Рабочая программа 10 класс
рабочая программа (10 класс)

Тамжитова Оюна Цыдыповна

Рабочая программа по курсу "Культура Бурятии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ПРИНЯТА

 На заседании

Методического совета           Протокол №____

 «___» ________2019 г.

 

УТВЕРЖДЕНА

Директор

 ГБОУ «Лицей-интернат №61»

________В.А. Буинов

«___» ________2019 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей-интернат №61»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Культура Бурятии»

10 класс

на 2019-2020 учебный год

   

Составитель программы: Тамжитова О.Ц.,

учитель бурятского языка,

высшая квалификационная категория, педагогический стаж 20 лет

г. Улан-Удэ, 2019 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по культуре Бурятии для учащихся 10 классов разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования на базовом уровне, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ основного общего образования и учебным планом  ГБОУ «Лицей-интернат №61».

В учебном плане ГБОУ «Лицей-интернат №61» на изучение курса «Культура Бурятии» в 10 классе  отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и способствует реализации единой концепции исторического образования.

Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории и этнографии, культуре и искусству народов Бурятии.

Основной целью программы курса является формирование у учащихся ценностных ориентаций в ходе ознакомления с материальными и духовными, культурными, религиозными, этническими традициями бурят и толерантного отношения к представителям других народов, религий, навыка участия в межкультурном взаимодействии, а также:

 - развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей художественной культуры;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Реализации данной цели достигается путем решения следующих задач:

  • приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа с учетом социально-экономических, этнокультурных, этнонациональных особенностей региона, в рамках тем, сфер  и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся основной школы;
  • формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения (социокультурная компетенция);
  • дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  • развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения культуры Бурятии в современных условиях развития нашего общества и потребности пользоваться им как средством познания, самореализации  и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
  • -осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
  • -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • -выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
  • -участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
  • -проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
  • -участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Данный курс тесно связан с другими дисциплинами гуманитарного цикла: История Отечества, История Бурятии, МХК, культурология, бурятский язык и литература, русский язык и литература

Курс «Культура Бурятии» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций Бурятии происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Курс носит интегративный характер и способствует интеграции предметов гуманитарного цикла.

Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и предмета «Культура Бурятии» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для неродной, личности, ориентированной на патриотическое  отношение к родной стране, уважение её истории и традиций независимо от этнических и мировоззренческих симпатий.

Требования к результатам освоения курса

Требования к личностным результатам:

- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, историю Бурятии, осознание своей  этнической и национальной  принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции, искусство;

- знакомство с творчеством, биографией выдающихся личностей Бурятии: деятелей науки, культуры, искусства;

- понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать интеграцию содержания предметов гуманитарного цикла.

Системообразующим в содержании учебного курса является содержание российской культуры. Ценностно-смысловым стержнем организующим содержание курса являются: содержание традиционных культур Бурятии  и основы нравственности.

Содержание курса

Тема раздела

Кол-во часов

Основные понятия

Базовые знания и умения

Расширение и углубление учебного материала

Фольклор

11 ч

Бурятская мифология; мифы о сотворении мира,тотемно-генеалогические мифы, исторические и топонимические легенды и предания; персонажи ранней бурятской мифологии.

Героико-эпические сказания – улигеры, улигершины;

Бурятские сказки – онтохоны, онтохошины; волшебные сказки, богатырские сказки, сказки  про животных, бытовые.

Иметь представление о видах бурятских мифов, сказок, легенд и преданий;

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и выразительных средств в произведениях

Сопоставление  варианты текста на концепционном уровне, определять жанр художественного произведения;

Литература

13 ч

Классическая, оригинальная духовная литература; литературный и исторический памятник, исторические летописи;

«Чингизов камень», «Сокровенное сказание», «Зерцало мудрости».

Литература XIX-XXI вв: Х.Намсараев, Н.Нимбуев, Б.Дугаров. А.Гатапов.

Найти общие черты в произведениях литературы определенного исторического периода.

Знать текст произведения, уметь делать выводы и обобщения, развивать навыки монологической речи, выразительного чтения.

От анализа фрагментов текста до концепционного осмысления художественного произведения в целом.

Искусство

Живопись Скульпту

ра

10 ч

Орнамент – угалза, символика орнамента, функции узора, формы и принципы построения узора; группы орнаментов: геометрические, зооморфные, растительные, природные или космогонические; ламаистская символика.

Художники, живописцы, скульпторы Ц.Сампилов, «Галерея Ханхалаева» Д.Намдаков, Б.Дашицыренов, З.Доржиев и др.;

Буддийское изобразителное искусство, иконографические каноны, иконографические школы, танка, скульптурная иконография.

