Методическая разработка по русскому языку для обучающихся 5 класса по теме "Фонетика"
методическая разработка (5 класс)

Наталья Михайловна Левина

Методическое пособие предназначено для углубления и закрепления знаний, умений и навыков по русскому языку по теме "Фонетика". Материал рассчитан для обучающихся 5-6 классов средней школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medodich.razrabotka_uroka_po_teme_fonetika.docx170.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮерб

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя

общеобразовательная школа № 391

Красносельского района Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ №391 Санкт-Петербурга

Красносельское шоссе, 34. Санкт-Петербург, 198323

Тел.(812) 746-27-31 Факс (812) 746-27-31

E-mail: school391@mail.ru

ОКПО 39422757 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027804604255 ИНН/КПП 7807019323/780701001

___________________№__________________

На №__________________        от__________________

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Фонетика»

Г. Санкт-Петербург

2022

Составитель: учитель Красносельского района г. Санкт-Петербурга Левина Н.М.

Рецензенты:

Методическое пособие предназначено для углубления и закрепления знаний и умений по русскому языку по теме «Фонетика» и разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Оно рассчитано на обучающихся 5-6 классов средней школы.

Содержание

1. Введение.

2. Цели и планируемые результаты.

3. Теоретический материал.

4. Упражнения 1, 2, 3.

5. Занимательные задания.

6. Вопросы на повторение.

7. Литература.

8. Приложение. Тест.

Введение

Владение русским языком необходимо для каждого человека в современном мире. Для обучающихся важно научиться осознавать место фонетики в системе наук о языке. Надо понимать, как образуются звуки речи, отличать гласные звуки от согласных, понимать значение ударения. В этом разделе содержится материал, рассчитанный на два урока: теоретический материал, упражнения и занимательный материал. На втором уроке можно предложить обучающимся выполнить задания в тестовой форме и ответить на вопросы по теме.

Фонетика. Гласные звуки.

Цели: повторить изученное по теме «Фонетика»; показать, как образуются гласные звуки; развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся осознавать место фонетики в системе наук о языке, понимать, как образуются звуки речи, отличать гласные звуки от согласных, различать понятие «звук» и «буква», понимать значение ударения, объяснять языковые явления.

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его

Н.В.Гоголь

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… На протяжении многих тысячелетий звуки складывались в определённый порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Звуковую сторону речи изучает фонетика.

Фонетика (от греч. Рhonetikos – звуковой) – раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы, по которым они образуются, правила функционирования.

Фонетика изучает

        

Звук речи – кратчайшая единица речи.

Слог – это часть слова, произносимая единым дыхательным толчком.

Фонетическое слово – это слово (может быть вместе с примыкающими служебными словами), несущее одно ударение.

Речевой такт – часть фразы до паузы (остановки в звучании).

Фраза – законченное по смыслу высказывание, объединенное общей интонацией.

Ударение – это более сильное произношение, выделение слога в слове. Свойства русского ударения: сила звучания, длительность, четкость произношения, подвижность, разноместность.

Интонация – сложное фонетическое явление, включает 4 основных компонента: основной тон голоса, силу звучания, темп, тембр голоса.

Русское письмо устанавливает следующие виды соотношений между звуком и буквой:

  1. Каждый звук слова точно обозначается соответствующей буквой: изба, рука, буран, бутон, курок, игла;
  2. При записи слова букв оказывается больше, чем имеется в нём звуков: поздно – [по′знъ], честный – [ч’э′сныj];
  3. При записи слова букв оказывается меньше, чем звуков: яма – [jа′мъ], ёлка – [jо′лкъ];
  4. Один или несколько звуков слова обозначаются не теми буквами,

которые им соответствуют: просьба – [про′з’бъ], счёт - [що′т];

  1. Одни и те же звуки обозначаются разными буквами: мясо [м’а′съ] – масло [ма′слъ]; нёс [н’ос] – нос [нос]; люк [л’ук] – лук [лук];
  2. Одна и та же буква используется для обозначения разных звуков: молодой – [мълΛдо′j]; барабан – [бърΛба′н].

https://prikolists.club/wp-content/uploads/2019/11/kartinki_so_zvukom_a_v_nachale_slova_33_18123502.jpg

Упражнение 1. Прочитайте текст. Перепишите. Сделайте фонетическую транскрипцию выделенных слов. Определите стиль текста и вид высказывания.

Лес поздней осенью.

И как этот же самый лес хорош поздней осенью! Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума. В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо. Кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами. Сухие былинки не шевелятся. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки с собакой, и любимые образы, любимые лица приходят на память. Давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются. Всё очень ясно движется и стоит перед глазами.

Сердце то забьётся и страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает. Нет ни ветра, ни шума, ни солнца.

(И. Тургенев)

Упражнение 2. Прочитайте слова с правильным ударением. Запомните место ударения в данных словах. С некоторыми из них составьте предложения. Объясните значение специальных слов.

Аге′нт, дремо′та, ерети′к, каучу′к, комба′йнер, крапи′ва, медикаме′нты, обеспе′чение, пе′тля, простыня′, ри′мляне, свёкла, слу′чай, соболе′знование, созы′в, сре′дства, ста′туя, столя′р, тамо′жня, убра′нство, цыга′н, щаве′ль.

