презентация и конспект 8 кл
план-конспект урока (8 класс)

Карпенко Анна Михайловна

Типичные орфоэпические ошибки в современной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gram_normy_po_rya_8_kl.ppt456.41 КБ
Файл urok_3.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Замена «Ё» на «Е» соверш ё нная сделка - соверш е нная (идеальная) красота, нет сл ё з - он сл е з с крыши упрямый ос ё л - песчаный берег ос е л в лужу с е л - съехались с ближних с ё л

Слайд 3

«Культура речи» Типичные орфоэпические ошибки в современной речи

Слайд 4

Вопрос: К каким ошибкам может привести необязательное употребление буквы «Ё»? 1. Произношение через (`о) слова аф е ра. Произносят так же слова быти е , двоеж е ниц, жити е , оп е ка, ос е длый. 2. Не произносят через (`о) в словах: включ ё нный, вруч ё нный, грав ё р, ж ё рнов, забыть ё , незаконнорожд ё нный, н ё сший, никч ё мность, новорожд ё нный, оговор ё нный, одноим ё нный, остри ё .

Слайд 5

упр 64 (`э)- голов е шка, ист е кший срок, л е ска, ос е длый, вал е жник, оп е ка, аф е ра, облачное н е бо, творительный пад е ж, кр е стный ход, акуш е р, помп е зный, бл е ф, быти е , соверш е нный вид. (`о)- бел ё сый, кл ё ст, разнош ё рстный, ист ё кший кровью, разноплем ё нный, мягкое н ё бо, пад ё ж скота, кр ё стный отец, бл ё клый, ман ё вр, соверш ё нный поступок.

Слайд 6

Типичные акцентологические ошибки в современной речи А вот как правильно читаются самые распространенные слова с проблематичными ударениями: Фен о́ мен звон и́ т по сред а́ м, Прин я́ в догов о́ р по год а́ м, Он о́ тдал эксп е́ ртам эск о́ рта Ход а́ тайство аэроп о́ рта. Как у нашей Марфы Есть в полоску ш а́ рфы! Долго ели т о́ рты — Не налезли ш о́ рты!



Предварительный просмотр:

Родной язык.

Тема урока: Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Цели: 1. Закрепить понятие «языковая норма».

2. Выработка умений находить и различать грамматические ошибки.

3. Формировать навыки использования нормированной речи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование урока: раздаточный материал , компьютер, проектор.

Ход занятия

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой на работу.

  1. Актуализация опорных знаний. Мотивационный этап.

- Слово учителя. Беседа: Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:

«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба)

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)

«Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)

- Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания?

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры (реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)

  1. Работа по теме (анализ содержания учебного материала, выделение главных связей)

- Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы: 1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

Вспомним классификацию основных языковых норм:

  • Орфоэпические нормы
  • Лексические нормы
  • Морфологические нормы
  • Синтаксические нормы
  • Стилистические нормы
  • Нормы правописания

  • Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)

Морфологические нормы — это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.

Синтаксические нормы — это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

  1. Обобщение и систематизация.

- Анализ языкового материала: типология типичных морфологических и синтаксических ошибок. Работа по заполнению таблиц.

Задание 1: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)

Таблица #1058;ипы Морфологических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 1)

Типы морфологических ошибок

Примеры

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый (трудолюбивый)

Ошибочное образование формы:

1. Существительного

Опытные бухгалтера (бухгалтеры)

вкусные торта (торты)

пара ботинков (ботинок)

пара сапогов (сапог)

рота солдатов (солдат)

несколько абзацей (абзацев)

юных плясуньев (плясуний)

2. Прилагательного

самый красивейший (самый красивый)

длиньше ногтя (длиннее)

слаже (слаще)

3. Числительного

с пятистами рублями (с пятьюстами)

в двухсот метрах (в двухстах)

4. Местоимения

ихнюю вещь (их вещь)

5. Глагола

Едь вперёд (поезжай)

ляжьте на коврик (лягте)

выбежи (выбеги)

попробывает (попробует)

- Тренинг (по вариантам):

(Раздаточный материал для самостоятельной работы. Карточка 2)

Задание 2: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Вариант 1.

Вариант 2.

№1 а) без вишен

б) более труднее

в) около двух тысяч человек

г) испеки пирог

№2 а) килограмм вафель

б) семьюдесятью процентами

в) ехай в Подмосковье

г) более резкое движение

№3 а) килограмм яблок

б) будущие выборы

в) до двух тысяч второго года

г) ошиблась

№4 а) более нужнее

б) несколько гектаров

в) с четырьмястами рублями

г) поезжай домой

№5 а) в две тысячи десятом году

б) не машите руками

в) у грузинов

г) небольшие транзисторы

№1 а) с двадцатью пятью рублями

б) нет претензий

в) хужее всего

г) не кладите сюда тетради

№2 а) в пятистах шагах

б) пять килограммов

в) более красивее

г) лягте на коврик

№3 а) в обеих сумках

б) беги

в) без комментариев

г) положь

№4 а) эмалированные вёдра

б) худший вариант

в) семисот шестидесяти птиц

г) килограмм вафлей

№5 а) большие очереди

б) в снегу

в) промокли

г) пятидесятью пятью годами

Комментарий к заданию№2:

Вариант -1: №1- б (труднее; более трудный); №2 - в (поезжай); №3 - в (до две тысячи второго года — в составном порядковом числительном изменяется только последняя часть); №4 - а (нужнее; более нужный); №5 - в (у грузин).

Вариант -2: №1 - в (хуже всего); №2 - в (красивее; более красивый); №3 - г (положи); №4 - г (вафель); №5 - г (пятьюдесятью пятью рублями).

