Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Наталия Владимировна Павлова

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

I.      Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

II.                Содержание учебного предмета

 

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literatura_9_klass.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ № 57»

 

РАССМОТРЕНО   И        

РЕКОМЕНДОВАНО

МО учителей

начальных классов 

протокол № 1

от 27.08. 2016

Председатель МО

русского языка и

литературы

Павлова Н. В.

(ФИО)

______________

(подпись)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора

по УВР            

Е.А. Агафонов

____________

(подпись)

УТВЕРЖДЕНО

 приказ № 237

 от 30.08.2016 г.

Директор лицея

        Г.В. Горба

_____________

(подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для обучающихся 9 - х классов

на 2016-2017 учебный год

Составители:

Павлова Н. В.

Корнийчук Г. Н.

Федорова Т. В.

г. Ростов-на-Дону

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

формировать понимание важности процесса обучения;

формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

формировать в процессе» чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики анализа текста;

формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

формировать готовность к. получению новых знаний, их применению и преобразованию;

развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные:

формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления и процессе чтения и изучения литературного произведения;

формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

формировать умение активно использовать речевые сродства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;

развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;

развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;

совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);

развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.

Предметные:

Предметные результаты обучения:

воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;

совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

способствовать совершенствованию читательского опыта;

совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;

совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);

развивать интерес к творчеству;

развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;

формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.

II  Содержание учебного предмета

Программа 5-9 классов  опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века; четко ориентирована на последовательное углубление постижения литературных произведений, понимание и осмысление творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом.

Курс литературы направлен на то, чтобы научить ребенка думать, уметь строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации, уметь решать учебные и практические задачи, что и составляет умение учиться (учить самого себя), без которого невозможно реализовать цели и задачи ФГОС.

Содержание курса литературы для  IX класса

(102 часа)

Литература как искусство слова (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Древнерусская литература (1   час)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

 «Слово о полку Игореве»  (3 часа)

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры

Литература XVIII века (3  часа)

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Бог», «Памятник», »Властителям и судиям»,

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н. Радищев (3 часа)

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (1 час+1 вн.)

Литература XIX века (2 часа)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм.

А.С. Грибоедов (9  часов)

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

А.С. Пушкин (16 часов+ 3 р/р+1 вн. чт.)         

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики. Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.  Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина

М.Ю. Лермонтов (10 часов + 2 р/р)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» «        Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе

Н.В. Гоголь (5 часов + 2 р/р часов)

Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании).

Ф.И. Тютчев. (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»

А.А. Фет (1 час + 1 р/р)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

Н.А. Некрасов (1 час + 1 р/р)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Памяти Добролюбова» .Гражданская позиция  Некрасова.

Ф.М. Достоевский (2 часа)

Слово о писателе.  «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»

Л.Н.Толстой (2 часа)

Слово о писателе.  «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

А.П. Чехов (1 час + 1 вн. чт.)

 «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского  рассказа.

М.Горький (3 часа + 1 р/р)

Слово о писателе.  «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. (4 часа)

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

А.А. Блок (1 часа)

Слово о поэте.

С.А. Есенин (1 час)

Слово о поэте.

В. В. Маяковский (1 час)

М.И.Цветаева (1 час)

Слово о поэте.  Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой

А.А. Ахматова (1 час + 1 р/р + 1 вн. чт)

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг  «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др.

. М.А.Булгаков. (2 часа)

Слово о писателе.  «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.

М.А. Шолохов (1 час)

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

А.Т. Твардовский (1 час)

 « Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

А.И.Солженицын  (1 час)

Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.

Поэзия второй половины 20 века (2 часа)

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по литературе в 9 классах

                                                         

Количество часов в 9 классе «А» на учебный год   102,  в неделю  - 3  часа.

1 четверть –

9 учебных недель

 01.09. – 30.10  

2 четверть –

8 недель  

07.11. – 30.12.

3 четверть –

10 недель

12.01. – 22.03

4 четверть –

8 недель

03.04 – 25.05

Общее кол. часов

Плановых к/ работ

Сочинения

Количество часов в 9 классе «Б» на учебный год   102,  в неделю  - 3 часа.

1 четверть –

9 учебных недель

 01.09. – 30.10  

2 четверть –

8 недель  

07.11. – 30.12.

3 четверть –

10 недель

12.01. – 22.03

4 четверть –

8 недель

03.04 – 25.05

Общее кол. часов

Плановых к/ работ

Сочинения

Количество часов в 9  классе «В» на учебный год   101,  в неделю  - 3  часа.

1 четверть –

9 учебных недель

 01.09. – 30.10  

2 четверть –

8 недель  

07.11. – 30.12.

3 четверть –

10 недель

12.01. – 22.03

4 четверть –

8 недель

03.04 – 25.05

Общее кол. часов

25

24

28

24

Плановых к/ работ

1

1

Сочинения

2

2

Количество часов в 9 классе «Г» на учебный год   102,  в неделю  - 3 часа.

1 четверть –

9 учебных недель

 01.09. – 30.10  

2 четверть –

8 недель  

07.11. – 30.12.

3 четверть –

10 недель

12.01. – 22.03

4 четверть –

8 недель

03.04 – 25.05

Общее кол. часов

25

24

29

24

Плановых к/ работ

1

1

Сочинения

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....