособия по росписи.
Пред участниками проекта были поставлены задачи:
. изучение изделий народных промыслов, подбор картинок и стихотворений;
. создание дизайн макета;
. печать образца календаря;
.выбор способа скрепления страниц календаря;
. составление текста поздравления с Новым годом.
Реализация проекта в Adobe Illustrator
Работа носила индивидуальный характер и была разделена на следующие этапы:
- Создать яркую обложку календаря с использованием с картинок с изображением изделий русских народных промыслов, составить эффектно выполненную надпись, используя дизайн и формат по собственному вкусу, следуя принципу единообразия с остальными страницами календаря.
- Создать 12 страниц календаря и заполнить их данными на каждый месяц с указанием месяца и выделением «красных» дней календаря. Подобрать орнамент для оформления каждой странички в соответствии с замыслом , выдержать общий стиль и цветовую гамму.
- Подобрать изображения изделий русских народных промыслов, расположить их в любом месте страницы: слева, справа или под датами (по собственному вкусу, но одинаково на всех страницах, чтобы избежать избыточной пестроты).
- Найти в различных источниках (ребята предпочитают Интернет) стихотворения, песни , загадки и другие литературные произведения о народных промыслах России . Под картинкой разместить небольшой отрывок из них, соответствующий теме страницы.
- Собрать последовательно календарь скрепить страницы любым способом: лентами, проволочной или пластиковой спиралью, можно поместить в готовые формы, продающиеся в магазинах канцтоваров.
Дизайн календаря выбран достаточно простым, весь акцент сделан на изображении. Так как все рисунки очень яркие, как и все изделия народных промыслов, то фон использовался нейтральный. Цвета в надписях выбирались в соответствии с темой месяц и были яркими, так как детям этого возраста нравится разнообразная цветовая гамма, шрифт ребята выбирали по своему вкусу.
Были предложены в качестве варианта следующие названия страниц: январь и вологодское кружево, февраль и гжель, март и дымковская игрушка, апрель и ритуальная вышивка ( на апрель приходится празднование Пасхи), май и семеновская матрешка, июнь и городецкая роспись, июль и жостовский поднос, август и архангельская роспись, сентябрь полхов-майданская роспись, октябрь хохломская роспись, ноябрь и изделия, украшенные соломкой, декабрь и вышивка в форме снежинок. Многие ребята использовали самостоятельно выбранные мотивы: павлопосадская шаль, оренбургский платок, елецкие кружева, каргопольская игрушка, дулевский фарфор, проявив индивидуальный подход к заданию и выразив таким образом свои предпочтения и интересы. Такой подход к работе над проектом приветствовался педагогом.
Литературное задание выполнялось в ходе поиска подходящих надписей к картинкам, в ходе этого этапа проектной деятельности ребята ознакомились с большим объемом материала , выписали стихотворения, пословицы и поговорки о промыслах России, узнали об их истории, географии ( многие промыслы находятся в Московской области , таким образом реализовывалась и краеведческая составляющая проектной деятельности учащихся).
Можно привести в качестве примера некоторые надписи, использованные учащимися:
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
И нигде на свете нет таких соцветий.
Суконное с витрины покрывало
Откинули — и кружево предстало…( вологодское кружево)
Здравствуй, город, дней моих далеких,
Бесшабашной юности приют!
Вновь твои хрустальные потоки
По России весело текут…( Гусь-Хрустальный)
О пряник тульский - символ Тулы,
Тебе слагаю я стихи
И всем на благо прославляю
Твои "печатные" станки! ( тульский пряник)
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!
Павлопосадский платок,
Это ведь тонкий намек,
Намек на любовь, на мечту,
На то, что тебя я найду.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Давай поставим самовар!
И сядем всей семьёй!
Пусть согревает его жар,
А мы чайку попьем.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца! (Л. Куликова)
Участникам проекта, которые хотят подарить электронный вариант календаря в виде презентации, было предложено включить в слайды файлы с музыкой: частушками, песнями о народных промыслах и народные лирические песни.
Наш подарочный календарь готов, он будет радовать родителей и близких, и они сохранят его как память о творчестве ребенка на долгие годы!
Литература:
Малькова Е. Сайт «Графический дизайн – второе высшее образование в Санкт-Петербурге», « Разработка календаря».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над проектом календаря Народные промыслы на 2012 год
Статья написана для публикации в школьную газету, выполнена в форме презентации. Содержит иинформацию об этапах интегрированного проекта календаря "Народные промыслы"....
Проект "Народные промыслы села Верхние Тимерсяны"
Эта работа посвящена изучению народных промыслов чувашского народа: вальщики, вышивальщицы, столяры, худлжники, печники. Работа отражает результаты исследований, проводимых учениками. Мате...
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Проект " Изучение русских народных промыслов( на примере Богородской игрушки)"
Изучение русских народных промыслов, как средство формирования национальной идентичности учащихся(на примере Богородской игрушки)...
Проект "Народные промыслы России"
Проект для географического кружка....
Комментарии
Статья
Печатный вариант статьи опубликован в сборнике МОСГИ за 2012 год.