Работа с ОК и ОСК на уроках русского языка и литературы
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Трухачева Людмила Николаевна
Работа с ОК и ОСК на уроках русского языка и литературы. (с 5-11 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с ОК и ОСК на уроках русского языка и литературы

Уже более 15-ти лет я работаю  на уроках русского языка и литературы, применяя опорные и смысловые конспекты. Опорные конспекты во многом сходны со школьными наглядными пособиями. Но в отличие от последних они содержат знаки, конкретизирующие содержание абстрактного теоретического материала: рисунки, ключевые слова, короткие фразы и т.д. Одна из важнейших задач ОК - облегчение понимания новой информации и закрепление ее в долговременной памяти. Возможность наглядно представить теоретические знания служат хорошей опорой для их осознания учащимися с образным мышлением, что особенно важно в школе, где явно преобладает словесной обучение. Систематизация и логичность представления учебного материала облегчают работу всех механизмов произвольной памяти. как известно, у каждого человека работаю в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процесс обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. Системно используя многократное вариантное повторение на базе ОК, обеспечивается сохранение учебной информации в долговременной памяти. Такое осмысленное запоминание является альтернативной механическому запоминанию, зубрешке. Понимание учениками сущностью Ок способствует более эффективному использованию опорных сигналов в учебной процессе. Кодирование учебной информации, умения дешифровать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развернутом виде - важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения. Особо хочется сказать о работе с ОСК. Если принять к сведению, что любое художественной произведение-это узел, в который "завязаны" различные сюжетно-тематические линии, то ОСК - не что иное, как попытка распутать этот узел, разложить его на составляющие части, причём каждая из них также допускает возможность аналогического распутывания. ОКС также помогает экономно и четко распределять учебное время при нормальном рабочем режиме урока. Особенно мне помогают ОСК при изучении романа Л.

Толстого "Война и мир" и романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Эти ОСК представляют собой не академический разбор романа, а являются лишь подходом к целостному изучению произведения в рамках школьной программы. Причем, освобождая школьников от рутинной работы по выявлению логики взаимосвязей героев и событий, они дают возможность углубиться в текст, уделить больше времени его анализу, чувствами и мыслями настроится на художественное слово. что касается оформления, то я использую шаталовскую цветовую символику: синий-примеры, зеленый-новый материал, красный- главные в ОСК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Приемы работы с тексом и ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой в современном школьном образовании. Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается текст, а ИКТ лишь разнооб...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....