Программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Жамьянова Ольга Иннокентьевна

Программа составлена на основе Примерной  программы основного общего образования по русскому языку. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО:

________ / С.С.Арбаева/

протокол № _1_

от « 29 » 08 2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

________ /Л.Н.Буяева/

протокол № _1_

от «30 » 08 2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОУ:

__________ / М.В. Хамеруева /

приказ № _

от « 01» 09 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1_

от «31» 08 2019г.

Составила:

Жамьянова О.И.

Должность: учитель русского

языка и литературы

Улан-Удэ

2019

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

 

  1. Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от  29.12.2012 года.

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

 3. Примерной  программы основного общего образования по русскому языку: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений,12-е издание, переработанное,- М.: «Просвещение», 2014.

4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №37»

5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2019-2020 учебный год

6. Санитарно-эпидемиологических требований  к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189.

7. Федерального перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2019 - 2020 учебный год.

8. Методического  письма «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего  образования».

9. Требований к оснащению учебного процесса по русскому языку.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Адресат: Программа предназначена для обучения русскому языку учащихся в 6 классе общеобразовательной школы.

Объём и сроки обучения: Программа по русскому языку для 6 класса рассчитана на объём — 204 часа (6 часов в неделю). Изучается в течение учебного года, согласно Базисному учебному плану образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины: Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

        Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

        Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план  для образовательных учреждений предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Его особое место обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с учебными предметами «Литература», «История России».

        Особенности программного материала: Предлагаемая программа построена на основе УМК (М.Т Ладыженская, «Русский язык» ). Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. При изучении материала Федерального государственного образовательного стандарта и данного УМК, был сделан вывод, что объем и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.

        Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Согласно преемственности, темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем, 5 классе. Обучение  проходит на высоком, но доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

 Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Особое внимание уделяется реализации межнационального компонента.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

        Целевая установка: Содержание курса русского языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

        Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского  языка в 6 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

        Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

        коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

        познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

        регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

        Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

        Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

        Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

        Цели и задачи обучения: Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

        Данные цели обусловливают решение следующих задач:

        - формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

        - усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация;

        -освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

        -овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

-овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых: При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменение роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учёта динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер участия в групповой работе.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских и другие.

        Основные виды контроля: Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:

        Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).

        Текущий  – систематическая диагностика усвоения основных элементов

содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений, лингвистический, комплексный анализ текста).

        Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: контрольный диктант, проверочная работа, защита проекта, презентация и пр.

        Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов).

        Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Русский язык» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ текста, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов).

        

Планируемые  результаты  обучения русскому языку

        Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные:

1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;

3) потребность в самовыражении через слово;

4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

5) ориентация  в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

6) стремление к развитию и  совершенствованию собственной речи

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  2. самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  4. использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
  5. организовывать  исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;
  6. контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать

Познавательные УУД:

  1. самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  2. искать и выделять необходимую информацию;
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  4. моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  5. излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  6. пользоваться словарями, справочниками;
  7. осуществлять анализ и синтез;
  8. устанавливать причинно-следственные связи;
  9. строить логическую  цепочку;
  10. осваивать формы  познавательной и личностной рефлексии

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  2. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  3. совершенствовать орфоэпические навыки;
  4. количественно и качественно обогащать словарный запас;
  5. оперировать стилистическими ресурсами языка;
  6. развивать связную устную и письменную речь;
  7. правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
  8. участвовать  в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи  в соответствии с нормами родного языка

Предметные:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности.

        

        

Содержание обучения русскому языку в 6 классе

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Русский язык – один из развитых языков мира. Основные лингвистические словари. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и их использование в речи. 

Фонетика: Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Лексика и фразеология: Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы, их значение, употребление.

Состав слова и словообразование: Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения.

Морфология: Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол). Категория одушевлённости и неодушевлённости, склонения. Категория рода, числа, разряда. Падежная и видо-временная системы русского языка. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Орфография и пунктуация:  Правописание гласных и согласных, правописание Ь и Ъ. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Правописание гласных после шипящих и ц. Орфографические словари. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Разговорная речь. Стили речи: художественный, научный, публицистический, разговорный и официально-деловой. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации. Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Функционально-смысловые разновидности текста: описание, повествование, рассуждение. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Понятие о литературном языке и его нормах. Нормы русского литературного языка. Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Единицы русского языка с национально-культурным компонентом значения. Нормы русского речевого этикета.

