Методические разработки уроков русского языка
план-конспект по русскому языку по теме

Иващенко Татьяна Николаевна

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Стилистические функции причастий».
Цель урока - выявление стилистических функций причастий на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера. Использование интерактивной доски на уроке позволяет обучающимся принимать участие в групповых дискуссиях, выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

Методическая разработка урока-путешествия "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc391.5 КБ
Файл Urok.docx47.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Стилистические функции причастий»; Иващенко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №38 г. Волгограда

Цели:

Образовательные: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера выявить стилистические функции причастий.

Развивающие:

  1. развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  2. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  3. развивать умение работать с текстом;
  4. развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  1. создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  2. воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  3. воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  4. воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

Интерактивная доска, листы с рабочими материалами для учащихся, сигнальные карточки, репродукция картины « Осень», 1918. Русский художник Николай Петрович Крымов.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Определение темы, целей урока.

- Посмотрите на тему урока. Как вы думаете, чему вы сегодня должны научиться? (определить роль причастий в разных стилях речи).

3.Игра «Приблизимся к великим писателям».

- На интерактивной доске запечатлен текст, который необходимо восстановить, т.е. вместо точек вставить пропущенные причастные обороты. Затем мы сопоставим ваши тексты с авторским и сделаем вывод.

Запись на доске.(1 обучающийся выполняет задание на интерактивной доске)

   Еще в детстве я полюбил зеленые высокие липы, …. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи,…. Пчелы гудели над  цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, …, мы обедали, пили чай.

  Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву,  и у оголенных корней сухим  шелестящим ковром лежат желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве, …, любуешься на знакомые деревья, … .

- А теперь сопоставим получившуюся запись с фрагментом текста И. Соколова-Микитова.

Авторский текст на доске (проверка)

   Еще в детстве я полюбил зеленые высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчелы гудели над цветущими  вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.

  Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву,  и у оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.        (По И. Соколову-Микитову)

- Чей вариант текста кажется вам наиболее выразительным и образным? (текст Соколова-Микитова)

- Почему? (Соколов- Микитов – мастер художественного слова, великий русский писатель, исследователь, знаток природы).

-Чтобы к нему приблизиться, надо развивать свою речь, совершенствовать словарный запас, для того чтобы не просто любоваться красотой природы, но и уметь нарисовать образно, художественно словесную картину.

- Определим тему и идею текста.

- А к какому стилю относиться данный текст? ( Художественный). Докажите (цель -словесное рисование картины, а для усиления выразительности автор использует художественны средства, характерные для данного стиля речи: творительный сравнения (лежат ковром опавшие листья), олицетворения (деревья, приготовившиеся к долгой зимовке).

3. –А сейчас проведем лингвистический эксперимент. Исключим из текста все причастные обороты и причастия и сравним с оригиналом.

- А теперь сделаем вывод о роли причастных оборотов и причастий в текстах художественного стиля.

(Вывод. Поскольку причастия и причастные обороты являются определениями в тексте, их присутствие позволяет дать более точное представление о предмете, сделать текст более ярким и выразительным.)

4. Реализация домашнего задания (по группам). Составление таблицы «Стилистические функции причастий»

- Учащиеся 1 группы получили задание исследовать тексты художественного стиля, содержащие причастные обороты

(Примерный ответ. Мы исследовали тексты художественного стиля, содержащие причастные обороты. Для прочтения мы выбрали следующий текст….). Обучающийся  медленно читает текст, а все остальные ребята при помощи сигнальных карточек должны показывать услышанные причастный оборот или причастие. Затем обучающийся еще раз читает текст, а дети запоминают причастные обороты.

-А теперь назовите причастные обороты, какие вы запомнили, запишите эти предложения, выделите графически причастные обороты. (Один человек у доски записывает предложение, объясняет пунктуацию при причастном обороте).

