Современные педагогические технологии, способствующие повышению интереса к изучению родного языка.
статья

Выступление с элементами мастер-класса на федеральном семинаре "Языки народов Северного Кавказа в аспекте решения требований ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Современные педагогические технологии, способствующие повышению интереса к изучению родного языка.

    В.А.Сухомлинский писал: «С первых дней своей жизни, на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол - отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого жестокий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит,- детям не понятно». Действительно, отметка порой становится краеугольным камнем  в педагогике. Призванная, как можно бережнее относиться к психике ребёнка, избегать травмирующих её ситуаций, она зачастую разрушает эту психику, делает ученика изгоем в классе, нарушает хрупкое душевное рановесие. Что же делать в этих реалиях? Есть педагогические технологии, дающие ответ на этот вопрос.

      Я очень часто пользуюсь в своей практике  технологией творческих мастерских. Это необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании. Меня привлекает в этой технологии главенствующий постулат- «все способны», - т.е. каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности.

    И если традиционно образовательный процесс сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.  Мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

   Главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития.

  Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. У мастерской есть свой алгоритм,  задания подобраны так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества: стихи, эссе и т. п.

  Один  из принципов и правил ведения мастерской – это  право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки , т.е. путь к истине. И едва ли не самое страшное для многих учителей – это безоценочная деятельностьотсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Что это даёт ребёнку? Прежде всего, условия эмоционального комфорта и творческой раскованности,  когда на деле реализуются  принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией самих учащихся.

   По сути, кульминационный этап - «афиширование», т.е. вывешивание «произведений»- работ учеников и Мастера в классе  и ознакомление с ними (все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух), и есть та оценка деятельности учащегося, которая так не похожа на традиционную.  Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской. Оценивание на данном этапе значит обеспечивание  «официального» признания полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта. Это альтернативный метод оценивания.

   Не случайно, в системе оценивания пр ФГОС предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. Это способствует формированию умений самоконтроля и самооценки учащихся, то, чего так  не хватает нашим детям. На мастерской даже самый слабый ученик может себя почувствовать востребованным и значимым, а его мысли, не ограничиваемые строгими канонами программы и замечаниями учителя-предметника, стать действительно крылатыми.

  Поделюсь секретом: всем участникам мастерской я ставлю «отлично» в знак уважения к свободе мысли и процессу рождения истины. Думаю, что это не есть слишком большая погрешность в технологии проведения мастерской. Ведь это оценка (не отметка!) – залог (цитирую педагога В.Ф.Шаталова) «уверенности, оптимизма и мажорного мировосприятия».

Остановлюсь немного подробней на одной из мастерской и опишу её алгоритм.  

Мастерская письма "Два горца … два мировосприятия…"

Алгоритм мастерской: индикатор-деконструкция-реконструкция-первичная социализация-информационный посыл- творчество-новая социализация-кульминация творчества-рефлексия.

Индикатор

 Класс разделён на 4 группы. У каждой группы на столе предмет. У 1-ой - уголёк, у 2-ой - синяя краска, у 3-ей - портрет Леонардо да Винчи, у 4-ой -портрет  Байрона.

Деконструкция

Учащиеся разглядывают предметы, мастер раздаёт карточки со словами.

Слова: художник, ребёнок, талант, романтика, влюблённый, самопожертвование, рисунки, скалы, горы, окрылённый, жизнь, перо, любовь, страдания, свобода, многогранный, меланхолия, народ, мир, нищета, совесть, сирота, аул, молодость, разносторонний, небо, звёзды, земля, облака, природа, слёзы, горе, печаль, радость, грусть, воля, рабство, желание, подвиг, служить, сражаться, воспевать, непризнанный, гордость...

Реконструкция 

Учащиеся выбирают слова из карточек и составляют ассоциации к изображениям. Читают свои примеры.

 Мозговой штурм

Мастер просит связать предметы и определить между ними логическую связь. Учащиеся пытаются найти связь между предметами.

Мастер: 

Изображения, которые вы описывали, не случайны. В них содержится скрытая информация, а точнее тема нашей мастерской "Два горца … два мировосприятия". Мы сегодня погрузимся в поэтический мир двух горцев: осетина Коста Хетагурова и грузина Николоза Бараташвили.

(Даётся возможность ещё раз уточнить, с каким именем соотносится тот или иной предмет).

Мастер:Почему же именно эти предметы на ваших столах?

Уголёк - им в детстве на скалах в ауле Нар рисовал Коста: у него не было красок и карандашей.

Леонардо да Винчи - так осетинского поэта назвал писатель К.Фадеев ("Коста - своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа").

 Байрон - за меланхолию и грусть грузинского поэта 19 века Николоза Бараташвили называли "грузинским Байроном".

 Синяя краска - синий цвет был любимым цветом Николоза. (Звучит отрывок из песни Сергея Никитина "Синий цвет" на стихи Бараташвили).

Первичная социализация

Мастер раздаёт поэтические тексты К.Хетагурова и Н.Бараташвили. Учащиеся находят в них слова, которые, на их взгляд, являются стержневыми, значимыми, несущими нравственный посыл, подчёркивают их.

Информационный посыл

Учащиеся читают вслух отрывки с выделенными словами.

Из примеров:

"родство", "доверие"

Кто овдовел, несчастен не навеки.
Он сыщет в мире новое
родство.
Но, разочаровавшись в человеке,
Не ждем мы в жизни больше ничего.

