Формирование духовно
план-конспект урока на тему

Величко Елена Николаевна_

Формирование духовно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_duhovno.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

      В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия- воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общей атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека- это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

     Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное- проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

    Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие - волновали сознание и душу наших творцов. Вот почему русская литература задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддержании духовного огня в сердцах человеческих. Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои- он ищет справедливости и добра.

     Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Программы сохраняют установку на обязательное систематическое, осмысленное, прочувственное чтение учащимися художественных произведений, предполагает особое внимание учителя и ученика к эмоциональному восприятию текста, определяет отношение к литературному произведению как к источнику прекрасного.

     Главная цель уроков литературы - обеспечить специальное литературное развитие школьников, без которого никогда не произойдёт настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Именно к русской литературе как средоточию гуманизма и гармонии обращаемся мы в поисках духовных ориентиров и ценностей, определяющих связи человека с миром.

     В новом стандарте по литературе значительно усилена духовно- нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: воспитание духовно- нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

     Безусловно, духовно- нравственное воспитание- это долгий и кропотливый процесс, но вся система работы над художественным произведением способствует формированию духовных ценностей учащихся. Нравственно- эстетический потенциал древнерусской культуры и литературы, творчества Пушкина, Некрасова, Толстого, Чехова очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема. Это воистину - «неупиваемая чаша нашей духовности».

       Возвращение к вековым духовным ценностям, к национальным потребностям - насущная потребность нашего времени. И то, состоится ли это возвращение, станет ли явью, личностной потребностью каждого, а не данью моде, зависит во многом от учителей-словесников.

       В воспитании души, пробуждении духовности не случайно главная роль принадлежит предметам гуманитарного цикла, а среди них особая - литературе- виду искусства, в котором слово отражает мир: внешний, окружающий человека, и внутренний, живущий в нём самом. Духовная близость между преподавателями и учащимися определяется не только профессиональным общением друг с другом, а степенью их открытости и духовности. Создание ситуации для осуществления нравственного выбора оказывает сильное влияние на формирование духовно- нравственной позиции. Диалогическое взаимодействие может успешно реализоваться в процессе дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся.

       В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:

-Чацкий и Молчалин - кто из героев комедии А. С. Грибоедова « вписался» бы в современную жизнь и почему?

-Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в 21 веке?

-Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А. С. Пушкина, спасти Онегина от духовной безысходности?

-Возвышенное, прекрасное, страшное и безобразное в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

-Проблема «отцов и детей»- актуальна ли сегодня?

-Нравственный идеал Л. Н. Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор назвал «любимыми», а кто вызвал у него духовное отторжение?

-Обитатели «дна»- утонувшие или утопленные?

-Споры вокруг романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»- кто из героев вам симпатичен, а кто вызывает неприятие?

-Поэты «Серебряного века- патриоты или диссиденты?

-Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М. Шолохова.

      В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям, и событиям. Осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые автором, и связанные с ними социальные проблемы.                                                                                                                                                 Так, во время чтения «Железной дороги» Н. А. Некрасова обращаемся к вечным проблемам назначения человека, что такое созидание, какой ценой достаётся всё ценное. На уроках литературы обращаемся к далёкому прошлому. В 6 классе ученикам предлагаем отрывок из «Повести временных лет». С какой целью? Прежде всего культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ.

      Изучение сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» рассматривается не просто как произведение о природе. Пришвин создал сказку для всех. Заложенный в ней смысл глубок. Ведь писатель вложил в произведение всё, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе. Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народа, увиденный глазами ребёнка. Писатель ставит нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правде, истинной доброте и человечности.

    Смысл образования - не только в получении знаний. Кто нам нужен на «выходе»? Многогранная личность, культурный, интеллигентный человек или узкий специалист, отбросивший всякие гуманистические химеры? Образование- длительный этап жизни человека, в эти годы он не только обучается, но и формируется как личность. Самый верный компас личности в трудную пору её становления- это извечные заповеди добра и совести, которые так щедро вобрала в себя русская литература. Д. С. Лихачёв, человек высокой культуры и нравственности, писал:»21 век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем». Лозунг технократического общества «Знания важнее нравственности» неприемлем для России.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Формирование духовно- нравственных ценностей у воспитанников.

В настоящее время понятие " нравственность" становится всё более расплывчатым.Как воспитать ребёнка настоящим гражданином, патриотом своего Отечества?...

Статья "Влияние искусства на формирование духовно-нравственных ценностей"

Статья рассказывает о произведениях литератеры, музыки, живописи на уроках музыки в 5 классе, которые помогают разбудить в душах  наших детей добро, веру, любовь....

Метод проектной деятельности в формировании духовно развитой личности

Духовно-нравственное воспитание начинается в семье, поэтому человеку необходимо знать свои корни, родословную, жизнь своих родителей и старшего поколения. Это не только интересно, но помогает в общени...

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...