Рабочая программа по чувашскому языку
методическая разработка по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapisk1.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Данная рабочая программа предназначена для 6 классов общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на 102 ч/ в год (3 часа в неделю).

Цели обучения чувашскому языку  

  • обучение различным видам речевой деятельности;
  • обогащение  словарного запаса;
  • обучение языковым единицам;
  • обучение чтению и письму.
  • формирование основ коммуникативных умений для говорения, чтения и письма;
  • формирование мотивационно – адекватного отношения к чувашскому языку;
  • ознакомление с чувашским речевым этикетом;
  • ознакомление с жизнью, историей и культурой чувашского народа.

Общая характеристика учебного предмета, курса

    УМК Г.В.Абрамовой рассчитан на обычную среднюю школу, в которой обучаются ученики с разными способностями, и для любого уровня есть дополнительные задания. Ученики поощряются к самостоятельному изучению языка и получают навыки самостоятельной работы. Учебник построен по тематическому принципу, темы и ситуации отобраны с учетом возрастных и психологических особенностей и интересов учащихся подросткового возраста. В учебнике много разнообразных заданий на развитие просмотрового чтения, например, найди в тексте информацию, описывающую погоду; найди соответствие картинкам (иллюстрациям).

   В учебнике представлены как репродуктивные, так и продуктивные и творческие упражнения. У учащихся развивается понимание важности изучения чувашского языка и потребность пользования им как средством познания, общения, самореализации и социальной адаптации; воспитываются качества гражданина, патриота. Важную роль играет социокультурный  компонент учебника, позволяющий познакомиться с историей, традициями, обычаями, реалиями, культуройчувашского народа. В данном учебнике представлены интересные рубрики, такие как: страноведческий справочник, грамматический справочник, пословицы, словарь.

    При обучении чувашскому языку немаловажную роль играют проекты. Они позволяют обобщить уже изученный материал, проявить творчество, воспользоваться дополнительной литературой или информацией из Интернета.

Межпредметные связи:

  • литературой;
  • с изобразительным  искусством;
  • с математикой;
  • с природоведением;
  • с географией;
  • с музыкой;
  • с культурой родного края.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В русскоязычной школе контингент учащихся, изучающих чувашский язык как школьный предмет, не однороден. Дети, приходящие в школу из однородных чувашских семей, не утративших связи с деревней, в какой-то мере владеют бытовой речью: имеют небольшой словарный запас, различают на слух чувашские звуки, в то же время не умеют читать и писать. Дети из смешанных и нечувашских семей приходят в школу, не имея никаких знаний по чувашскому языку. В то же время для всех детей, обучающихся в условиях города, родным является русский язык, поскольку они общаются по-русски, в школе учатся на русском языке, с телеэкрана слышат русскую речь. Языком мысли у них так же является русский.

Следовательно, в русскоязычной школе чувашский язык для всех учеников является вторым (т.е. неродным), что обуславливает необходимость его изучения как  неродного.

Для изучения чувашского языка в 6 классе русскоязычной школы по учебному плану отведено 3 часа в неделю. За весь учебный год – 102 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении чувашского языка в средней школе стимулируется общее речевое развитие школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомство с образцами детского фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся 6-го класса русскоязычных школ должны:

  • понимать собеседника, учителя;
  • понимать  монологи( 12-14 предложений);
  • участвовать в этикетном диалоге;
  • рассказывать о себе, о членах семьи, о животных и т.д.;
  • читать вслух тексты с полным пониманием прочитанного, соблюдая правила произношения и интонацию;
  • пересказывать кратко или подробно прочитанный или прослушанный текст;
  • выделять языковые единицы и давать им краткую характеристику;
  • писать заглавные и строчные чувашские буквы (ҫҪ , ӗӖ , ӑӐ , ӱӰ).

В части аудирования:

  • полностью понять содержание прочитанного;
  • понять основное содержание доступных по объёму текстов с опорой на зрительную наглядность и без неё;
  • извлечь необходимую информацию из прослушанного текста.

В части чтения:

  • читать тексты, построенные на знакомом языковом материале, соблюдая правила произношения согласных звуков и соответствующую интонацию, с извлечением необходимой информации из прочитанного текста;
  • читать с полным пониманием учебные тексты;
  • читать с пониманием основного содержания доступных по объёму текстов, построенных на знакомом материале, пользуясь в случае необходимости словарём.

