Рождественские чтения по рассказу Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»
план-конспект урока (5 класс)

Хабибуллина Рамиля Анваровна

Сценарий урока добра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devochka_so_spichkami.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок добра

Цели: формирование навыков работы с текстом, учить сравнивать и делать логические выводы, умение понимать чувства автора, образное и творческое мышление.

Задачи:

- развивать правильную логическую речь;

- воспитывать интерес к сказкам, воспитывать уважение к точке зрения собеседника, воспитывать у детей положительные человеческие качества: сопереживание, соучастие, сострадание.

Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на очередном уроке добра.

Я ДОЛГО ДУМАЛА, КАК НАЧАТЬ УРОК И РЕШИЛА С ПРИТЧИ. слайд

В чём смысл притчи?

А кто сможет расшифровать название произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня? Соберите буквы и попробуйте назвать это произведение.

ОЕДВЧКА СО КМПСИЧАИ (ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ). слайд

«Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году – канун Нового года…» Так начинается 1 минута произведения Х.К. Андерсена «Девочка со спичками», с которым мы сегодня познакомимся.

Мир детства – это мир добра. Добро исходит из маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Добро – это всё положительное, хорошее, полезное.

Но, к сожалению, в мире есть и зло. Оно имеет много разных лиц; оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым. И особенно пышно зло произрастает там, где добро спит. Поэтому всем людям, а особенно вам, детям, очень важно посеять в своих душах зёрна добра, растить их и приумножать. Поэтому сегодня я предлагаю вам подумать и поразмышлять, что же такое добро, каким чувствам оно созвучно и живёт ли оно в наших сердцах?

Знакомство со сказкой «Девочка со спичками»

Какое настроение создалось после прочтения этой сказки? (Грусть, жалость, боль).

От чего? Почему? Кто передал вам грусть? (Автор.) О ком произведение? (О маленькой бедной девочке, которая пыталась продать спички равнодушным прохожим, но они проходили мимо: либо такой товар им был не нужен, либо у них уже были спички. В результате малышка замерзает. Предпочитая, не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом.)

В холодный утренний час в углу за домом по-прежнему сидела девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая. Она замерзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило маленький труп. Девочка сидела со спичками; одна пачка почти совсем обгорела.

— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди. Но никто и не знал, что она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям на небо!

Я тоже хочу зажечь свечу, а вы закроете глаза и откроете по моей просьбе. Зажигаю свечу, тихо звучит музыка, на доске вывешиваются иллюстрации к сюжетам, соответствующим волшебным превращениям спичек. Слайд

Пламя спички, загораясь, ярко освещало две абсолютно разные стороны жизни. У одних в жизни было всё: тёплый дом, жареный гусь, рождественская ёлка, любимая бабушка. У других не было ничего. Им оставалось об этом только мечтать.

Давайте попробуем изобразить это на доске.

Первая половина – это жизнь нашей героини. Из чего она состоит? Давайте вспомним. (Голод, страх, холод, побои, потеря любимой бабушки.) слайд

А вторая половина - это жизнь, которую девочка видит в ярко освещённых окнах богатых домов. (тёплая комната, горячая печка, жареный гусь с черносливом и яблоками, рождественская ёлка, праздник…)

Для девочки эти обе стороны жизни тоже существовали. Но каким образом? Первая половина – это реальная настоящая её жизнь, а вторая – та, о которой героиня мечтала. Только волшебные спички могли дать ей возможность увидеть её. Когда они гасли, всё исчезало. Волшебство заканчивалось.

Какие чувства у вас вызывает главная героиня сказки? А как к ней относится сам автор? Конец сказки не кажется мне мрачным, безысходным. А вам? Почему? (Девочка с бабушкой отправляются к Богу. Девочка счастлива, находится рядом с любящей бабушкой.)

«озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко - высоко – туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха…» «никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее счастье».

В чём же заключалось её «новогоднее счастье?» (Она оказалась рядом с тем, кто любил её, заботился о ней. Девочка перестала мучиться. Очень жаль, что своё Счастье героиня нашла не в реальной жизни.

Как вы думаете, почему Андерсен сочинил такую сказку? Что он хотел сказать читателям? Только ли хотел разжалобить их? (Он хотел показать, что не всем живётся хорошо. Многие страдают. Их жизнь мрачная, как первая половина нарисованного нами круга.)

Героиня призвана смягчить души черствые, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Писатель взывает к милосердию людей. Способность сделать что-то хорошее для других, помочь человеку из сострадания, сочувствия.

Автор хотел привлечь внимание к проблемам жизни детей. Почему девочка не смогла справиться со сложившейся ситуацией и изменить свою судьбу? (Может быть устала, потеряла надежду из-за многочисленных трудностей.)

Как бы вы поступили на месте девочки? (Не отчаиваться: верить в себя, всегда надеяться на лучшее, что жизнь совсем неожиданно может измениться в лучшую сторону, не получилось сегодня – обязательно получится завтра…)

Как бы она могла поступить, чтобы не улететь на небеса, чтобы почувствовать радость и счастье жизни? (Не дожидаться вечера и идти домой, разговаривать с отцом, которого боялась, обратиться за помощью к другу…)

Для чего даётся человеку жизнь? В чём мудрость сказки? (Человек появляется на свет, чтобы жить долго и счастливо, оставляя после себя только доброе и хорошее.)

Какой урок вы для себя извлекли? слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год.

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год....

Презентация на тему сказка Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"

Презентация на тему сказка Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"...

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ В ПЬЕСЕ В. ЛЕВАНОВА «ВЫГЛЯДКИ» И СКАЗКЕ Г.Х.АНДЕРСЕНА «ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ»

Данный материал предназначен для использования на уроках внеклассного чтения в 8 классе...

Конспект урока по сказке Г. Х. Андерсена "Девочка, которая наступила на хлеб"

Данная статья представляет собой конспект урока «Урок – размышление по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб». Урок посвящен духовно-нравственному восп...

Чудо Рождественской ночи (литературно-музыкальная композиция к рождественским чтениям).

Сценарий внеклассного мероприятия "Чудо Рождественской ночи"....