Сложносочинённое предложение
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка, истории и биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Slozhnosochinyonnye_predlozheniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестуемый педагог – Гулимова Татьяна Олеговна
Предмет – русский язык Класс – 9 «Б»
Тема урока – «Сложносочинённое предложение» (интегрированный урок русского языка, истории и биологии)
Задачи:
- способствовать усвоению учащимися сущности понятия «сложносочинённое предложение»
- продолжить формирование навыков коллективной, групповой работы
- развивать творческие умения школьников
- развивать исследовательские навыки учащихся
- воспитание чувства патриотизма
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя
- Наши старые знакомые… Чтобы встретиться с ними, далеко ходить не надо. Достаточно сесть за обеденный стол, и мы увидим продукт, который ежедневно на нашем столе и который сопровождает нас всю жизнь. Это хлеб. Между тем у каждого продукта своя родословная, своя увлекательная история. Не менее интересна и история хлебопекарного дела. Не одно тысячелетие минуло с тех пор, когда из мучнистых зёрен люди впервые испекли пшеничный каравай и нарекли его хлебом.
- Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы только поговорим с вами об истории отечественного хлебопекарного дела, о пользе этого продукта для здоровья человека, но и о сложносочинённом предложении. Обратим внимание на ту роль, которую играют союзы в сложносочинённом предложении.
4. Знакомство с историей появления хлеба (подготовленная презентация ученика)
- слайд
Хлеб появился свыше 15 тыс. лет назад. Сначала первобытные люди собирали дикорастущие злаки и ели их свежими, позже люди научились растирать их и смешивать с водой. Со временем такая похлёбка становилась гуще, пока не превратилась в тесто, которое научились выпекать. Прабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которая и сегодня употребляется в виде похлёбки в некоторых странах Азии и Африки.
2 слайд
Древние египтяне 5-6 тысячелетий назад овладели искусством разрыхлять тесто путём его брожения, используя мельчайшие организмы – хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии.
3 слайд
Искусство выпекать разрыхлённый хлеб от древних египтян перешло к грекам и римлянам. В Древней Греции первое упоминание о «кислом» хлебе, то есть хлебе из сброженного теста, относится к 5 в. до н.э. Такой хлеб считался деликатесом и стоил значительно дороже пресного хлеба.
4 слайд
Гомер оставил свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом. В то время на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое блюдо ели отдельно. Хлебу отводилась самая значительная и почётная роль.
5 слайд
В первых веках нашей эры в Индии существовал закон, по которому преступников наказывали тем, что запрещали есть хлеб на определённое время, в зависимости от преступления.
6 слайд
Хороший мастер-пекарь ценился в Древнем Риме и часто достигал высокого положения в обществе. Известно, что градоначальником Помпеи был пекарь. До наших дней сохранился воздвигнутый 2 тыс. лет назад в Риме 13-метровый памятник-монументу Марку Вергилию Эврисаку, потомственному пекарю, создавшему несколько пекарен, который снабжали почти весь Рим.
7 слайд
Римляне строили хлебопекарные печи очень рациональной конструкции. Широко распространённые в России с древнейших времён и почти до наших дней так называемые русские печи напоминают по своему устройству древнеримские
8 слайд
По свидетельству одного из древнейших письменных памятников – «Домостроя», на Руси во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины.
- Работа над значением слов. (сообщение подготовленного ученика)
- Хлебопёкам Древней Греции мы обязаны происхождением слова «хлеб». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые «клибанос». От этого «клибанос» у древних готов образовалось слово «хлайб», которое похоже на наш «хлеб», украинский «хлиб» и эстонский «лейб».
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть следующие определения.
9 слайд
Булка – паленица, общее название пшеничного хлеба на юге России. В остальной России, кроме южной, булкой зовут хлебец немецкого печенья. Булочник – пекарь, пекущий булки и торгующий ими. Булочница – жена булочника, пекущая, продающая булки.
Калач – белый, пшеничный хлеб. У калача различают: животок с губкою и ручку, дужку. В Москве калачи, как огонь горячи. Калачник, калачница – кто печёт калачи, ими торгует.
Сайка – булка, пшеничный хлебец. Саечник, саечница – люди, которые пекут сайки или торгуют ими, нередко в разноску.
10 слайд
В 6 веке пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, блинников и ситников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники. Царский указ 1626 г. «О хлебном и калачном весу» утверждал порядок установления цен на разные сорта хлеба. На рынки и торжки назначались хлебные приставы, которые были обязаны «ходить в Кремле, в Китайгороде, в Белом каменном городе по улицам, переулкам и малым торжкам и взвешивать хлебы ситные и калачи тёртые и ковжечные мягкие».
11 слайд
При Петре 1 были установлены ещё более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказание за их нарушение. В порядке общественной повинности к контролю широко привлекали выборных посадских людей. Участвовать в таком контроле считалось делом почётным, им занимались богатые купцы, дворяне, начальники стрелецких полков.
- Проблема правильного питания человека
Сообщение подготовленного ученика
Хлеб – не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб никогда не предается, никогда не может надоесть людям.
Сегодня хлебом мы почти наполовину удовлетворяем потребность нашего организма а углеводах, на треть – в белках, более чем наполовину – в витаминах группы В, в солях фосфора и железа. Хлеб на 30 % покрывает нашу потребность в калориях.
По химическому составу ржаной и пшеничный хлеб существенно не отличаются, однако белки ржаного богаче аминокислотой – лизином и поэтому такой хлеб считается более полноценным. В ржаном хлебе больше пищевых волокон марганца, цинка, меди.
Хлеб содержит немало витамина В 1.