- А сейчас у меня вопрос к учащимся данной группы. Какой вывод о стилистической функции причастий вы сделали, когда исследовали тексты художественного стиля? (Вывод. Причастия и причастные обороты придают точность и выразительность; многие являются красочными эпитетами и метафорами).

- Учащиеся 2 группы анализировали тексты научного стиля. (Обучающийся читает определение причастия и делает вывод о том, что в определении причастия используется причастный оборот, т.к. причастие обладает свойством краткости и точности).

- Запишите формулировку определения причастия, выделите причастный оборот, обозначьте графически. Затем другие учащиеся из второй группы читают определения из других учебников, а обучающиеся при помощи сигнальных карточек должны показать, что услышали причастие или причастный оборот.

- Сделайте вывод о стилистической функции причастий в текстах научного стиля.

(Вывод. В текстах научного стиля используются причастия, так как они помогают сделать речь более лаконичной, точной, краткой)

- Обучающиеся 3 группы работали с деловыми бумагами.

(Примерный ответ. При рассмотрении различных видов деловых бумаг мы обнаружили образцы, в которых используются причастия и причастные обороты: заявление о приеме в школу, доверенность на получение денег, инвентаря и др.). Дети из группы читают тексты, а остальные поднимают сигнальные карточки, когда услышат причастный оборот или причастие.

Задание. Составьте заявление, используя причастный оборот.

- Сделаем вывод об использовании причастных оборотов в официально-деловом стиле.

(Вывод. Так как официально-деловой стиль требует точности и краткости, то в написании деловых бумаг используются причастия и причастные обороты.)

- Один обучающийся выполнял индивидуальное задание. Он должен был следить за речью одноклассников, родителей и сделать вывод об использовании причастного оборота в разговорном стиле речи.

(Примерный ответ. На протяжении нескольких дней я следила за речью одноклассников, своих родителей и ни разу не услышала предложения с причастным оборотом.

Вывод. Люди в повседневной речи не используют причастные обороты.)

- Правильно. Ведь, как сказал великий русский писатель А. С. Пушкин : «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, и прочее, мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

- По мере вашего ответа мы составляли таблицу «Стилистические функции причастий и причастных оборотов».

Общий вывод по таблице

Стиль речи

Стилистическая функция

  1. Художественный

Образность, красочность, выразительность

  1. Научный

Краткость, точность, лаконичность

  1. Официально-деловой

Краткость, точность, лаконичность

  1. Разговорный

-

  1. Творческая мастерская  (работа по репродукции картины Осень, 1918. Русский художник Николай Петрович Крымов.


- А сейчас попробуем использовать изобразительные возможности причастий и причастных оборотов и художественно описать картину осени.

- Выберите для  себя тот вид работы, с которым вы справитесь в течение 10 минут.

1 уровень. Составить словосочетания с причастиями и причастными оборотами (не менее 5-6)

2 уровень. Составить 3-4 предложения  с причастиями и причастными оборотами.

3 уровень. Сочинение-миниатюра художественного стиля с причастиями и причастными оборотами  ( не менее 5-6 предложений).

  1. Чтение 2-3 работ в классе.
  2. Подведение итогов, оценивание.
  3. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру с причастиями и причастными оборотами «Осенний парк»



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Главные и второстепенные члены предложения"

Цель: 

  1. повторить изученные правила орфографии, развитие орфографической зоркости;
  2. закрепить понятие о главных и второстепенных членах предложения, способах их выражения;
  3. повторить грамматические разборы;
  4. развивать творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление, связную речь;
  5. развивать познавательный интерес к предмету "русский язык";

Оборудование:

1. Слайды со сказочными иллюстрациями на интерактивной доске.

2. Карточки для групповой работы.

3. Схема - "Теремок".

4. Портрет Пушкина.

Структура  урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Слова учителя.

Посмотрите, ребята, на этот сказочный домик. Вспомните, какую тему мы изучили и попробуйте угадать, кто живет в сказочном домике?