Бало′ванный, валово′й, взба′лмошный, гу′сеничный, двою′родный, иско′нный, ни′тяный, обетова′нный, паде′жный, пе′ристый, прифронтово′й, прозорли′вый, сли′вовый, средневеко′вый, юро′дивый.

Балова′ться, заку′порить, отку′порить, заостри′ть, запыха′ться, исче′рпать, намерева′ться, обезу′меть, облегчи′ть, одолжи′ть, осве′домиться, уве′домить, предприня′ть, серди′ться, те′плиться, углуби′ть, хода′тайствовать.

 

Упражнение 3.

1.Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков:

Аккуратность, ягода, подъезд, ночь, солнце, полёт, бассейн, зверь, лес, снежинка, вьюга, диван.

2. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв:

Юноша, объявление, речь, сердце, подъём, номер, тетрадь, маяк, обруч, праздник, воин, ястреб.

3. Выпишите слова, в которых все согласные звуки твердые:

Огонь, мышь, рука, дерево, осина, стул, съёмка, снег, цирк, линейка

4. Выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие:

Жизнь, лиса, семья, дочь, няня, якорь, чай, концерт, ручка, мысль

5 Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие:

Дуб, гриб, города, шишка, рябина, бумага, клей, вилка,книжка, гроздь

6. Выпишите слова, в которых все согласные звуки глухие:

Пакет,сделка,ключ, кот, поезд,куртка, жираф, друг, капуста, дождь

ОТВЕТЫ:

  1. Аккуратность, ночь, солнце, бассейн, зверь
  2. Юноша, объявление, маяк
  3. Мышь, рука, стул, цирк
  4. Семья,  няня, чай
  5. Города, рябина

Занимательные задания по теме «Фонетика»

1. Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить [1]:

1. Из слова лен - цифру

2. Из слова лей - название дерева

3. .Из слова люк - большой мешок

4. Из слова ток - домашнее животное

5. Из слова шей - просьбу есть что-нибудь

6. Из слова куб - связку, охапку чего-нибудь

7. Из слова лед - материал для крыши

2. Приведите слова с непроизносимым согласными, являющимися синонимами или антонимами слов: письменный, добросовестный, веселый, отдельный.

1. Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары слов. Произвести фонетический разбор нескольких пар слов (на выбор): Рад - ряд, сел - съел, везти - вести, курится - курица, Марья - Мария, полоскала - поласкала, подождем - под дождем, подержал - поддержал.

2. Одинаково ли количество звуков в словах: южная - нужная, её - меня, няня - яма, местность - лесник.

3. В данных отрывках из стихотворений укажите слова с буквой О, которые произносятся как А [4]:

1. Зла не помнит Россия, побитым не мстит.
Может хлебом и песней с тобой поделиться.
Добрым гостем придешь - от души угостит.
Спрячешь камень за пазухой - горе случиться.

2. Посмотри в её глаза. Не придаст. Не солжет.
Кто слабее её - никогда не обидит.
И всегда она слово свое сбережет.
И за черною тучею солнце увидит.

Ответьте на вопросы:

1. Что изучает фонетика?

2. Что является минимальной единицей речи?

3. Что такое слог?

4. Что такое фонетическое слово, речевой такт, фраза?

5. Какую роль в слове играет ударение?

6. Что такое фонема и для чего она служит?

7. Что такое интонация и какие элементы она включает в себя?

8. Что из себя представляет транскрипция?

Литература:

1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Раздел III.

2. Дудников А.В., Арбузов А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык.  

3. Разумовская М.М, Львова С.И. 5 кл.

Приложение

Задания в тестовой форме по теме «Фонетика»

1. Укажите неверное утверждение:

а) фонема – смыслоразличительная единица;

б) количество звуков в слове равно количеству букв в нём;

в) ударение в русском языке позволяет различать слова;

г) безударная позиция гласных является слабой;

2. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне:

а) аген..ство;

б) блес..нуть;

в) запас..ливый;

г) ужас..ный.

3. Укажите слова с двойными согласными в корне слова:

а) ал..юминий;

б) мож..евельник;

в) ак..устика;

г) актри..са.

4. Найдите слова, в которых есть мягкие согласные:

а) жир;

б) шоссе;

в) плащ;

г) цех.

5. Укажите, в каких словах надо писать ъ:

а) без..обидный;

б) об..ектив;

в) трёх..актный;

г) д..як.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

а)                б)             в)              г)    

пил..щик

Ь

Ь

пон..чик

Ь

Ь

мощ..ный

Ь

Ь

январ..ский

Ь

тон..ше

Ь

Ь

7. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

а) прибыл;

б) удобнее;

в) позвонит;

г) начал.

8. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

а) июль;

б) праздник;

в) поем;

г) ельник.

9. Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных:

а) гараж;

б) записка;

в) выставка;

г) сделать.

10. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова здесь: 

а) [з’д’ес’];

б) [зт’эс’];

в) [з’д’эс’];

г) [с’д’ес’].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе  по теме "Международное значение русского языка"...