Главные вкладки

    Мастер- класс: "Технология развития критического мышления"
    план-конспект

    Данный материал мастер- класса знакомит с различными формами применения технологии критического мышления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема мастер-класса: «Технология критического мышления»

    I.Организационный момент.

    Здравствуйте,  уважаемые коллеги! Я рада всех вас видеть. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ. Прошу Вас  не стесняться высказывать своё мнение.

    Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

    -Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

    Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

    В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой каждый  будет чувствовать себя личностью.

    II.Теоретическая часть

    Технология РКМ привлекает меня тем, что может быть использована в различных предметных областях . Это универсальная, "надпредметная" технология.

    Чем еще привлекает меня данная технология?

    Технология РКМЧП  позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, заинтересовать детей, но и позволяет достичь конкретных образовательных результатов.

    Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

    Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

    На этой стадии использую такие приемы, как «Верите ли Вы, что…?»,
    «Проблемный вопрос»
    «Загадка»
    «Знаю-хочу»,
    «Мозговой штурм»
    «Авторский стул»
    «Корзина» идей, понятий, имён"
    «Кластер»
    «Ассоциации»
    «Дерево предсказаний»
    «Перепутанные логические цепочки»
    «Верные и неверные утверждения»
    «Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения тем)

    Практическая часть.

    1.Игра «Верите ли Вы, что…?»

    - Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

    - Верите ли вы, что можно детей научить учиться? и т.д.

    Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная.

    На этом этапе я использую  приёмы: «Инсерт», Кластер, «Бортовой журнал», «Чтение с остановками»...

    1) Прошу выйти 3 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Встаньте вокруг меня. Ваша задача ответить на мои вопросы (Выходят участники мастер-класса)

    • Что такое жизнь?
    • Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?

    - Кто нам дарит радость?

    Именно такой прием, который называется «Аквариум» часто использую на уроках.

    2) Инсерт –интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления

    Предлагаю  прочитать статью  и по ходу чтения делать на полях пометки. Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам, вспомните, что вы знали или предлагали по данной теме раньше. Следующим шагом может стать заполнение таблицы. Количество граф, которой соответствует числу значков маркировки. Для заполнения таблицы вам понадобится снова вернуться к тексту. Так мы обеспечиваем вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого знания к «новому». Важным этапом станет обсуждение записей, внесенных в таблицу.

    3) А теперь давайте попробуем составить микротекст из отдельных слов: Выразительность,ученик,способность ,чтение.

    4) Следующий прием «Кластер».

    Уважаемые коллеги! А сейчас составьте кластер  на тему «Мастер-класс».

    Педагоги по желанию читают получившиеся кластеры , высказывают своё мнение о мастер-классе.

    Благодаря кластеру происходит систематизация материала. Здесь могут возникнуть опровержения, укрупнение одного или нескольких блоков («гроздей»), появление новых.

    С кластером можно работать на протяжении всего урока

    Он охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы.

    ● Кластер – опора для пересказа научных текстов. –

    ● Кластер - один из способов реализации учебного исследования.

    Рефлексия

    На этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы, как эссе,

    «метод 6 шляп

     «Продолжи фразу»
    «Авторский стул»
    Кластер
    Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать — Узнал)
    «Синквейн»
    «Пятиминутное эссе»
    «Толстые» и «тонкие» вопросы
    «Перепутанные логические цепочки»
    «Ромашка вопросов или ромашка Блума»

    А сейчас я попрошу  участников мастер-класса высказать своё впечатление о ТРКМ , опираясь метод «Шесть шляп» Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

    1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики).

    2. Оранжевая  шляпа - позитивная (положительная оценка события).

    3. Фиолетовая  шляпа - негативная (отрицательная оценка события).

    4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).

    5. Жёлтая  шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).

    6.Голубая  шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

    https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=480x10000:format=jpg/path/s7fe6e366cc09419c/image/iba0327d7f92be2f3/version/1342085093/image.jpg

    Начну я с себя. Я – белая шляпа. Говорю только факты. Итак, наше занятие посвящено технологии критического мышления. Мы узнали, что такое технология критического мышления, познакомились с некоторыми методами этой технологии.

    Жёлтая  шляпа, вам нужно без комментариев и пояснений выразить свои эмоции. (Здорово! Жутко! Интересно! Непонятно!)

    Фиолетовая  шляпа – что не понравилось, настораживает, критика.

    Оранжевая  шляпа – что положительного?

    Зелёная шляпа – креативность. Какие появились вопросы, идеи?

    Голубая  шляпа Вы - координатор. Сделайте, пожалуйста, обобщение. Чего мы достигли и что предстоит?

    Итак, вернемся к нашей игре верите ли вы?

    Итог работы.

    Работа с залом Метод “Мои предпочтения»

    Цель метода: расслабление для уставшей группы.

    Участники: весь зал.

    Правила проведения игры: Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

    После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:

    • Три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;
    • Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;
    • Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

    И в заключение мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в этом нам призвана помочь ТРКМ.
    Благодарю вас за плодотворное сотрудничество. Все вы очень творческие личности. На этом наш мастер-класс закончен. Я предлагаю Вам на память буклеты, в которых содержится краткая информация о приемах КМ. Но в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Синквейн- прием технологии развития критического мышления"

    Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...

    МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

    Мастер класс по развитию критического мышления

    Материал для конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словесников по использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо»....

    Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

    Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...

    Мастер-класс Технология развития критического мышления

    Мастер-класс  Технология развития критического мышления...

    О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

    На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

    Мастер-класс «Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».

    В чём же специфика технологии  развитие критического мышления  на  уроках русского языка и литературы?...