(В домике два этажа, на верхних окошках схемы подлежащего и сказуемого , на нижних - дополнения, определения, обстоятельства. Названия членов предложения закрыты. Дети сначала определяют по схемам члены предложения, потом открывают окошки. Остаются две длинных полоски на верхнем и нижнем этажах. Угадывают, что скрыто за полосками).

2. Повторение теории.

Давайте подробнее расскажем о сказочных обитателях. У каждой группы есть карточки для работы. Найдите задание №1. (Приложение 1) 

  1. 1 группа. На какой вопрос отвечают определения? Что они обозначают? Какой части речи относятся? Какую часть речи поясняют?
  2. 2 группа. На какой вопрос отвечают дополнения? Что они обозначают? К какой части речи относятся?
  3. 3 группа. На какой вопрос отвечают обстоятельства? Что они обозначают? К какой части речи относятся?

- Все ли мы открыли окошечки у домика?

- Про каких жителей мы еще не вспомнили? (главные члены предложения)

- Расскажите про них. На какой вопрос отвечают главные члены предложения? Что они обозначают? Как они связаны между собой? Как по другому называют главные члены предложения?

 3. Словарно-орфографическая работа. (Самопроверка)

(Учитель сначала диктует слова, а затем дети сверяют с написанным на интерактивной доске)

  На доске: Золотая рыбка, у самого синего моря, кораблик подгоняет, с морскою тиной, невеста молодая, гостей встречает, в светлой горнице, гоняешь стаи туч.

-  На какую тему даны словосочетания? (На сказочную).

- Сказочная тема поможет нам обобщить изученный материал. Мы отправимся в сказочное путешествие, и в этом нам поможет А.С. Пушкин.

4. Повторение синтаксического разбора.

Прочитайте предложение на доске. Из какой сказки взята это строка?

Выполните разбор (1 человек у доски)

И с невестою своей обвенчался Елисей.

Переходим к заданию №4.

А.

Вспомните, из каких сказок взяты предложения. Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

  1. Стал он кликать золотую рыбку.
  2. Лебедь белая плывет, злого коршуна клюет.
  3. Царь Дадон к шатру спешит.

Б.

  1. Вспомните, из каких сказок взяты предложения.
  2. Запишите предложения в соответствии со схемами.
  3. Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала.

  1. Белка песенку поет,
    Золотой орех грызет.
  2. Черт ли сладит с бабой гневной?

В.

  1. Вспомните, из каких сказок взяты предложения.
  2. Закончите предложение.
  1. Жил старик со своею старухой:.
  2. Кто-то терем прибирал:.
  3. Там ступа с бабою-ягой:.

Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

5. Работа с текстом.

Задание: расположите абзацы в таком порядке, чтобы получился текст.

Кто быстрее. Сравнить с записью на доске после проверки.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика.

А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

(С.Я.Маршак "Заметки о Пушкине")

  1. Определите тему текста.
  2. Какова его главная мысль.
  3. Обсудите в группе варианты заглавия текста.

Просмотр иллюстраций по сказкам Пушкина (на интерактивной доске).

6. Работа по развитию речи.

А) Составить три предложения по сказочной иллюстрации. Одно разобрать по членам.

Б) Расположите строки в таком порядке, чтобы получился фрагмент сказки Пушкина. Вспомните, как называется эта сказка. Найдите предложение, соответствующее схеме.

Топот по двору раздался:
Час обеда приближался,

Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: "Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

В) Продолжите текст Маршака, начиная со слов: "В мою жизнь Пушкин вошел, когда:"

1. Когда вы в первый раз услышали сказки Пушкина?

2. Кто вам их читал?

3. Какие сказочные герои вам больше всего запомнились?

IV. Итог.

- Вам понравился сегодняшний урок? Чем? Что запомнили?

Что повторили? Что удалось лучше всего? Над чем еще надо работать? Работы чьих ребят вам больше всего понравились?

V. Выставление оценок с комментарием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»

В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...