В части говорения:

  • диалогическая речь: расспрашивать собеседника, задавая вопросы; инсценировать диалог, беседу, разговор по прочитанному или прослушанному тексту; составлять диалоги по аналогии.
  • монологическая речь: рассказывать о себе, своей семье, друге, квартире, школе, улице, городе, республике, любимом животном и т.д. (в рамках изученной тематики, соблюдая основные нормы слов, словосочетаний и предложений, объём не менее 12-14 предложений); составлять описание предмета, картины по образцу;  составлять план устного сообщения в виде вопросительных предложений или утверждений, взятых из текста, делать выписки из текста.

В части письма:

  • списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
  • писать письмо к другу по образцу на доступном детям уровне в пределах изученной лексики, соблюдая изученные правила орфографии и пунктуации, используя словарь в случае необходимости;
  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту (с опорой на текст);
  • самостоятельно составлять рассказ из 12-14 предложений по картинке;
  • написать мини-сочинение  о себе (о друге, о животном и т.д.).

Содержание тем учебного курса

Перечень и название раздела и тем курса

Необходи

мое количест

во часов для изучения раздела, темы

Практические работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы учащихся

Летний отдых

7

Проектная работа «Как я провёл  летние каникулы»

Контроль устной речи:

- диалоги- расспросы,

 мини- монологи.

Составлять предложения о себе. Восстановить предложения в соответствии с содержанием текста. Решать кроссворды. Составить рассказ о том, где и как провёл летние каникулы.

В родной школе

7

Проектная работа «Интересное мероприятие нашего класса» или «мой выходной день»

Лексико- грамматические упражнения по теме.

Ведение диалога- расспроса.

Составить предложения по рисункам. Составить рассказ об одном из интересных мероприятий класса или об одном из выходных дней.

Самые дорогие мне люди

6

Проект «Мой самый близкий человек»

Словарный диктант.

Составить рассказ от 3 –го лица. Составить распространнёные словосочетания.

Любимая телепередача

5

Проект «Любимая телепередача нашей семьи»

Устный опрос по теме.

Составление текстов по плану.

Составить предложения, поставив глаголы в отрицательной форме. Рассказывать про свой распорядок дня.

Времена года

8

Проект «Любимое время года»

Устное сообщение по теме.

Мини- сочинение.

Рассказать про осенние каникулы.Восстановить стихотворения. Написать рассказ о зиме.

Счастье - в труде.

7

Проект «Моё увлечение»

Описание картин.

Словарный диктант

Составить рассказы по фотографиям

Новый год

5

Новогодняя открытка

Работа с картинами

Рассказать о том, как Вадим встречал Новый год в садике, как школьники встречают праздник.

Придумать свою съедобную традицию и рассказать о ней.

Наш дом

4

Проект «Моя комната» (макет комнаты)

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

Описать свой дом, квартиру. Сделать макет комнаты.

Районы Чувашской Республики

6

Проект «Гербы республик ЧР»

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

Рассказать про районы Чувашской Республики по плану.Нарисовать гербы районов ЧР.

Человек и природа

8

Презентация

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

Решать кроссворды. Заполнить кластер.По рисунку составить рассказ

Цветы – украшение природы

7

Проект «Любимый цветок»

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

Решать кроссворды. Составить кластер, синквейн. Составить рассказы о цветах.

Ягоды

6

Проект «Ягоды нашего сада»

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

Решать кроссворды. Составить кластер, синквейн. Составить рассказы о ягодах.

Субъекты Российской Федерации

5

Презентация « Соседние республики Чувашии»

Контроль монологической и диалогической речи

Составить синквейны о беркуте, подсолнухе. Составить план текста

США

5

Проект «Штаты  США»

Контроль монологической и диалогической речи

Переводить текст на русский язык. Пользуясь кластером, составить рассказ о фламинго. Написать свой рассказ о Нью-Йорке.

Европейские государства

6

Презентация про европейские государства

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

Написать рассказ по плану. Составить синквейн «Инжир». Переводить предложения. Составить рассказ о Зевсе.

Азиатские государства

8

Презентация «Азиатские государства»

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

Написать свой рассказ об Индии.

