Урок русского языка в 8 классе на тему "Репортаж как жанр публицистики"
план-конспект урока (8 класс)

Борчаева Эльвира Шакмановна

В данном материале представлена разработка урока развития речи в 8 классе на тему "Репортаж как жанр публицистики". На уроке используются следующие технологии: проблемного обучения, работа в группах-парах, информационно-коммуникативная, развития критического мышления через чтение и письмо, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК - 2021»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 «А» КЛАССЕ

НА ТЕМУ: «РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ»

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ «Гимназия №1 г. Майского»

Борчаева Эльвира Шакмановна

Тема: «Репортаж как жанр публицистики» (урок развития речи).

Класс: 8 «А».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием «репортаж».
  2. Научить отличать репортаж от других жанров публицистики.
  3. Научить создавать тексты в жанре репортажа.
  4. Воспитание коммуникативных навыков учащихся.
  5. Воспитание интереса к трудовой деятельности людей, к изучению особенностей различных профессий на примере профессии журналиста.
  6. Воспитание любви к родному краю.

Задачи:

  • на основе сопоставительного анализа текстов различных жанров публицистики изучить особенности построения репортажа, его характерные языковые средства;
  • представить новую информацию в виде алгоритма;
  • опираясь на полученные знания, построенный алгоритм действий, научиться создавать свои тексты в жанре репортажа.

Планируемые результаты:

Предметные: находить информацию, необходимую для решения учебной задачи, умение воспроизводить по памяти информацию, конструировать развернутый связный текст-повествование на основе заданных микротем.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, воспринимать информацию учителя, корректировать свою деятельность, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология работы в группах и в парах, технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающая технология , личностно-ориентированного обучения.

- 1 -

Методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, поисковый, практический.

Формы работы: фронтальная, групповая работа, работа в парах, самостоятельная.

Оборудование: интерактивная доска Smart, ноутбуки, магнитная доска, цветные карточки, видеофрагменты, учебник.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Звучит репортаж, который ведет один из учеников класса:

- Внимание! Я веду репортаж из Гимназии №1 г. Майского. Мы находимся в просторной светлой аудитории. Сейчас начнется урок русского языка в 8А классе. В аудитории гости. Они собрались здесь, чтобы узнать, как работает коллектив учителей и учащихся гимназии, увидеть достижения восьмиклассников. В классе необычная тишина. Ребята немного волнуются. Их можно понять: им предстоит показать свои знания. Сегодня они защищают честь своей школы. Но опасения напрасны. Гости настроены доброжелательно. Думаю, атмосфера урока поможет в работе.

(Берет интервью у гостей)

- Скажите, что вы ожидаете от урока?

- Спасибо.

- Я думаю, ваши ожидания оправдаются. Пожелаем удачи ребятам.

Итак, урок начинается…

Учитель:

- Ребята, вы, наверное, догадались, о чем у нас сегодня пойдет речь?

- Что бы вы хотели узнать об этом жанре?

- Сегодня мы будем работать с одним из самых популярных жанров публицистики - репортажем. Будем учиться создавать тексты в этом жанре. Возможно, после сегодняшнего урока кто-нибудь из вас захочет в дальнейшем выбрать для себя профессию репортера – одну из самых трудных и в то же время интересных и нужных современному обществу.

- У нас сегодня необычный урок и сидим мы необычно: по группам. Нам предстоит выполнить много насыщенной и разнообразной работы. В каждой группе нам нужно выбрать модератора, который будет следить за тем, чтобы не было отклонений от темы, чтобы участники группы уважительно относились друг к другу. На выполнение заданий будет отводиться определенное время. Модератор будет следить за временем, и в этом ему помогут песочные часы, которые стоят на ваших столах.

- Запишите тему урока в тетрадь.

- 2 -

2. Изучение нового материала.

Проблемные вопросы учителя, работа в группах, с учебником, с дополнительными материалами.

- Слово публицистика нам уже знакомо. Какой род произведений относится к публицистике?

- Подберите однокоренные слова к этому слову.

публицистический,

публика, публицист,

опубликовать, публицистика

- Какой общий корень имеют слова?

- Что означает слово публика?

- Таким образом, для какой цели используется публицистический стиль?

- Где используется публицистический стиль речи?

- Какие жанры публицистики вам известны?

- Давайте вспомним отличительные признаки этих жанров. Кто из вас уверен в своих знаниях и может сказать, в чем разница между жанрами? Я предлагаю вам выйти к доске и установить соответствия между понятиями и их отличительными признаками.

Заметка

Беседа журналиста с одним или несколькими лицами.

Статья

Краткое сообщение в печати о каком-либо событии.

