ЕГЭ по русскому языку Задание А20 - А24 (А19 - А23)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

 

Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a20_a19.docx12.57 КБ
Файл a21_a20.docx17.56 КБ
Файл a22_a21.docx17.6 КБ
Файл a23_a22.docx15.35 КБ
Файл a24_a23.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Задания А20 – А26* (А19 – А25**) – задания на пунктуацию

* ЕГЭ-2012

**ЕГЭ до 2011 г. включительно

ЗАДАНИЕ А20* (А19**)

Знакомим учащихся с типом задания:

Дано предложение с союзом И

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в

предложении.

  1. Сначала сразу вычеркиваем 2 варианта ответа, которые не могут быть правильными:
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  1. Осталось 2 варианта ответа:
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  1. Подчеркиваем грамматические основы в предложении.
  2. Если предложение простое (одна грамматическая основа, союз И соединяет однородные члены предложения), выбираем ответ «Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна».
  3. Если предложение сложное (две грамматические основы, между ними союз И), выбираем ответ «Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая».



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А21* (А20**)

* ЕГЭ-2012

**ЕГЭ до 2011 г. включительно

Знакомим учащихся с типом задания:

Задание на обособление причастных и деепричастных оборотов

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Причастный оборот:

  • Вспоминаем, что обособление причастного оборота, в первую очередь, зависит от того, где находится определяемое слово по отношению к причастному обороту.
  • Определяемое слово – слово, от которого задается вопрос к причастию.
  • Причастный оборот – причастие с зависимыми словами.
  • Если вы не уверены, что хорошо «видите» причастия, обратитесь к теории задания А11*(А10**) ЕГЭ.
  • Если причастный оборот стоит после определяемого слова, смело его обособляем (случаи, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом и обособляется, в этом задании не встречаются).

Например:

                                п.о.

Выставка,       открывшаяся в субботу       , продолжала свою работу.

  • Обязательно проверьте границы причастного оборота. Самый простой способ – «выкинуть» то, что вы считаете причастным оборотом, и прочитать оставшееся предложение.

Деепричастный оборот:

  • Вспоминаем, что деепричастия и деепричастные обороты обособляются независимо от того, где находятся.
  • Главное – правильно определить границы деепричастного оборота (см. пункт про границы причастного оборота)

Например:

                         д.о.

Папа,      приехав на дачу      , сразу начал готовить шашлык.

N.B.:

  • Если в предложении есть однородные причастные или деепричастные обороты, соединенные союзом И, то запятые ставятся перед первым оборотом и после второго оборота.

Например:

                        п.о.                                п.о.

Площадьнасышенную движением и омытую дождем, пересекал троллейбус.

                                        д.о.

 Володя, стараясь делать как можно меньше быстрых движений и

                                д.о.

прислушиваясь к пролетавшим мимо пчёлам,  дошёл по тропинке до избы.

  • Внутри причастного оборота  или сразу после него может быть еще один причастный оборот, который также нужно обособлять, если он стоит после определяемого слова.

Например:

Тополи, покрытые росой, выпавшей утром, наполняли воздух нежным ароматом.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А22* (А21**)

* ЕГЭ-2012

**ЕГЭ до 2011 г. включительно

Знакомим учащихся с типом задания:

Задание на обособление вводных слов и предложений

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые?

Слова и сочетания слов в предложении могут выступать в функции вводных слов, которые выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает

 

ПРИЗНАКИ ВВОДНЫХ СЛОВ:

Вводные слова не являются членами предложения: они грамматически не связаны ни с основой, ни со второстепенными членами предложения. Это означает, что к вводным словам невозможно задать вопрос от любого члена предложения.

Вспоминаем группы вводных слов и предложений по значению:

  1. Вводные слова, выражающие уверенность или неувенность говорящего в том, о чем он говорит:
  • разумеется
  •  конечно
  • Бесспорно
  • правда
  • безусловно
  • несомненно
  • действительно
  • подлинно
  • понятно
  • в самом деле
  • без сомнения
  • кажется
  • думается
  • возможно
  • должно быть
  • может быть
  • я думаю
  • мне кажется
  • вероятно
  • пожалуй
  • очевидно
  • наверное
  •  видимо
  • по-видимому
  • по всей вероятности и т.д.
  1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего по отношению к тому, о чем он говорит:
  • к счастью
  • к несчастью
  • к всеобщей радости
  • к огорчению (всех присутствующих)
  • к сожалению
  • к удивлению
  • странное дело
  • чего доброго и т.д.
  1. Вводные слова, указывающие на источник сообщения:
  • говорят
  • передают
  • как говорится
  •  дескать
  • слышно
  • по преданию
  • по слухам
  • по мнению того-то
  • по словам того-то
  • по сведению газет
  • по сообщениям Гидрометцентра
  • по-твоему
  • по моему мнению и т.д.
  1. Вводные слова, указывающие на последовательность явлений, на связь между ними; указывающие на способы выражения, оформления мыслей:
  • так сказать
  • собственно говоря
  • вообще говоря
  • коротко говоря
  • иначе говоря
  • одним словом
  • во-первых, во-вторых, в-третьих
  • наконец
  • с одной стороны, с другой стороны
  • в первую очередь
  • наоборот
  • напротив
  • впрочем 
  •  значит
  • следовательно
  • стало быть
  • в общем 
  • главное
  • между прочим
  • грубо говоря
  • мягко выражаясь
  • в частности
  • таким образом
  • итак и т.д.

