«Давайте восклицать, друг другом восхищаться!»
план-конспект занятия (6 класс)

Шкваркина Татьяна Павловна

 Познакомить учащихся с похвальным словом как с речевым жанром, в котором  выражается  одобрение человека, его поведение, поступков, характера; предмета (одушевленного и неодушевленного); событий и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Давайте восклицать,

друг другом восхищаться!»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: познакомить учащихся с похвальным словом как с речевым жанром, в котором  выражается  одобрение человека, его поведение, поступков, характера; предмета (одушевленного и неодушевленного); событий и т.д.

Моделирование урока:

  1. оргмомент.
  2. ориентировочная беседа по стихотворению Б.Окуджавы.
  3. определение слова «комплимент»
  4. практическая работа.
  5. определение похвального слова.
  6. риторический анализ.
  7. практическая работа.
  8. риторическая задача.
  9. подведение итогов.
  10. задание на дом.

Оборудование урока:

-музыкальное сопровождение Б.Окуджава «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!»

- раздаточный материал (определения и правила, схема, риторические задачи);

- презентация.

Ход урока.

  1. объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока звучит необычно - «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!»

- может, кто-нибудь знает, кто автор этих строк?

Вспомним эти стихи (песню) Б. Окуджавы «Пожелания друзьям»

Чтение стихотворения.

                Давайте восклицать, друг другом восхищаться!

                Высокопарных слов не надо опасаться.

                Давайте говорить друг другу комплименты –

                Ведь всё это любви  счастливые моменты.

                Давайте говорить и плакать откровенно:

                То вместе, то поврозь, а то- попеременно.

                Не будем придавать  значение злословью,

                Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

                Давайте принимать друг друга с полуслова,

                Чтоб, ошибившись раз, - не ошибиться снова.

                Давайте жить, во всем друг другу потакая,

                Тем более, что  жизнь – короткая  такая!

- Почему Б. Окуджава призывает нас говорить комплименты друг другу?

- Вспомните, что вы знаете о комплиментах.

Выполнение практической части (работа в парах)

Закончите предложения так, чтобы прозвучал комплимент в адрес человека, которого хорошо знаете.

  • Я хочу                                      похвалить вас (тебя)…
  • Мне хочется                           сделать вам (тебе) комплимент…
  • Я должен (должна)              выразить вам (тебе) моё восхищение
  • Позвольте                                моё одобрение
  • Разрешите

Чтение вариантов учащихся

Как правильно реагировать на искренний комплимент?

1. С достоинством и благодарностью.

2. Слова благодарности нужно высказать искренно, не ограничиваясь дежурным "спасибо".

3. Ограничьтесь словами вежливой благодарности.

Вы очень любезны…

Спасибо, мне очень приятно…

Вы очень добры…

4. Комментарии и вопросы (даже в ответ на комплименты двусмысленные, неуместные) лучше оставить при себе.

5. Принимая комплимент, не возражайте.

6. Если восхитились вашим внешним видом, неуместно в ответ говорить о своем плохом самочувствии.

Задание

- какие из начальных слов предложения более уместны в официальной обстановке?

В официальных обстоятельствах уместны начальные слова комплиментов

  • Я должен (должна) выразить вам  моё восхищение…  
  • Позвольте  сделать вам  комплимент…
  • Разрешите похвалить вас…

- «Восклицать, друг другом восхищаться» можно и тогда, когда мы произносим похвальное слово. А чем отличается комплимент от похвального слова, вы узнаете из следующего задания.

Сравните:

- Иван Сергеевич, вы удивительно добрый человек. Спасибо Вам за помощь.

- Не за что. Вы тоже всегда добры ко мне.

- Иван Сергеевич, вы удивительно добрый человек. Таких людей – чутких, отзывчивых, готовых всегда помочь, - увы, не так много. Мы вас очень любим. Мы ценим, что  вы помогаете нам не только добрым, толковым советом, но и делом. Спасибо вам большое за всё.

Где диалог, а где -  монолог?

Риторический анализ

Рассмотрите схему. Ответьте развернуто на вопросы:

- где произносится похвальное слово?

- для чего?

- зачем?

Похвальная речь звучит

- Кому же адресуется  похвальное слово?