Календарно - тематическое планирование с указанием

основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема

Кол-во часов

Дата

проведения

Виды деятельности учащихся

Формы и методы контроля

Примечание коррективы

Летний отдых

1.

Летний отдых

1

Составлять предложения о себе. Восстановить предложения в соответствии с содержанием текста. Решать кроссворды. Составить рассказ о том, где и как провёл летние каникулы.

Контроль устной речи:

- диалоги- расспросы,

 монологи

2.

Летний отдых

1

3.

Летний отдых

1

4.

Летний отдых

1

5.

Летний отдых

1

6.

Летний отдых

1

7.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

В родной школе

8.

Распорядок дня школьника

1

Составить предложения по рисункам. Составить рассказ об одном из интересных мероприятий класса или об одном из выходных дней.

Лексико- грамматические упражнения по теме.

Ведение диалога- расспроса.

9.

Распорядок дня школьника

1

10.

6 Б класс

1

11.

Наш классный кабинет

1

12.

Учитель

1

13.

Наши увлечения

1

14.

Мой выходной день

1

15.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Самые дорогие мне люди

16.

Самый дорогой человек

1

Составить рассказ от 3 –го лица. Составить распространнёные словосочетания

Словарный диктант.

17.

Самый дорогой человек

1

18.

Бабушки и дедушки

1

19.

Бабушки и дедушки

1

20.

Верные друзья

1

21.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Моя любимая телепередача

22.

«Минута славы»

1

Составить предложения, поставив глаголы в отрицательной форме. Рассказывать про свой распорядок дня.

Устный опрос по теме.

Составление текстов по плану.

23.

«Танцы со звёздами»

1

24.

Любимые телепередачи

1

25.

Контрольная работа

1

26.

Проектная работа

2

27.

Групповая

Защита проектов

Все времена года хороши

28.

Лето

1

Составить синквейн «Кашкăр çырли». Рассказать про осенние каникулы. Восстановить стихотворения. Написать рассказ о зиме.

Устное сообщение по теме.

Мини- сочинение.

29.

Август

1

30.

На осенних каникулах

1

31.

Весна

1

32.

Ждём зиму

1

33.

Весна и лето

1

34.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Счастье -  в труде

35.

Труд украшает человека

1

Составить рассказы по фотографиям. Составить синквейн «Нарцисс».Пользуясь приметами, расширить текст о неоне. Нарисовать аквариум, рыбки, водоросли .По рисункам Стеллы составить рассказы.

Описание картин.

Словарный диктант

36.

Труд украшает человека

1

37.

Выращиваем цветы

1

38.

Любимое занятие Тани

1

39.

Аквариумные рыбки

1

40.

Игрушки, сделанные своими руками

1

41.

Занятия в художественной школе

1

42.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Новогодний праздник

43.

Новый год в разных странах

1

Рассказать о том, как Вадим встречал Новый год в садике, как школьники встречают праздник.

Придумать свою съедобную традицию и рассказать о ней.

Работа с картинами

44.

Новый год в нашей семье

1

45.

На ёлке

1

46.

Новогодний стол

1

Индивидуальная

Контрольная работа

47.

Проектная работа

1

Групповая

Дом, в котором мы живём

48 - 49.

Наш дом

2

Описать свой дом, квартиру. Сделать макет комнаты.

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

50.

Наша квартира

1

51.

Квартира моей подруги

1

52.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Районы Чувашской Республики

53.

Яльчикский район

1

Рассказать про районы Чувашской Республики по плану. Нарисовать гербы районов ЧР.

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

54.

Канашский район

1

55.

Ибресинский район

1

56.

Комсомольский район

1

57.

Алатырский район

1

58.

Проектная работа

1

Групповая

Человек и природа

59.

Рыбы нашей республики

1

Решать кроссворды. Заполнить кластер. По рисунку составить рассказ

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

60.

Рыбы нашей республики

1

61.

Обитатели наших лесов

1

62.

Белка

1

63.

Домашние и дикие кролики

1

64.

Домашние животные

1

65.

Коза

1

66.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Цветы – красота природы

67.

Цветы – это краски жизни

1

Решать кроссворды. Составить кластер, синквейн. Составить рассказы о цветах.

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

68.

Георгины

1

69.

Что мы знаем о цветах

1

70.

