Воспитание молодых сэсэнов
статья по теме

Кагарманова Сария Мухамедьяновна

Воспитание молодых сэсэнов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yakutiya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Кагарманова С. М.

учитель башкирского языка и

литературы МОБУ Башкирская

 гимназия имени Я. Хамматова

г. Белорецк Республика Башкортостан

Воспитание молодых сэсэнов

        Каждый народ уникален своей историей и культурой, что является отличительной чертой любого этноса. На формирование национальной культуры влияет уклад жизни, место проживания, бытовые условия народа. Так как башкиры вели кочевой образ жизни, это повлияло на их характер и особый тип мышления. Отличительной чертой характера башкир является свободолюбие, помноженное на гордость, доброта и гостеприимство. Все эти положительные качества составляют национальную психологическую особенность башкирского народа.

        Национальная особенность башкирского народа ярко выражена в их народном творчестве. В образцах фольклора можно увидеть богатую палитру разговорного жанра, где встречается умение разговаривать намеками, использование в речи пословиц, поговорок, общение языком жеста. Именно поэтому, устное творчество башкирского народа, такие как поговорки, пословицы, сказки, легенды и эпосы дошли до наших дней. Они передавались из поколения в поколения.

        Как отметил Б.Н. Путилов, «эпическая традиция была всегда достоянием отдельных одаренных и специально обученных личностей».  Поэтому в сохранении и передача таких образцов подрастающему поколению огромную роль играли сказители. Термин «сказитель» у разных народов имеет свое название. Так, например, сказителей у якутов определяют словом «олонхосуты»,  у бурят – «улигершины», у узбеков – «дастанчи», у казахов – «жырау» [2, 8]. Башкиры же хранителей и носителей этого духовного богатства называют сэсэнами.

        Башкирский фольклорист С.А. Галин термину «сэсэн» дает такое определение: «Сэсэн – это народный поэт и певец, философ и учитель, он является общественным деятелем,  играющим важную роль в жизни своего племени, историком, рассказывающим о прошлом, и это аксакал, заслуживший уважение и почет в обществе» [1, 193].

        В Башкортостане сэсэны получили известность еще в XVI веке (Хабрау сэсэн), когда разрозненные племена объединились как единый народ; далее традиции сказителей  продолжили такие известные сэсэны, как Еренсе, Баик, Кубагыш, Габит, Хамит и многие другие.

        Огромную роль в сохранении эпического, песенного творчества играл Мухаметша Бурангулов, благодаря которому дошли до наших дней образцы башкирского народного творчества в письменном варианте. Как известно из истории, он в течение  10 лет, начиная 1910 года, записывал эпос «Урал батыр» у жителей Баймакского района Габита Аргынбаева  и Хамита Альмухаметова.

        В наши дни башкирский эпос «Урал батыр» является одним из самых распространенных видов народного творчества среди молодых сказителей. Если в старину сказительское мастерство передавалось путем подражания рассказчику-аксакалу, то сейчас молодое поколение добивается этого путем самостоятельного заучивания текста эпоса. К тому же, в Башкортостане, начиная 1996 года, проводится Республиканский конкурс юных сказителей, где участники рассказывают полный текст (4556 строк) эпоса «Урал батыр». При оценивании выступления детей учитывается  и ораторское мастерство, и артистизм, и владение национальными музыкальными инструментами как курай, домбра, кубыз, кыл-кубыз, хорнай и т.д.

        Конкурс «Урал батыр» преследует следующие цели:

  • возрождение и развитие школу сказительского мастерства;
  • сохранение и распространение самых лучших образцов башкирского народного творчества;
  • привлечение учащихся к исследовательской деятельности;
  • развитие поэтических и импровизаторских способностей подрастающего поколения [3, 5].

С чего должен начать работу учитель, обучающий ученика искусству рассказывания эпоса? Учителю, работающему непосредственно с детьми, нетрудно отобрать эмоционального ребенка, который умеет выразительно рассказывать стихи на уроках, ценит родное слово и свободно говорит на своем родном языке. Преподаватель оценивает также артистические, ораторские способности ученика. Например, являясь учителем башкирского языка и литературы, мне не составило труда увидеть детей, которые могли бы рассказать наизусть большое по объему произведение. К тому же, в своей преподавательской деятельности я практикую и такой прием: урок начинается с хорового рассказывания эпоса «Урал батыр». В этом случае преследуется несколько целей: и воспитание интереса к духовному наследию своего народа, и развитие памяти у школьников, и выявление будущего рассказчика эпоса. Использование такого подхода к отбору будущих сказителей, дает возможность учителю одновременно вести нескольких учеников. В этом случае, среди отобранных учеников появляется дух здорового соперничества, они перенимают опыт друг друга. Если это учащийся старшего класса, то он, в основном, самостоятельно заучивает текст, но если начинаешь работу с младшими школьниками или же с детьми дошкольного возраста, то приходиться искать разнообразные приемы, для того чтобы ребенок не потерял интерес к рассказыванию. Например, можно использовать аудиозапись, где чтение учителя является образцом для подражания или же непосредственное заучивание педагога и ученика.

Выбирая пути заучивания, учителю еще необходимо поставить правильную силу, тембр голоса, темп рассказывания, научить ребенка играть на сопутствующих музыкальных инструментах и использовать певческие способности ученика.

Воспитание сэсэнов-сказителей – работа трудоемкая и долговременная. Однако эта работа, благодаря которой в будущем не исчезнет школа сказителей и сохранится искусство слова обладателей способностями сказительского мастерства.

Используемая литература:

1. Галин С.А. Народной мудрости источник. – Уфа: Китап, 1993. – 224 с.

2. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997, - 295 с.

3. X Республиканский конкурс юных сказителей по рассказыванию эпоса «Урал батыр»/ сост. Мухаметьянова Г.Г. – Уфа. 2008. - 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ – ФРОНТОВИКОВ В РОМАНЕ «АЛАН» Э.М. ПАЛКИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Г.М. Садалова, учитель  алтайского языка и литературы Чаган-Узунской средней образовательной школы им. П.И. Оськиной              В это...

« Направления решения проблем военно-патриотического воспитания молодого поколения в условиях модернизации».

Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. В нынешнее время в об­щеобразовательной школе сле­дует больше внимания уде­лить воспитанию у старшек­лассников патриотизма на о...

Воспитание молодого человека на уроках литературы.

Статья о воспитании молодого поколения на уроках литературы. Как под влиянием искусства слова человек приобретает правильный жизненный ориентир.Литература,воспитывая нравственные качества, художествен...

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры...