Подготовка к ЕГЭ.(Из опыта работы Щукиной Р.Е.)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Щукина Раиса Евлампиевна

Данная статья знакомит с опытом работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Учитель начинает занятия с входной диагностики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

(Из опыта работы Щукиной Р.Е., учителя высшей категории МОУ «Просторская СОШ»).

Подготовка к ЕГЭ - трудный и ответственный момент. К сожалению, эту ответственность чувствует в большей мере учитель. Ученики пассивны в основном, за небольшим исключением.  "Ничего страшного, авось, пронесёт" - вот позиция большинства. Вот таких учеников готовить очень трудно, просто невозможно. Учитель старается, а результата нет. Лишь единицы переживают и беспокоятся.  

  Начинаю  работу  по подготовке к ЕГЭ с диагностики.

ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Уровень А (базовый)

Элемент содержания КИМа

Знания и умения

Знаю

Знаю неуверенно

Не знаю

А1

Знать: что такое орфоэпия?

Уметь: расставлять ударения в словах

А2

Знать: что такое лексическая норма, лексическая сочетаемость?

Уметь: определять лексическое значение слова

А3

Знать: морфологические нормы употребления существительных, прилагательных в различных степенях сравнения, наречий, глаголов, предлогов?

Уметь: находить ошибки в словообразовании существительных, прилагательных, числительных

А4

Уметь: находить грамматически правильное продолжение предложения

А5

Знать: нарушение согласования в предложении,   нарушение связи между подлежащим и сказуемым?

А6

Знать: что такое текст? Последовательность предложений в тексте?

А7

Знать: средства связи предложений в тексте?

Уметь: определять средства связи предложений в тексте:

-контекстные синонимы

-местоимения

-частицы

-наречия

-лексические и синтаксические повторы

-однокоренные слова

-антонимы

А8

Знать: грамматическую (предикативную) основу предложения?

Виды сказуемых?

Уметь: находить грамматическую основу предложения?

А9

Знать: простое и сложное предложение, средства связи простых предложений в составе сложного?

Уметь: определять вид сложного предложения.

А10

Знать: самостоятельные и служебные части речи

Уметь: определять часть речи

А11

Уметь: определять лексическое значение слова

А12

Знать: правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи:

  • существительных
  • прилагательных
  • причастий
  • наречий

А13

Знать: правописание безударных гласных в корне слова,

проверяемых  и непроверяемых ударением,

чередующихся гласных в корне слова?

А14

Знать: правописание приставок

  • пре-, при-
  • оканчивающихся на «з» и «с»

И и Ы после приставок на согласный

А15

Знать: спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов?

А16

Знать: правописание суффиксов в различных частях речи:

- существительных

-  прилагательных

-  глаголах

- отглагольных прилагательных

- наречиях;

- причастиях

Правописания Ь в разных частях речи

А17

Знать: правописание не и ни с различными частями речи:

- существительными

- прилагательными

- наречиями

- местоимениями

А18

Знать: слитное, раздельное и дефисное написание сложных существительных, сложных прилагательных, наречий,

производных предлогов; правописание слов с пол- и полу-

А19

Знать: виды сочинительных союзов.

Предложения с однородными членами

А20

Знать: обособление определений, приложений, обстоятельств

А21

Знать: обращение, знаки препинания при нем.

Вводные слова и предложения?

Уметь: обособлять на письме слова «да», «нет», вставные конструкции, уточняющие члены предложения

А22

Знать: отличие сложного предложения от простого с однородными членами, отсутствие или наличие запятой перед союзом И в предложениях с однородными членами

А23

Знать: бессоюзные сложные предложения (БСП), двоеточие в БСП, тире в БСП

Уметь: правильно расставлять знаки препинания в БСП

А24

Знать: сложноподчиненные предложения (СПП)

Уметь: расставлять знаки препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов в СПП

А25

Знать: сложное предложение с различными видами связи

А26

Уметь: преобразовывать придаточную часть в причастный оборот

А27

Уметь: выразительно читать текст и понимать его

А28

Знать: что такое текст

А29

Знать: типы и стили речи

Типы: описание, рассуждение, повествование.

Стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный

А30

Знать: фразеологизмы,  синонимы, антонимы,  паронимы, омонимы?

Уметь: находить фразеологизмы, антонимы, синонимы, паронимы в тексте

        ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Уровень В (высокий)

В1

Знать: способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ, сложение целых слов, сложение части слова и полного слова, сложение начальных букв - аббревиатура, переход из одной части речи в другую, усечение основы,  бессуфиксный)

Уметь: определять способ образования слова

В2

Знать: морфологические признаки самостоятельных частей речи

Уметь: находить в предложении служебные части речи.

Определять части речи, употребленные в функции существительного

В3

Знать: типы подчинительной связи слов в словосочетании

Уметь: определять тип связи (согласование, управление, примыкание)

В4

Знать: типы односоставных предложений

Уметь: определять типы односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, обобщенно-личные).