Любимые цветы

1

71.

Васильки

1

72.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Ягоды

73.

 Черника

1

Решать кроссворды. Составить кластер, синквейн. Составить рассказы о ягодах.

Контроль лексических навыков, диалогической и монологической речи

74.

Черноплодная рябина

1

75.

Калина

1

76.

Клюква

1

77.

Голубика

1

78.

Проектная работа

1

Групповая

Контоль раб

Субъекты Российской Федерации

79.

Республика Татарстан

1

Составить синквейны о беркуте, подсолнухе. Составить план текстов.

Контроль монологической и диалогической речи

80.

Республика Мордовия

1

81.

Республика Марий Эл

1

82.

Республика Калмыкия

1

83.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Соединённые Штаты Америки

84.

Что мы знаем о США?

1

Переводить текст на русский язык. Пользуясь кластером, составить рассказ о фламинго. Написать свой рассказ о Нью-Йорке.

Контроль монологической и диалогической речи.

85.

Нью-Йорк

1

86.

Штат Флорида

1

87.

Штат Техас

1

88.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Европейские государства

89.

Греция

1

Написать рассказ по плану.Составить синквейн «Инжир»

Контроль монологической речи

90.

О древней Греции

1

Переводить предложения. Составить рассказ о Зевсе.

Контроль монологической речи

91.

Великобритания

1

Восстонвить предложения.

92.

Австрия

1

Составить синквейн «Карăк». Кратко пересказать содержание текста

93.

Швейцария

1

Написать 12 вопросов по содержанию текста

Контроль лексических навыков

94.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

Азиатские государства

95.

Индия

1

Написать свой рассказ об Индии

96.

Турция

1

Составить вопросы к рассказу «Эфес хули»

97.

Монголия

1

Составить рассказ  о гербе и флаге Монголии

98.

Проектная работа

1

Групповая

Защита проектов

99

Урок-игра

1

Проспрягать глаголы в прошедшем очевидном времени. Составить кроссворд по рисунку.

100

Повторение

1

Индивидуальная

Контрольное тестирование

101

Урок-игра

1

Заполнить таблицы нужными словами. Решать кроссворды.

Контроль лексических навыков

102

Подведение итогов года

1

Пользуясь ключевыми словами рассказать о Кельнском соборе.

Контроль монологической речи

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература для учителя:

  • Абрамова Г.В. Чăваш чĕлхи: вырăс шкулĕн 6-мĕш класĕ валли. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке издательстви, 2010 ç.
  • Андреев И.А.: Чăваш чĕлхи вырăс шкулĕсенчи I-IX классен программи.- Шупашкар,2004.
  • Волков М.К., Печников О.И. Чăваш чĕлхине иккĕмĕшле е ютла вĕрентессин меслетлĕхĕ (методики).- Шупашкар,2002.

Основная литература для учащихся:

  • Абрамова Г.В. Чăваш чĕлхи: вырăс шкулĕн 6-мĕш класĕ валли. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке издательстви, 2010 ç.
  • Абрамова Г.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Чăваш чĕлхи». Часть I. – Чебоксары:Чув. кн. изд-во, 2010.
  • Абрамова Г.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Чăваш чĕлхи». Часть II. – Чебоксары:Чув. кн. изд-во, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по чувашскому языку

№ппРаздел, тема урока Тип урокаВиды учебной деятельностиВиды контроля,измерителиДомашнее заданиеПланируемые результаты освоения материалаИспользование ИКТДата...

Рабочая программа по чувашскому языку, 3 кл

Рабочая программа по чувашскому языку, 3 класс, учебник Л.П.Сергеев, А.Р.Кульева "Чаваш челхи" 3 класс. (пояснительная записка, календарно- тематический план, содержание)...

Рабочая программа по чувашскому языку

Календарно-тематическое планирование по чувашскому языку для 6 класса....

Рабочая программа по чувашскому языку 5-9 классы

Рабочая программа составлена для национальной школы....

Рабочая программа по чувашскому языку 5 класс

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:* воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку• совершенствование реч...

Рабочая программа по чувашскому языку 6-9 класс

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 6 - 9 классах:* воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку• совершенствовани...

Адаптированная рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 7 классе на 2019 -2020 учебный год

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) составлена в соответствии:- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учеб...