Календарно-тематический план по русскому языку.

6 класс.

№ пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

контр.

работ

разви

тие

речи

лабор., практ.

работ

план.

факт.

Язык. Речь. Общение. (3 ч.)

3

1

Русский язык – один из самых развитых языков мира.

1

2

Язык, речь, общение.

1

3

Ситуация общения.

1

Повторение изученного в 5 классе. (11 ч)

11

2

4

Фонетика. Орфоэпия.

1

5

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

6

Орфограммы в корнях слов.

1

7

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

8

Орфограммы в окончаниях слов.

1

9

Входная контрольная работа по линии администрации.

1

1

10

Словосочетание.

1

11

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

1

12

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1

13

Прямая речь и диалог.

1

14

Контрольный диктант.

1

1

Текст. (7 р/р)

7

7

15

Текст, его особенности.

1

1

16

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1

1

17

Начальные и конечные предложения текста.

1

1

18

Ключевые слова.

1

1

19

Основные признаки текста.

1

1

20

Текст и стили речи.

1

1

21

Официально-деловой стиль.

1

1

Лексика. Культура речи.(14+2 ч.)

16

1

2

22, 23

Слово и его лексическое значение

2

24

Сбор материалов к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».

1

1

25

Общеупотребительные слова.

1

26

Профессионализмы.

1

27

Диалектизмы.

1

28

Сжатое изложение.

1

1

29, 30

Исконно русские и заимствованные слова.

2

31

Новые слова (неологизмы).

1

32

Устаревшие слова.

1

33

Словари.

1

34

Составление словарной статьи.

1

35

Повторение и обобщение по теме «Лексика».

1

36

Контрольная работа по теме «Лексика».

1

1

37

Работа над ошибками.

1

Фразеология. Культура речи. (5 ч.)

5

1

38, 39

Фразеологизмы.

2

40

Источники фразеологизмов.

1

41

Повторение и обобщение по теме «Фразеология».

1

42

Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи».

1

1

Словообразование. Орфография. Культура речи. (25 +5 ч.)

30

3

5

43, 44

Морфемика и словообразование.

2

45

Описание помещения.

1

1

46, 47

Основные способы образования слов в русском языке.

2

48

Практикум по словообразованию.

1

49, 50

Этимология слов.

2

51

Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование».

1

1

52

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

1

53

Сочинение-описание помещения.

1

1

54

Буквы о и а в корне -КОС-/-КАС-.

1

55

Буквы о и а в корне -ГОР-/-ГАР-.

1

56

Буквы а и о в корне –ЗОР-/-ЗАР-.

1

57

Обобщение по теме «Чередующиеся гласные в корне слова».

1

58

Контрольная работа.

1

1

59

Работа над ошибками.

1

60

Буквы Ы и И после приставок.

1

61 - 64

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

4

65

Соединительные О и Е в сложных словах.

1

66

Сложносокращенные слова.

1

67, 68

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

2

2

69

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

70

Обобщение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

1

71

Контрольный диктант.

1

1

72

Работа над ошибками.

1

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное. (24 +1)

25

2

1

73-75

Повторение изученного в 5 классе.

3

76

Разносклоняемые имена существительные.

1

77

Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -мя.

1

78

Русские имена.

1

79, 80

Несклоняемые имена существительные.

2

81

Род несклоняемых имен существительных.

1

82

Имена существительные общего рода.

1

83

Морфологический разбор имени существительного.

1

84

Сочинение-описание впечатлений.

1

1

85

 Промежуточная контрольная работа по линии администрации.

1

1

86, 87

Не с существительными.

2

88,89

Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК/-ЩИК.

2

90

Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК.

1

91, 92

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

2

93

Повторение по теме «Правописание суффиксов имен существительных».

1

94, 95

Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

2

96

Контрольный диктант.

1

1

97

Работа над ошибками.

1

Имя прилагательное.(21 +6)

27

1

6

98, 99

Повторение изученного в 5 классе.

2

100, 101

Описание природы.