Уметь различать виды орнаментов; чтение орнаментов, составление посланий, благопожеланий, поздравлений на основе орнаментов и орнаментальных мотивов. Отражение мировоззренческих представлений народов в семантике форм и орнаментов. Знать основные направления, стили в изобразительном искусстве от первобытной культуры до современности;
 Владеть основными сведениями о биографии крупнейших мастеров изобразительного искусства;
Уметь пользоваться справочной и критической литературой (энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками, Интернет-ресурсами); проявлять интерес к произведениям отечественных и зарубежных художников,

скульпторов;

Анализ произведения искусства в единстве формы и содержания

Итогово-обобщающий

1

Материальная и духовная культура бурят

Владеть основными сведениями о материальной и духовной культуре бурят; фольклоре, литературе, изобразительному искусству, живописи, скульптуре.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

К-во ч-в

Тема урока

К-во ч-в

Средства

обучения

Система контроля

Фольклор

11

  1. Мифы, легенды и предания бурят

«Легенда о лебеди - прародительнице хори- бурят

Легенды эхиритов, булагатов,хонгодоров

3

Лекция,

худ.текст

Устн.

опрос

  1. Бурятские народные сказки «Алтан Хайша», «Сын могучего Енисея» .

2

Лекция,

худ.текст

Импровизация в стиле нар.сказок

3. Героический эпос «Абай Гэсэр»

6

Лекция,

худ.текст, творческие проекты

Опрос

Литература

13

1.Классическая литература. «Сокровенное сказание монголов»

2

Лекция

худ.текст,беседа

Устн.

опрос

2.Оригинальная духовная литература «Зерцало мудрости» Галшиев Э.-Х.

2

Лекция,

худ.текст,беседа

  1. Литература в XIX – начале XX в. Х.Намсараев «Тахуунай

1

Лекция

4. Литература советского периода

1

Лекция,

худ.текст

4. Поэзия: Нажмил Нимбуев – поэт рожденный от поэта

1

Лекция,

худ.текст

Наизусть

5. Современная литература

Владимир Митыпов «Долина бессметрников»

1

Лекция

Наизусть

Баир Дугаров «Звезда кочевника»

2

Лекция,

худ.текст, экскурсия

Алексей Гатапов «Первый нукер Чингисхана»

1

Лекция,

худ.текст

Соч-е

Искусство

Живопись Скульпту

ра

10

1. Символика орнаментов

1

Пись.

опрос

2. Художники 20 века

1

Экскурсия, лекция

3. Цыренжап Сампилов «Степная любовь»

1

Лекция, экскурсия

  1. Алла Цыбикова «На земле Гэсэра»

1

5.«Галерея Ханхалаева»

Даши Намдаков «Стихия»        

1

Экскурсия, лекция

Сочинение

Бато Дашицыренов «Материнская линия»

1

Бальжинима и Зоригто Доржиевы «Степная история»

1

  1. Юрий Мандаганов «Мелодия камня»

1

  1. Сестры Ертахановы «Нарисованный мир»

1

8. Буддийское изобразительное искусство

1

Экскурсия, лекция

Итогово-обобщающий

1

 Обобщающий урок по курсу

1

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

  1. Алагуева В.  Золотая книга бурят – Улан-Удэ, Бэлиг, 2006
  2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят –Улан-Удэ, 2004
  3. Бабушкин С.М.  Бурятско-русский, русско-бурятский словарь. Изд-е 5-е, доработанное.  –Улан-Удэ, Республиканская типография, 2005
  4. Буряты. отв.ред. Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л.; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2004
  5. Бурятский орнамент.Раскраска. Выпуск 1. Сост-ль Кочева Т.В., Улан-Удэ, 1995
  6. Намжилон Л.Н. Оюун түлхюур. – Улан-Удэ, 2002
  7.  Нанзатова Э.П.  Баян даа Буряад оромнай: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003 г.
  8. Нанзатова Э.П. Мунгэн туяа: - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006 г.
  9. Тоонто нютаг: Книга для учащихся 5-8 классов русских школ. Сост-ль Санжадаева Г.С. Улан-Удэ, Бэлиг, 2002
  10. Тоонто нютаг: Книга для учащихся 9-11 классов русских школ. Сост-ль Санжадаева Г.С. Улан-Удэ, Бэлиг, 2007
  11. Цыренова Ц.Б., Батуева М.Ш. Булагай эхин. Улаан-Yдэ, Бэлиг, 2008
  12. Электронный учебник бурятского языка.  – Мин-во обр. и науки РБ, студия «Сансар», 2006 год.
  13.  Журналы «Вокруг света», «Байкал» и др., газета «Буряад Yнэн»
  14. Интернет-ресурсы

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

  1. Использование орнамента в материальной культуре бурят.
  2. «Прекрасного много в узоре простом, хранит он секреты столетий».
  3. Отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли.
  4. Мифы, легенды и предания бурят.
  5. Героические эпосы.
  6. «Абай Гэсэр»
  7. Бурятские народные сказки.
  8. Улигершины – сказители.
  9. Буддийское изобразительное искусство. Танка.
  10. Бурятская иконография.
  11. Бурятская скульптурная иконография.
  12. Хоца Намсараев, его литературное наследие.
  13. Николай Дамдинов – «Мой отчий край - долина Баргузина».
  14. Исторические летописи бурят.
  15. Современная литература Бурятии.
  16. Современные художники, скульпторы Бурятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...