Урок Л.Д. Тапхаев
классный час на тему

Мантурова Зоригма Валерьевна

Урок Л.Д. Тапхаев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Л.Д. Тапхаев25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

Разработка урока по литературе:

"Лопсон Тапхаев. Поэт - музыкант, поэт - художник".

Урок проводится на заключительном этапе,                                                           как обобщение поэтического мира

Лопсона Дунзыновича Тапхаева.

Цель урока - рассмотрение особенностей художественного мира поэта.

Задачи урока: введение учащихся в  мир напевного тапхаевского стиха, выявление выразительных средств, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям, анализ изобразительных приёмов, связанных с созданием импрессионистических образов природы в лирике Тапхаева.

Предварительные задания: класс поделён на две проблемные группы. Группа "музыкантов" выясняла роль музыки в лирике Тапхаева, группа "художников" рассматривала живописную манеру Л.Тапхаева. Подготовлены два сообщения о роли музыки в жизни поэта и художественной манере поэта.

Оформление урока: портрет Л.Тапхаева,  песни на стихи Л.Тапхаева, слайдовая презентация на проекторе.

Ход урока

1. Объявление темы урока. Отзывы  о поэзии Тапхаева.

Поэзию Лопсона Тапхаева питают могучие, горные Саяны; красивая и живописная Тункинская долина с бурными красками гор и степи; целительные источники; традиции родного края; мужественные и добрые люди Тунки.

Детство и юность поэта прошли в тесном общении с природой, потому с такой теплотой и любовью он воспевает природу своей малой родины – Тунки, где черпает поэтическое вдохновение: величавые недоступные Саяны; бурный рокот Кынгерги; стремительные воды Иркута, в бурном течении которого ему видится ход самого времени.

В творчестве Л.Тапхаева довлеет тема поиска добрых начал в человеческой природе, природа в его поэзии очеловечена; поэт, не нарушая заповедей предков, поклоняется хозяевам –духам- хранителям вод, местностей, тайги –Хангаю.

Поэзия Л.Тапхаева  роднит с поэзией великого русского национального поэта С.Есенина огромная любовь к своей малой родине, воспевание красоты природы своего уголка.

Благодарность родным горам и долам окрашена здесь печалью не случайно. В первые годы войны на фронте погиб отец  ЛопсонаТапхаева. По стихам поэта хорошо представляешь его детство: как голодный мальчишка ожидал в нетопленой избе мать, как весною искал на оттаявшем поле случайные картофельные клубеньки, как утирал слезы, видя счастливого ровесника с отцом. Но, может быть, тем дороже в этих воспоминаниях радости детства — их-то и дарили родная земля, щедрые люди: веселое купание в реке, праздник сенокоса, когда «пахнет расплетенная коса васильковым цветом и полынью», тепло приютившего дома, где ждал «с запахом хлебным дымок».

Я не остался без родственной ласки,

Не перекатная голь — это мог сказать лишь человек, не обделенный теплом родины.

Можно найти созвучные строки у многих поэтов Бурятии — ровесников Лопсона Тапхаева: у Михаила Шиханова и Георгия Дашабылова, у Мэлса Самбуева и Владимира Липатова. Почему они вновь и вновь возвращаются ко времени омраченного войной детства? Чтобы вызвать у читателя жалость? Ничуть. Они обращаются к тем годам для того, чтобы уяснить для себя, какая сила, стойкость, доброта помогли одолеть невзгоды и были завещаны им. Вот и ЛопсонТапхаев признается:

Я в глубины гляжу бездонные,

Не мигая и не дыша.

Вспоминаются люди добрые,

И оттаивает душа.

2. Прослушивание песни  на стихи Тапхаева.

В тяжелый период Родины и жизненного пути поэт уходит в стихию музыки и лирики, творческая судьба сливается с судьбой народной. Он автор многих песен, которые прославляют его родные Хужиры, Тунку, Бурятию. Песня «Тунхэмни» на музыку известного композитора Анатолия Андреева ныне является официальным гимном Тункинского района.

Музыкальность поэзии Тапхаева почувствовали многие композиторы.

Сообщение учащегося о роли и месте музыки в жизни поэта.

Музыка была для Тапхаева философией жизни. Там , где всё прекрасно, гармонично, там мир музыки.(прослушивание

Наблюдения 1 группы за музыкальностью тапхаевского стиха .