Интервью

Публицистическое сочинение небольшого объема в журнале или газете.

- А мы с вами поработаем в группах. Перед вами карточки красного цвета. На них написан жанр и его значение. Перестройте формулировку в вопрос и задайте его классу. Если ребята ответят правильно, то мы услышим отличительные признаки этих жанров.

Заметка – информационный жанр публицистики в виде краткого сообщения в печати. (Какой информационный жанр публицистики представляет собой краткое сообщение в печати?)

Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого объема в сборнике, журнале или газете. (Как называется научное или публицистическое сочинение небольшого объема в сборнике, журнале или газете?)

- 3 -

Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. (Как называют беседу журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам?)

- Проверим, насколько верно установлено соответствие.

- Мы с вами вспомнили теорию, а теперь практическая работа. Возьмите карточки сиреневого цвета и прочтите текст. Определите, какой жанр публицистики здесь представлен.

- Как вы определили, что это заметка в газету?

- А сейчас определите жанр по видеофрагментам.

1. Видеофрагмент (интервью).

– Докажите, что это интервью.

- А сейчас посмотрите еще один видеофрагмент и сравните его с предыдущим.

2. Видеофрагмент - репортаж с Красной площади о международных соревнованиях по керлингу.

- Я прошу двух учащихся разместить на доске основные отличительные признаки этих фрагментов.

- Сколько участников в первом видеофрагменте?

- В каком фрагменте описывается новое событие?

- Кто рассказывает нам, что происходит на Красной площади?

- С каких слов начинается рассказ о соревновании в керлинг?

- Где находится девушка-репортер в то время, когда проходят соревнования по керлингу

- Всегда ли мы в видим ее в кадре?

- Чувствуем ли мы отношение рассказчика к тому, о чем он рассказывает?

- Каким образом завершает свой рассказ?

Вывод: таким образом, вы сейчас назвали отличительные признаки репортажа.

- А как называют человека, который ведет репортаж?

- 4 -

На доске появляется запись:

Репортер

  1. Представляет себя.
  2. Рассказывает о новом интересном событии.
  3. Находится на месте события.
  4. Рассказывает о том, что происходит на его глазах.
  5. Берет интервью у участников события.
  6. Выражает свое отношение к происходящему.

- А теперь работа в группах. Обратимся к ресурсам интернета и узнаем:

1 группа - историю происхождения слова «репортаж»

2 группа - значение слова «репортаж»

3 группа подберет синонимы к слову «репортер».

1 группа: «репортаж» - это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать.

2 группа: Репортаж – оперативный рассказ очевидца о каком –либо событии общественной жизни.

- Ребята, как вы понимаете слово оперативный?

- Запишите в тетрадь формулировку понятия репортаж.

3 группа: Комментатор, репортер, журналист.

- Ребята, кто был в нашей стране выдающимся спортивным комментатором ?

- Что вы можете сказать о Николае Николаевиче Озерове? (Николай Николаевич Озеров – замечательный драматический артист, известный спортсмен, выдающийся спортивный комментатор. Имя Н.Н.Озерова в нашей стране известно всем).

- Где вы познакомились с именем Н.Н. Озерова?

- Какие советы Н.Н. Озерова вам запомнились?

(Уметь отобрать самое главное, из того, что происходит на твоих глазах. Спортивный комментатор должен знать и любить спорт. Заранее узнавать о всех предстоящих соревнованиях. Бывать на тренировках команд. Спортивный комментатор должен так вести свой репортаж, чтобы болельщики могли «увидеть», что происходит на стадионе).

- Как вы думаете, советы Озерова относятся только к спортивному репортажу или к репортажу на любую тему?

- 5 -

- Давайте перефразируем советы Н.Н. Озерова так, чтобы их можно было рекомендовать любому репортеру и использовать для репортажей на любую тему.

  1. Репортер должен описывать те события, которые происходят на его глазах.
  2. Репортер должен уметь отобрать самую главную информацию.
  3. Он должен любить свое дело и хорошо разбираться в том, о чем он рассказывает.
  4. Репортер должен заранее узнавать о всех предстоящих событиях.
  5. Он должен так вести свой репортаж, чтобы слушатели могли как бы «увидеть» происходящее своими глазами.

- Единых правил построения репортажей не существует: каждый автор пишет по-своему. Но структура ,обычно, бывает одинаковой. Возьмите карточки зеленого цвета. Перед вами небольшой репортаж на спортивную тему. Опираясь на свой опыт создания различных текстов, определите, что общего в строении репортажа и текстов других жанров.

- Кто из вас хочет представить себя спортивным комментатором?

(Эмоционально читает ученик, остальные следят по тексту).