2

2

102-104

Степени сравнения имен прилагательных.

3

104

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1

105

Сочинение-описание местности.

1

1

106

Относительные прилагательные.

1

107

Выборочное изложение.

1

1

108

Притяжательное прилагательное.

1

109

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

110

Повторение изученного по теме «Разряды имен прилагательных по значению»

1

111, 112

Не с прилагательными.

1

113

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1

114, 115

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

2

116

Описание игрушки.

1

1

117

Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

1

118, 119

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2

120, 121

Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное»

2

122

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1

1

123

Работа над ошибками.

1

124

Публичное выступление на тему «Народные промыслы».

1

1

Имя числительное.(15 +1)

16

1

1

125

Имя числительное как часть речи.

1

126

Простые и составные числительные.

1

127

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

128

Порядковые числительные.

1

129

Разряды количественных числительных.

1

130,131

Числительные, обозначающие целые числа.

2

132

Дробные числительные.

1

133

Собирательные числительные.

1

134

Употребление числительных в речи.

1

135

Морфологический разбор имени числительного.

1

136, 137

Повторение и обобщение по теме «Имя числительное».

2

138

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

1

1

139

Работа над ошибками.

1

140

Публичное выступление на тему «Берегите природу».

1

1

Местоимение. (22+5)

27

1

5

141

Местоимение как часть речи.

1

142, 143

Личные местоимения.

2

144

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1

145

Сочинение по рисункам.

1

1

146, 147

Вопросительные и относительные местоимения.

2

148, 149

Неопределенные местоимения.

2

150, 151

Отрицательные местоимения.

2

152, 153

Притяжательные местоимения.

2

154, 155

Рассуждение.

2

2

156, 157

Указательные местоимения.

2

158

Текст и план текста.

1

1

159, 160

Определительные местоимения.

2

161

Местоимения и другие части речи.

1

162

Морфологический разбор местоимения.

1

163

Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

1

1

164, 165

Повторение и обобщение по теме «Местоимение».

2

166

Контрольная работа по теме «Местоимение».

1

1

167

Работа над ошибками.

1

Глагол(26 +3)

29

2

3

168-171

Повторение изученного в 5 классе.

4

172

Сочинение по рисункам и данному началу.

1

1

173

Разноспрягаемые глаголы.

1

174-176

Глаголы переходные и непереходные.

3

177

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

178

Изложение.

1

1

179, 180

Условное наклонение.

2

181-183

Повелительное наклонение.

3

184

Сочинение по рисункам.

1

1

185, 186

Употребление наклонений.

2

187

Контрольная работа.

1

1

188

Работа над ошибками.

1

189, 190

Безличные глаголы.

2

191

Морфологический разбор глагола.

1

192

Рассказ на основе услышанного.

1

193, 194

Повторение и обобщение по теме «Глагол».

2

195

Контрольный диктант.

1

1

196

Работа над ошибками.

1

Повторение и систематизация

 изученного в 5-6 классах. (8 ч.)

8

1

197, 198

Разделы науки о языке. Орфография.

2

199

Пунктуация.

1

200

Итоговая контрольная работа по линии администрации.

1

1

201

Лексика и фразеология.

1

202

Словообразование.

1

203

Морфология. Синтаксис.

1

204

Подведение итогов года.

1

Итого:

204

15

30

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.

        Материально-техническое обеспечение:

1. Универсальный настольный компьютер.

2. Цифровой проектор.

3. Экран.

         Методическое обеспечение курса: 

        Учебник:  Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; научный ред. Н. М. Шанский. - 6-е изд. -М.: Просвещение, 2015

        Методические материалы:

        (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011.

        Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: кн. Для учителя. -9-е изд. -М.: Просвещение, 2008.        

        Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.

        Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - 2-е изд, перераб. - М.:ВАКО, 2015.

        Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс./Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2012.

        Ладыженская, Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.

        Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 5 класс. - М.: Искатель, 2014.

        Русский язык. 5 — 6 классы: поурочные планы по учебникам М. Т. Баранова и Т. А. Ладыженской и др. (компакт-диск) — издательство «Учитель», 2009.

        Лингвистические словари.

Список литературы, использованной при разработке программы:

        - Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.:Просвещение, 2011

        - Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 -9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011.

        - ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...