РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному ( русскому) языку
рабочая программа

Бобкова Светлана Павловна

 

Уровень обучения (класс)   10-11 (ФГОС)  среднее  общее образование

         Количество часов    34

Уровень         базовый

Учитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая категория,

Срок реализации: 2020 -2022г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prog._rod.yazyk_10-11.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -  

Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:

на заседании МАП

протокол №__1_____

от  «26__»__августа___2020 г.

Согласовано:        

Зам. директора по УВР

_________ /Е.С. Лихачева/      

«_28 августа__»____2020 г.                                                                          

УТВЕРЖДЕНО  

приказом директора

МАОУ-Тыгишской СОШ  

№ 01-05 от 31 августа 2020 г.

___________ Д.Е. Пермикина

                                                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    родному ( русскому) языку

(указать предмет, курс, модуль)

(приложение к основной образовательной программе основного общего образования)

Уровень обучения (класс)                10-11 (ФГОС)  среднее  общее образование

         Количество часов    34 Уровень         базовый

Учитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая категория,

               

Срок реализации: 2020 -2022г.

2020

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к уровню подготовки обучающихся за курс 10-11 классов

В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

•        различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

•        определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

•        опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

•        объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • различать разговорную речь и язык художественной литературы;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;
  • извлекать информацию из различных источников;
  • находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки  и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
  •  находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
  •  производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);

аудирование и чтение

•        адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

•        извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

•        свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

•        удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•        использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.

В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.

Содержание учебного предмета

10 класс

  Язык и его функции. Речь. Культура речи.

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.        

Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».        

Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».        

Лексика и лексическая стилистика

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.        

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.        

Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).         

Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.        

                Состав слова и словообразование.

Словообразование и стилистика.        

Этимология. Этимологические словари.

                    Грамматика и грамматическая стилистика  

 Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.        

Морфология и стили речи.         

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.        

Части речи и их происхождение.

Имя существительное.

Имя существительное и его роль в художественных текстах.        

Собственные имена существительные в литературе.        

«Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова.        

Употребление падежных форм имен существительных.

Употребление несклоняемых имен существительных.

Имя прилагательное

Трудности в употреблении имен прилагательных.          

Употребление имен прилагательных в художественной литературе.         

      Имя числительное.

Употребление числительных в речи и художественной литературе.        

 Местоимение.

Употребление местоимений в речи.        

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.        

 Глагол.

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.        

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.        

Причастие.

Употребление причастий в речи и в художественной литературе.        

 Деепричастия.

Деепричастие как часть речи.         

Употребление деепричастий в фольклоре и  литературе.        

Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)        

Наречие.

Правила написания наречий.        

Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»        

 Служебные части речи.

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»        

Употребление частиц и междометий в художественной литературе.        

Язык и культура.

Языковая картина мира.  К.Д.Ушинский. «О родном языке».         

Слово как концепт культуры. Концепты «Родина»,  «Мой родной край »,  «Добро».

        .        

Содержание курса 11 класс

Язык и культура . Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

Культура речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках Речевой этикет. Этические нормы, правила этикета Интернет дискуссии, Интернет полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст . Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Календарно  тематическое  планирование 10 класс ( 17ч.)

Тема урока

Кол. ч.

Содержание

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.

1

Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство». Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

1

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.

Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.

Р.р. Лингвистическое сочинение  о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы.

1

Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари

 Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова. Морфология и стили речи.

1

Имя существительное и его роль в художественных текстах.

Собственные имена существительные в литературе.

1

Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных.

Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу.

1

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев. Части речи и их происхождение.

Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится.

1

Тестирование по теме «Имя существительное»  

1

Трудности в употреблении имен прилагательных.  

1

 Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина.

Употребление числительных в речи и художественной литературе.

1

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

1

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.

1

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

Употребление причастий в речи и в художественной литературе..

1

Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.

14

Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».)

1

15

Деепричастие как часть речи.

1

Употребление деепричастий в фольклоре и  литературе. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)

16

Правила написания наречий.

1

Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»

17

Р.р. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край »,  «Добро»

1

Языковая картина мира.  К.Д.Ушинский. «О родном языке».

Итого

17

                                                                  Тематическое планирование 11 класс

Тема урока

Кол.ч.

Содержание

Язык и культура

1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа

1

Язык и культура

2

Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость.

1

Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа».

3

Крылатые слова и выражения

1

(Прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п..

4

Переосмысление значений слов в современном русском языке

1

                                                      Культура речи

5

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки.

6

Правильное построение словосочетаний по типу управления.

1

Нормы употребления предлогов .Отзыв о книге – рецензия на книгу. Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).

7

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов

1

Предложений с косвенной речью

8

Типичные ошибки в построении сложных предложений.

1

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

                                          Речевой этикет.

9

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

Этические нормы, правила этикета Интернет дискуссии, интернетполемики.

                           Речь. Речевая деятельность. Текст

10

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо

1

 Культура чтения. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное).

11

Русский язык в Интернете.

1

Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

12

Функциональные разновидности языка.

1

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

13

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1

14

Язык художественной литературы.

1

Диалогичность в художественном произведении.

15

Текст и интертекст.

1

Афоризмы. Прецедентные тексты.

16

Официально-деловой стиль.

1

Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности

17

Представление проектов, результатов исследовательской работы.

1

Речь оппонента на защите проекта.

Итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...