Двенадцать часов дня. Стадион «Спартак». Нам посчастливилось попасть на финальную игру. Сегодня встретятся две школьные футбольные команды. На трибунах огромное количество болельщиков, которые с нетерпением ожидают начало игры. И вот уже на поле появляются футболисты. Посмотрите, какие спортивные, подтянутые ребята, они полностью готовы к игре! Звучит долгожданный свисток. Игра началась. Пас сменяет другой пас. Все очень серьезно, даже в воздухе чувствуется напряжение. Противник подбирается к нашим воротам. Наши футболисты перехватывают мяч! Борьба идет на поле противника. Игра напряженная. Остается не так много времени. И вот мяч на штрафной площадке. Самый опасный момент для противника. Удар. Гооол! Трибуны взрываются аплодисментами! Мы же спешим поздравить команду победителей, которые стали чемпионами и получили возможность представлять район в борьбе за первенство. На этом наш репортаж завершается. Играйте в футбол! Это захватывающий вид спорта и самый популярный в мире! Спасибо, что сегодня были с нами. До новых встреч.

- Назовите в данном репортаже вступление, центральную часть и заключение.

- Опираясь на теоретический материал учебника на стр. 95 и карточки, заполните таблицу «Особенности построения репортажа» Для того, чтобы наша работа была оперативной, мы разделим ее между группами.

Перед вами на карточках особенность построения всех основных частей репортажа. Вам необходимо отобрать то, что характерно для вашей части.

1 группа работает со вступлением.

2 группа – с центральной частью.

3 группа – с концовкой.

- 6 -

(На магнитной доске складывается таблица)

Структура репортажа

Особенность построения.

Вступление

Динамичным.

Заинтересовать с первых слов.

Центральная часть

Рассказ о событии.

Тип речи – повествование.

Эффект «сиюминутности» происходящего.

Концовка

Оценка события.

Краткий вывод.

- Что может сделать динамичным начало репортажа? Приведите примеры.

- Как вы понимаете выражение «Эффект сиюминутности происходящего»? Каким образом репортеру это удается? Приведите примеры из прочитанного репортажа.

- В чем может выражаться оценка событий и вывод в конце репортажа?

3. Реализация полученных знаний на практике. Самостоятельная работа в группах, в парах.

- А сейчас я предлагаю вам поработать репортерами. Каждой группе нужно создать репортаж с определенного места события. Для этого нужно посмотреть видеофрагмент на ваших ноутбуках. Чтобы работа была оперативной, модераторам нужно распределить задание между участниками группы. Модераторы, возьмите карточки желтого цвета и распределите задания. Когда репортажи будут готовы, модераторы их представят.

1 группа – репортаж о празднике русской зимы: Масленице.

2 группа – репортаж о соревнованиях по фигурному катанию.

3 группа – открытие горнолыжного курорта в Приэльбрусье.

- Перед вами оценочные листы. Оцените репортажи и прокомментируйте свои оценки.

Структура репортажа

Особенность построения.

Вступление

3

Центральная часть

3

Концовка

3

Максимальный балл

9

- 7 -

(Модераторы представляют репортажи. Группы оценивают работы).

4. Задание на дом.

- Ребята, сегодня мы с вами составляли репортажи в группах. Дома вам предстоит написать каждому свой репортаж, но если это вызовет у вас затруднение, то можно выполнить эту работу в парах. Тема репортажа «Экскурсия по родному городу». Представьте себе, что вы знакомите с архитектурой, планировкой, природным ландшафтом, окружающим город, людей, которым не приходилось в нем бывать. Расскажите о городе как можно ярче, чтобы у читателей появилось желание посетить эти места.

5. Рефлексия.

Ученик-репортер берет интервью. Задает вопрос ученикам и гостям:

- Какую ты цель ставил для себя в начале урока?

- Как ты думаешь, ты достиг своей цели?

- Интересна ли, на твой взгляд, профессия репортера

- Хотел бы ты стать репортером в будущем?

Вопрос к гостям:

- Какие у вас впечатления от урока?

- Что бы вы хотели пожелать ребятам?

- На этом мой репортаж заканчивается. Желаю творческих успехов ребятам! Выбирайте профессию репортера - одну из самых интересных и нужных в современном обществе. Спасибо, что были с нами. До новых встреч! С вами был ___________ Новости. Гимназия 1.

6. Оценка работы учащихся.

- Сегодня оценку «отлично» за урок получают модераторы и наш замечательный репортер. Большую часть работы вы выполняли в группах, поэтому индивидуально каждому ученику я поставлю оценку за самостоятельно созданные репортажи. Спасибо за урок.

- 8 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...