- Анализ языкового материала (продолжение работы; заполнение таблицы 2)

Задание 3: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)

Таблица 2. Типы синтаксических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 3)

Типы синтаксических ошибок

Примеры из материалов ОГЭ, ЕГЭ

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение правил управления

Вопреки установившихся правил

(установившимся правилам)

Благодаря своего особого таланта

(благодаря своему особому таланту)

Вследствие печальным обстоятельствам

(печальных обстоятельств)

Подобно блеска кованого серебра

(подобно блеску)

Согласно приказа (приказу)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и весёлые.

(счастливы и веселы; счастливые и весёлые)

Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет его строгой красоты.

(не забудут)

Нарушение согласования

Видна пара окон, занавешенные шторой.

(занавешенных)

Одной из форм духовной жизни, важным для человека, стало искусство.

(важной)

Ошибки в использовании видо-временных форм глагола

Я живу в Лермонтове и была счастлива.

(живу и счастлива; жила и была счастлива)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами.

(Дорожка покрыта снегом, тающим по ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть)

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать)

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой)

- Тренинг: работа в парах .

(Раздаточный материал для работы в парах. Карточка 4)

Задание №4: Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ обоснуйте. Запишите пример грамматически правильно.

№1

  1. Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.
  2. Пользователи компьютеров должны периодически проводить профилактику заражения системы различными вирусами.
  3. В картине Ф. Васильева «Оттепель» есть движение, неуловимое ощущение напряжённости мгновения.
  4. Кто бы ни читал о жизни Якова Брюса, все поражались глубине и широте его познаний в самых различных областях.

№2

  1. Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.
  2. Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.
  3. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
  4. Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

№3

  1. В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
  2. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.
  3. В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.
  4. Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

№4

1) Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».

2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.

№5

1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.

2) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).

4) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Комментарий к заданию №4: №1 – 1; №2 – 3; №3 – 2; №4 – 3; №5 - 1. Ответы комментируются учащимися.

  1. Контроль знаний, полученных на уроке. Проверочная работа.

(Раздаточный материал для самостоятельной работы. Карточка 5)

Задание 1: выберите грамматически правильное продолжение следующих предложений.

А) Потеряв к концу 17 века значение оборонительного сооружения,

  1. Земляной вал стал таможенной границей Москвы.
  2. на Земляном валу возникли таможенные заставы.
  3. Земляной вал сделали таможенной границей Москвы.
  4. в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины.

Б) Начав записывать слова в 1829 году,

  1. первый том словаря опубликован В.И. Далем только 30 лет спустя.
  2. работа над словарём потребовала более 30 лет.
  3. к 1860 году было собрано 200 000 слов.
  4. Даль смог подвести итог своей работы только через 30 лет.

В) Превратившись из пограничной крепости в столицу княжества,

  1. изменилась оценка стратегического положения Москвы.
  2. население Москвы стало быстро расти.
  3. Москва стала быстро развиваться.
  4. возникла необходимость построить новые крепости вокруг Москвы.

Г) Пользуясь советами специалистов,

1) всё станет простым и понятным.

2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.

3) у меня возникло собственное решение проблемы.

4) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.

Ответ: А-1, Б-4,В-3, Г-4

Задание 2: укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксических норм)

  1. Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, который восхищается и обдумывает его.
  2. Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.
  3. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.
  4. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.
  5. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.
  6. В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.
  7. По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.
  8. Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.
  9. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.

10. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.

Ответ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9.

  1. Итоги урока.

- Слово учителя: Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня уделили внимание нормам грамматики. Таким образом, материал по теме «Культура речи и языковые нормы» имеет не только прикладное, но и практическое значение.

7. Рефлексия.

  1. Домашнее задание.
  1. Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».
  2. Индивидуально: (для тех, кто проявляет интерес к предмету) подготовить сообщение по одному из разделов темы с иллюстрацией примеров (в устной форме или мультимедиа).

Раздаточный материал

Синтаксические нормы.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитать все варианты ответа.

2. Определить вид предполагаемой ошибки.

3. Найти неверно построенное предложение.

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Вид ошибки

Пример с ошибкой

Правка

Ошибки в употреблении падежных форм

Неверное управление зависимыми словами

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда.

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда.

описывать о происшествии

Описывать происшествие

оплатить за билеты

Оплатить билеты

Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

Участковый указал на то

Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?)

Вопреки обстоятельств

Благодаря хорошей погоды

Вопреки обстоятельствам

Благодаря хорошей погоде

Предлог ПО значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом

По окончанию

По прибытию

По приезду

По истечению срока

По окончании

По приезде

По прибытии

По истечении срока

Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах

Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.

Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.

Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять

другими словами

не только … но и

если не…, то

как…, так и

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

(нет союза не только…, а также)

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

Ошибки в употреблении однородных членов

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

Натянуть и выстрелить из лука непросто.

Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею.

Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто

Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

обобщающее слово. )

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь,

Тургенев, Толстой.

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя,

Тургенева, Толстого.

Пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.


Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных

членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

Ошибки в употреблении имён собственных

Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени

нарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется.

В картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской природы.

В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской природы.

В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской природы.

Построение в построении предложений с причастными оборотами

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом

Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.

Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавших в чемпионате.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.

Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.

Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.

Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Построение сложноподчинённых предложений

В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д.

Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина.

Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина.

Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина.

Неверное присоединение придаточной части, создающее

неоднозначность восприятия смысла предложения.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет

Сквозник – Дмухановский.

В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.

Замена прямой речи косвенной

В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются

только местоимения третьего лица

Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым

Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову

ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому

конфликту.

ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому

конфликту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...