Английские диетологи сделали вывод, что люди, которые отдают предпочтение ржаному хлебу, реже подвержены ишемической болезни сердца. Так как в нём содержится на 30% больше железа, в два раза больше калия и в три раза больше магния.
Чем лучше помол муки, тем легче хлеб усваивается организмом. Но диетологи советуют чаще есть ржаной хлеб из муки грубого помола, особенно при малокровии, ожирении, диабете.
Но 100 г. хлеба прибавляет к калорийности суточного рациона от 190 до 347 ккал – в зависимости от сорта. Хлеба необходимо употреблять в соответствии с характером трудовой деятельности.
6. Презентация «Потребность в хлебе в зависимости от возраста и энерготрат» (в граммах)
Детям до 3 лет – не более 100
4-6-летним – 150
7-10-летним - 220
11-13-летним – подросткам 14-17 лет 300(девушкам), 400 (юношам)
Женщинам и мужчинам (от 18 до 59 лет), занимающимся преимущественно умственным и лёгким физическим трудом – 250-300
Работникам среднего по тяжести труда – 350-400
Тем, кто занят тяжёлой физической работой – до 500
Людям пожилого возраста (60 лет и старше) – 150-200
Половину суточной нормы хлеба должен составлять ржаной.
- Работа с ключевым словом – хлеб
- Слово учителя
К.Г.Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
Сегодня мы поговорим о сложносочинённом предложении. Эти предложения широко используются во всех стилях литературного языка, чаще всего они встречаются в публицистическом стиле и особенно в стиле художественной литературы при описании природы, действий, событий, обстановки, характеристики действующих лиц.
- Работа с предложением.
Хлеб – это жизнь, он вечен. (Расул Гамзатов)
- Чем отличается предложение от словосочетания?
- Как определит – это сложное предложение или простое?
- Чем сложносочинённое предложение отличается от остальных сложных?
- Какие союзы употребляются для соединения простых предложений?
- Работа с текстом
Высоко ценили хлеб на Руси. О хлебе в народе говорили бережно, почитали его живым существом. Хлеб – кормилец, хлеб - батюшка. Испокон веков относился народ с уважением к труду пекарей. На Руси пекари пользовались особым вниманием и уважением. Их никогда не называли пренебрежительно-уменьшительными именами. Часто к имени добавляли фамилию или прозвище.
- Какова тема текста?
- К какому стилю относится текст?
- Графически обозначьте грамматические основы предложений.
- Определите вид сказуемых.
- Объясните трудные орфограммы.
- Сообщение о роли союзов в сложносочинённом предложении.
- Слово учителя
Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэту при перестановке простых предложений (если она возможна) союз остаётся между предложениями.
- Работа с предложениями
- В стране выпекается хлеб около 800 наименований, отечественная хлебопекарная промышленность производит его из чистого зерна.
- Во все времена хлеб был мерилом благополучия народа, и он кормил человека в самую чёрную годину жизни.
- Баранки, пряники украшали стол, а каравай гостям на торжество.
- То скрипнет половица, то тихо запрёт самовар, то разговор начнётся за столом.
- Вывод
Наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.
- Когда перед союзом И запятая ставится?
Когда перед союзом И запятая не ставится?
- Выполнение задания.
- Объясните знаки препинания перед союзом И, составьте схемы предложений.
- В древние времена люди впервые испекли пшеничный каравай и нарекли его хлебом.
- Ворота широко распахнулись, и во двор вошёл булочник.
- Утром был свежий хлеб и все радовались ему.
12 слайд
Соединительные союзы: И, да (= и), ни-ни, тоже, также.
Противительные союзы: а, но, да (=но), однако, зато, же
Разделительные союзы: то-то, или, либо, не то - не то.
Сообщение ученика
Соединительные отношения выражают одновременность происходящих событий и их последовательность
Солнце жаркое село, и хлеборобы отдыхали на стане.
Дожди в непогоду его обливали, да жаркие ветры неслись.
Союз ДА может иметь разговорно-бытовой или фольклорный оттенок.
Употребление противительных союзов указывает на противопоставление событий, на их различие или несоответствие.
С земли не сошёл ещё снег, а озимые показали себя.
Ученье делало дни интересными, вчера же проходили скучновато.
В предложениях с разделительными союзами указывается на чередование событий, выражаются отношения взаимоисключения или чередования.
Не то маячили на той стороне поля, не то это только показались.
Или Наташа хлеб испечёт, или Настенька крендельки принесёт.
- Обобщение.
- Назовите союзы, с помощью которых соединяются части в сложносочинённом предложении.
- Какие смысловые отношения могут быть между частями в сложносочинённом предложении?
- Найдите в тексе сложносочинённые предложения
- Определите тип союза в них.
- Объясните знаки препинания в них.
Текст
Хлеб занимает в питании первое место, ни один продукт не может сравниться с ним по способности восстанавливать силы. Половину необходимой для жизнедеятельности энергии даёт хлеб. У нас в стране выпекается хлеб 800 наименований. Вкус наших буханок, калачей, лепёшек, батонов неповторим. Мы встречаемся с ним каждый день, и без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, на праздничный стол. Американские пекари, побывавшие на одном из наших хлебозаводов, написали в книге посетителей: «Русский хлеб, как и русская музыка, не имеет себе равных».
9. Домашнее задание
Написать миниатюры о хлебе, используя сложносочинённые предложения.
10. Организационный момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Союзные сложные предложения.Сложносочинённые предложения.
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы. I....
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
ЕГЭ: задание 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами
Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 16: Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами...
Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.
Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...
Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс
Конспект урока повторения "Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс." содержит теоретический и практический материал....
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого пр...