Кто был в своем
доверии обманут,
Тот навсегда во всем разворожён.
Как снова уверять его не станут,
Уж ни во что не верит больше он.(Бараташвили)

"мир", " равенство"

И обновлённый мир отдастся вечно миру,

С презреньем бросив нож, запекшийся в крови,

Не упрекай меня! -И я настрою лиру

Тогда для равенства, свободы и любви...(Коста)

"храм",  "любовь"

Жрецом и жертвой был я сам.
В том тихом
храме средь пустыни

Курил я в сердце фимиам
Любви - единственной святыне (Бараташвили)

При чём толпа? Ничтожная рабыня

Пустых страстей - дерзает пусть на всё!

Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня.

Вселенная - отечество моё...(Коста)

"слава"

Если б, -он мыслит, - неся сквозь невзгоды

Светлую весть,

Мог я снискать себе счастьем народа

Славу и честь!(Коста)

"память"

Они стараются, чтоб их дела
Хранило с благодарностью преданье,
Хотя, когда наш мир сгорит дотла,
Кто будет жить, чтоб помнить их деянья?

Но мы сыны земли, и мы пришли
На ней трудиться честно до кончины.
И жалок тот, кто в
памяти земли
Уже при жизни станет мертвечиной.(Бараташвили)

Всю жизнь любил ты горы эти,

Стремился бедных защитить.

Так чем же нам тебе ответить,

Чем память нам твою почтить? (Коста)

"чужбина"

А злая чужбина терзает и гложет

Мне сердце сильней и сильней…

Не смерти боюсь я, - но кто же разложит

Костёр на могиле моей? (Коста)

Были также предложены слова: " разлука", жизнь", "красота", "надежда" , "счастье" и пр.

Мастер предлагает найти среди стихов поэтов два созвучных по силе звучания и эмоциональному воздействию произведения.

(Это "Мерани" Бараташвили и "Горе"Коста). В принципе, мастеровые могут предложить и другие варианты, важно, чтобы они могли аргументировать свой выбор.

Мастер:

При кажущейся схожести поэтических мотивов и жизненных перипетий: оба поэта влачили нищенскую жизнь, испытали множество лишений и страданий,

хранили в душе неразделённую любовь, рано ушли из жизни, - творчество  Коста Хетагурова и Николоза Бараташвили - два совершенно уникальных и самобытных явления. Писатель-эмигрант Гайто Газданов как-то сказал: "Никто не видит мир так, как его видишь ты, потому что ничьи глаза не похожи на твои, ничьё восприятие не похоже на твоё, ничьё чувство не может быть таким, как то, которое ты испытываешь". Я предлагаю вам сегодня наполнить слова, которые вы читали, новым содержанием, дать им другое звучание и другой смысл.

Творчество

Мастеровые пишут краткие эссе на тему нравственных категорий (возможно и стихи).

Новая социализация

Обмениваются работами. Читают их. Выдержки из работ мастеровых:

  • Уарзондзинад…Кæм ма ис абон? Куыд мæнгард æмæ знæт у дуне… уарзондзинадæн дзы нæй бынат … (Любовь… Где ее сыскать сегодня? Слишком коварен и жесток сегодняшний мир… в нем нет места любви…
  • Раздæр æй хуыдтой "æцæгæлон бæстæ", ныр та - "фæсарæнтæ". Раздæр фидиссаг уыдис… тызмæг, карз, æнæуд… Ныр та уымæ бирæтæ бæллынц, бирæты фæнды фæсарæнты цæрын… (Раньше говорили "чужбина", а сейчас - "заграница". Раньше это означало чужое, холодное, бездушное. Сейчас за границу стремятся многие, большинство хотят там жить…)
  • Хатгай рæсугъд адæймаджы куы фенын, уæд мæм цыдæр æнахуыр æнкъарæнтæ фæзыны…Мæ зæрдæ мын ницæмæй батыхсын кæны… Æндæр хатт та фендзынæ фыдынды (йæ фыццаг бакастæй) фæлæ куы бахуды, уæд  дыл раст цыма хур ракастис: афтæ дын батавдзæнис дæ зæрдæ…(Красота… Иногда смотришь на красивых людей и ничего не чувствуешь. А иногда увидишь некрасивого, на первый взгляд, человека, а потом он улыбнётся, и как-будто солнце выглянуло-  так тепло и хорошо становится на душе… И кто же из них красив…?)
  • Фыдыбæстæ у, нæ рагфыдæлтæ цы зæххы ныгæд сты, уый… Фыдыбæстæйæн æнцон хъысмæт нæ вæййы…Уымæн нæй нæ баивæн, нæ ауæй кæнæн, нæ балхæнæн…Уый мыггагмæ вæййы немæ: нæ райгуырынæй, нæ амæлыны онг… (Отчизна - это место, где могилы наших предков… Это не всегда лёгкая судьба… Это то, что нельзя ни поменять, ни продать, ни купить… Это то, что с нами навсегда: с рождения и до смерти…)

Кульминация творчества (афиширование)

Мастеровые вывешивают свои работы, делятся впечатлениями (они ощущают себя творческими людьми).

Рефлексия

Мастер просит поднять руки тех, кому понравилась мастерская, кому не понравилась, кто узнал что-то новое, кто обнаружил в себе ранее ему неизвестное. Просит поделиться своими мыслями, заглянуть в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса»

В докладе содержится материал о применении современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса на уроках русского языка и литературы....

Статья "Лингвистическая гостиная как способ повышения интереса к изучению иностранных языков""

Один из способов повышения мотивации  - создание ситуации успеха: ситуации, когда каждый ученик может стать экспертом в свое области - будь то театральная постановка или исполнение песни, или сло...

Презентация на тему "Волонтерство как способ повышения интереса к изучению иностранных языков"

Волонтерская деятельность как способ мотивировать учеников изучать английский язык....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития ребенка на уроках основ православной культуры. В современном мире перед школой...

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...