N.B.:

От вводных слов надо отличать члены предложения, которые не следует выделять запятыми:

Вводные слова – нужно обособлять

Не вводные слова (члены предложения) – не нужно обособлять

Захватите с собой, к с т а т и, ваши книги.

Эти слова сказаны к с т а т и (к а к? кстати - обстоятельство образа действия).

К несчастью, был сильный туман.

Отнеситесь мужественно (к чему?) к несчастью (к несчастью-дополнение).

Он, п р а в д а , очень метко стреляет.

П р а в д а   в огне не горит и в воде не тонет (правда – подлежащее).

Ученик, должно быть, торопился.

Упражнение должно быть выполнено аккуратно (должно быть – часть сказуемого).

В мае, возможно, будут заморозки.

В результате таяния снега возможно наводнение (возможно – сказуемое).

Проигрыш не расстроил игрока, он, наоборот, заставил его играть более внимательно.

Неожиданно он поступил совсем наоборот (как? наоборот – обстоятельство образа действия)



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А23* (А22**)

* ЕГЭ-2012

**ЕГЭ до 2011 г. включительно

Знакомим учащихся с типом задания:

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки

препинания не расставлены.)

  1. Ищем в предложении двойные союзы: НЕ ТОЛЬКО – НО И, КАК – ТАК И. если нашли, смело выбираем это предложение. (Поскольку запятая ставится только перед второй частью союза, то в таких предложениях и будет одна запятая).  
  2. Если в вашем задании нет двойных союзов, обращаем внимание на следующие моменты:
  • Перед союзами ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) запятая не ставится, если они одиночные и соединяют однородные члены предложения.

Например: На поле росла рожь или пшеница.

Кто-то терем прибирал да (=и) хозяев поджидал.

  • Если в предложении есть повторяющиеся союзы при однородных членах предложения, запятые ставятся после первого однородного члена предложения и далее:

и             , и              ,и

        и            , и                , и

  • Если в предложении есть 2 союза И,ИЛИ, обязательно посмотрите, что соединяют эти союзы. Часто они относятся к разным рядам однородных членов предложения. В этом случае запятые в предложении отсутствуют:

И

И

Многие литературоведы    и       историки вновь              вновь спорят по

поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А24* (А23**)

* ЕГЭ-2012

**ЕГЭ до 2011 г. включительно

Знакомим учащихся с типом задания:

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Выделяем грамматические основы
  • Если предложение простое, выбираем ответ «Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения».
  • Если разные грамматические основы находятся с двух сторон от двоеточия, значит перед нами бессоюзное сложное предложение. Поэтому сразу вычеркиваем ответ «Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения».
  • в каждом из ответов подчеркиваем ключевые слова (см.таблицу). Нужно выучить, при каких ключевых словах в БСП ставится двоеточие или тире. Над каждым ключевым словом ставим соответствующий знак препинания

(: или -). Чаще всего, ответ остается всего один. Если нет, вникаем в содержание второго простого предложения.

ДВОЕТОЧИЕ

ТИРЕ

поясняет, раскрывает

время

причина

условие

дополняет

следствие, результат

противопоставление

сравнение

быстрая смена событий

неожиданный результат действия

Например:

Краткосрочное вложение капитала провоцируют несколько факторов: высокие темпы инфляции, непредсказуемые колебания национальной валюты, нестабильность

законодательства в экономической сфере.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чем говорится в первой части.

  1. Выделяем грамматическую основу: провоцируют несколько факторов
  2. Грамматическая основа одна – выбираем ответ 3)

Два первых залпа оказались успешными только благодаря случайности: внезапный порыв встречного ветра направил всю картечь на неприятеля, который уже двинулся к редутам.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чем говорится в первой части.

  1. Выделяем грамматическую основу: Два залпа оказались успешными; порыв направил; который двинулся.
  2. Проверяем, есть ли разные грамматические основы с двух сторон от двоеточия. Есть. Значит, предложение сложное бессоюзное.
  3. Вычеркиваем ответ 2)
  4. В оставшихся ответах подчеркиваем ключевые слова:

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чем говорится в первой части.

  1. Над подчеркнутыми словами расставляем знаки препинания (см.таблицу)

     -                                   :                                     -

противопоставлена                поясняет, раскрывает                результат

  1. Осталось выбрать правильный ответ – 3).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...