- Анализ ключевых слов, тематически связанных с музыкой,  реальная картина, и развернутая метафора душевного состояния. У поэта Л. Тапхаева чаще возникает в восприятии водной стихии слуховой образ. Поэтому так разнообразны звукообразы журчания реки, которые должны передать движение и в пространстве и во времени. Звучание реки Кынгырги – это очень многогранный, глубокий тапхаевский звукообраз, пронизывающий всю его лирику. Именно он является главным составляющим духовного образа Родины. Автор признается: «Зγγдэндэжэнгирhэнхонхомэтэбγлбэнγγр,  Зγрхэнэймhудалтайниилэhэннэгэабяанбии. Тэрэабяандахажаябагшал намай холуур, Тэрэабяаннютагhааммγнөөшьетабинагγй» (Во сне звенящие бубенцы как колокольчики, как связь с моим сердечным руслом – звук, тот звук всегда со мной вдали  тот звук до сих пор не отпускает меня с родины). При воссоздании звукообразов реки поэт использует: лексику с семантикой звучания (хонхо, бγлбэнγγр, γγбшэргэй, дуун); звуковые повторы и парные звучания (тγгдэр-тγгдэр, хγγрэ-юурэ, хγγен-хааян, шаяан).

Стихия земли представлена в тематическом контексте «Дом Родина». Как известно, для бурят важной является связь с землей, уходящая своими корнями глубоко в архаическое сознание, мифопоэтику. Если в национальном мировосприятии небо – это отец, а земля – это мать, то у Л. Тапхаева это понятие трансформируется в следующее: «Хангай Саяан баабаймни, Хатан эжы Тγнхэмни» (Отец мой – таежный Саян, мать моя – Тунка), и в качестве родительского начала воспринимается стихия земли (долина и горы). Причем частотность упоминания гор больше, чем упоминание о долине.

В стихотворении «Дугыдээрэ» («На мостике»), ставшем в последствии песней, воспевается любовь как единение двух человек. Автор использует метонимический прием: влюбленные не называются – это два сердца, два тела и одна тень, который перекликается с образом бурятских свадебных песен «Хоёрбэеэнэгэбэеболгожо…».

Хоёр бэе, хоёр зγрхэн

Шугын тэндэ дугы дээр,

Хотолзомо, нахилзама

Хуhан сагаан дугы дээр.

Хоёр бэе, хоёр hγγдэр

Нэгэн болон толорно

Хурын дуhал, hγниин шγγдэр

Шугын горхон яларна.

- Как стихотворения Тапхаева  тематически связаны с музыкой? (Названия стихотворений, жанры стихотворений: "Песня", "Романс", цикл "Мелодии"). Какие музыкальные инструменты звучат в поэзии Тапхаева  и с чем они ассоциируются? ( рояль- окрыляет, раскрепощает душу, звуки гитары связаны с любовью, морин –хуур  вызывает щемящую тоску).

- Какие художественные приёмы помогают озвучить Тапхаеву окружающий мир (приводятся примеры использования метафор, сравнений, ассонансов, анафор и др.).

Обобщение наблюдений учащимися.

3. Анализ поэтического текста «Сияние в Саянах» (о любви, о мире, о добре) (стихотворение читается наизусть)

Вопросы для анализа:

- статичен или динамичен образ-переживание?

- найдите аллитерацию. Что достигается повтором тех или иных звуков?

- что можете сказать о синтаксисе стихов? Влияет ли он на напевность стихов? (синтаксический параллелизм во второй строфе, повтор союза что, использование однородных членов)

- значение эпифоры в стихотворении. Как она связана с композицией, динамикой тапхаевской лирической миниатюры?

4. Другая особенность творческой манеры Тапхаева - его умение видеть мир и художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия.

Наблюдения второй группы за живописной манерой Тапхаева (высказывания обязательно подтверждаются цитатами из стихов Тапхаева) : богатство красок, много света( сияющие образы солнца, луны) , подвижность образов, неожиданные ракурсы в изображении природы, размытость объектов изображения. Какой восхитительный водопад красок, света, игры воображения, мечтаний.

5. Разбор стихотворения "Над озером лебедь в тростник протянул" (одним учеником читается наизусть).

Проблемные вопросы для анализа стихотворения:

- какие образы вещного, предметного мира наполняют стихотворение?

- носит ли описание этого мира последовательный характер или это фрагментарные, мимолётные впечатления?

- покажите подвижность, изменчивость мира природы;

- назовите лексику цветообозначения;

- взаимодействуют ли цвета между собой?

- заметили ли вы игру света и тени? Какой колорит придаёт это стихотворению?

- понаблюдайте за линией изображения в 1 строфе. Имеет ли она чёткий характер или отличается размытостью?

- найдите образы, представленные в неожиданном ракурсе?

- носит ли стихотворение законченный , завершённый характер?

Подведение итога.

Домашнее задание. Выучить стихотворение на  тему  «Родной край».

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эхэ түрэhэн нютагайнгаа, Эзэн боложо тэхэридэгүүд… (Л. Тапхаев «Фермын Yхибүүд»)

Урок по бурятской литературе в 6 классе для изучающих бурятский язык и литературу по национальной программе. Урок проводился в рамках районного семинара учителей бурятского языка и литературы....

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...