Похвальное слово можно произносить не только в адрес человека, но и в адрес предметов, явлений, событий, которые заслуживаю  похвалы. Хвалить можно все: цветы, времена года, леса,  горы, реки….

Риторический анализ

Эти похвальные слова  сочинили ваши сверстники. Прочитайте их внимательно, определите, к кому они обращены.

        Дорогая книга! Ты  много значишь в моей жизни. Когда я читаю тебя, то мне кажется, что я по-другому начинаю понимать жизнь. Она становится мне интереснее.

        Мне очень нравятся твои герои. Их так много, что я не  могу  выбрать любимого.

        В общем, книга – это что-то прекрасное. Она учит, развлекает, веселит.

        У меня, к сожалению, еще не хватает слов, чтобы высказать все свои мысли о любимой книге.

Обратите внимание на композицию текста:

  1. обращение,
  2. выражение чувств и эмоций,
  3. в заключении.

Прочитайте стихотворение  в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне  поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы язык не был дан  великому народу!

- Можно ли сказать, что по содержанию данное произведение писателя  является похвальным словом. Докажите  свою мысль.

Стилистические особенности:

1. Тургенев выражает чувство восхищения в словах:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне  поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

2. писатель использует торжественные слова и выражения свойственные жанру похвального слова: Но нельзя верить, чтобы язык не был дан  великому народу!

3. обращается на ТЫ к родному языку как близкому и родному  существу.

Подведение итогов.

  • В каком речевом жанре «высокопарных слов не надо опасаться»?
  • Чем повальное  слово отличается от комплимента?
  • В каких ситуациях вы могли бы произнести  похвальное слово?

Задание на дом

Написать повальное слово любимому городу, школе, родителям.

Прочитать басню Крылова «Кукушка и петух»



Предварительный просмотр:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться!»

Задание 1.  

Закончите предложения так, чтобы прозвучал комплимент в адрес человека, которого хорошо знаете.

  • Я хочу                                      похвалить вас (тебя)…
  • Мне хочется                           сделать вам (тебе) комплимент…
  • Я должен (должна)              выразить вам (тебе) моё восхищение
  • Позвольте                                моё одобрение
  • Разрешите

Задание 2.

Сравните:

- Иван Сергеевич, вы удивительно добрый человек. Спасибо Вам за помощь.

- Не за что. Вы тоже всегда добры ко мне.

Иван Сергеевич, вы удивительно добрый человек. Таких людей – чутких, отзывчивых, готовых всегда помочь, - увы, не так много. Мы вас очень любим. Мы ценим, что  вы помогаете нам не только добрым, толковым советом, но и делом. Спасибо вам большое за всё.

Где диалог, а где -  монолог?

Риторический анализ

Похвальная речь звучит

- Кому же адресуется  похвальное слово?

Работа с текстом

Дорогая книга! Ты  много значишь в моей жизни. Когда я читаю тебя, то мне кажется, что я по-другому начинаю понимать жизнь. Она становится мне интереснее.

        Мне очень нравятся твои герои. Их так много, что я не  могу  выбрать любимого.

        В общем, книга – это что-то прекрасное. Она учит, развлекает, веселит.

        У меня, к сожалению, еще не хватает слов, чтобы высказать все свои мысли о любимой книге.

Прочитайте стихотворение  в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне  поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы язык не был дан  великому народу!

- Можно ли сказать, что по содержанию данное произведение писателя  является похвальным словом. Докажите  свою мысль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты - ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно то вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью - поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, - тем более что жизнь короткая такая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

"Давайте говорить друг другу комплименты"

Классный час о формировании умения говорить друг другу комплименты в форме игры....

"Давайте понимать друг друга с полуслова

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса по нравственному воспитанию...

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Урок по развитию речи в 8 классе 2вида (2 вариант). Урок посвящен речевому этикету...

"Давайте понимать друг друга с полуслова"

Урок-концерт, посвящённый Б.Окуджаве. Можно провести как внеклассное мероприятие...

презентация "Давайте учиться друг у друга!"

Небольшая презентация о системно-деятельностном подходе к обучению в пекинской школе.Я многому там научилась....