В5

Знать: чем осложнено простое предложение:

-уточняющие члены

-вводные слова и предложения

-вставные конструкции

-обособленные определения

-сравнительные обороты

В6

Знать: виды сложноподчиненных предложений (СПП) с последовательным, параллельным, однородным подчинением

Уметь:  определять тип подчинения

В7

Знать: средства связи предложений в тексте (синонимы, частицы, союзы, указательные слова, местоимения, лексический и синтаксический повтор)

В8

Знать: языковые средства:

  • эпитет
  • метафора
  • сравнение
  • фразеологизм
  • лексические повторы
  • литота
  • гипербола
  • олицетворение
  • ряды однородных членов
  • экспрессивно-окрашенная лексика
  • парцелляция
  • перифраз
  • бессоюзие
  • многосоюзие
  • риторический вопрос, обращение и т.д.

Уметь:  находить языковые средства в тексте

Как  учитель, я использую всё возможное при подготовке детей к ЕГЭ: повторение изученного, работа с тестами, иногда просто натаскивание.

А повторение  начинаю с букв и звуков, то есть, с фонетики. Тема: Фонетика. ( Использую опорный конспект). Книга Александрова В.Н., Александровой О.И.( Она - хороший помощник  и при самостоятельной подготовке к ЕГЭ/покупаю ее всем моим ученикам).

Тема: Орфоэпия.  На стенд « Уголок экзамена» вывешиваю листочки со словами, в которых чаще всего допускаются ошибки в произношении. В них указана ударная гласная. Иногда на  уроке провожу пятиминутки:   «Произноси правильно!» У каждого ученика есть такие листочки со словами, чтобы не только на уроке, но и дома они учились произносить их правильно.

   Трудность вызывает задание В8.  Даю индивидуальную работу сильным   учащимся подготовить презентацию «Средства художественной выразительности. Фигуры речи». На уроке они знакомят всех с презентацией. Затем каждый ученик получает отпечатанный текст легенды о нашей реке Актжарке и находит  в нем средства выразительности. Кто не успевает на уроке, продолжает работать дома. На следующем занятии эта работа проверяется. Тот, кто нашел наибольшее количество средств выразительности, работает с другими текстами.

 Далее я знакомлю детей с функциями средств выразительности с помощью таблицы:

Оксюморон

Подчеркивает возникшие противоречия.

Антитеза

Усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с её помощью мысль.

Оценочная лексика

Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому объекту или явлению.

Парцелляция

Усиливает смысловые и эмоциональные оттенки чувств, событий.

Многосоюзие

Усиливает выразительность речи, подчеркивая отдельные слова.

Бессоюзие

Усиливает выразительность фразы, придаёт впечатление быстрой смены событий или картин.

Синтаксический параллелизм

Придаёт повышенную эмоциональную окраску речи

Риторические вопросы, обращения и восклицания

Передают взволнованность речи автора, различные его чувства.

Ирония

Имеет двойной смысл; истинным будет тот, который не прямо высказан.

Инверсия

Перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок.

Сравнение

Выделение существенных признаков может быть более выразительно при сопоставлении с чем-то более знакомым.

Олицетворение

Показывает характерный признак изображаемого предмета или явления.



Предварительный просмотр:

Статья в газету.

Елка губернатора.

Новый год – замечательная сказка. Трудовые учебные дни позади, впереди – веселье и отдых. Прекрасный новогодний праздник устроила для одаренных детей администрация нашей области. Внимательные и доброжелательные педагоги пригласили самых активных и успешных учащихся Оренбуржья на Губернаторскую елку 2010.

Мне и ученице 10 класса МОУ «Кваркенская СОШ» Ушаковой Сабине посчастливилось побывать на ней. Сопровождала нас заместитель директора ЦВР Сгибнева Е. П., очень добрая и душевная женщина.

Елка состоялась 25 декабря.

Первая часть фестиваля – интеллектуальный тренинг. В увлекательной и интересной форме прошли игры и викторины. Массу положительных эмоций доставил концерт, подготовленный лучшими творческими коллективами Оренбуржья.

С приветственным словом выступил министр образования Оренбургской области Лабузов В. А.. Он поблагодарил всех приглашенных за активное участие в конкурсах области, олимпиадах, пожелал доброго здоровья, дальнейших творческих успехов и побед. Много доброго и лестного было сказано в адрес детей и их преподавателей.

Лауреаты всероссийских конкурсов, победители международных фестивалей представили нашему вниманию великолепный спектакль «Золушка», который оставил незабываемое впечатление. Юные артисты порадовали своих зрителей блестящей игрой, подарили хорошее настроение и еще раз доказали, что наш край богат талантливыми  и одаренными детьми.

Финал торжества – угощение и подарки.

Хочется поблагодарить организаторов праздника, администрацию области, района, в лице главы района Герасимова С. М. и начальника РОО Мальцева В. Д., педагогов, участников художественной самодеятельности, которые подарили частичку счастья! Замечательно, что есть такие прекрасные люди. С их поддержкой и помощью хочется покорять новые вершины, добиваться намеченных целей и просто радоваться жизни. Спасибо вам огромное за праздник, веру в нас и любовь.

                                                                                        Ученица МОУ «Просторская СОШ» Давлеталинова Гульнара



Предварительный просмотр:

Легенда нашего села.

Вдоль  села  Просторы протекает река Актжарка. О ней существует древнейшая легенда, которую у нас  знает и  стар и млад. Creek

Много лет назад в наших краях разместилась богатая семья кочевников. Дружно жили они, кочевали по широкой степи в кибитках, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. Огромное стадо кормило и одевало, давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры.

У самого хозяина было четыре жены. Детей  в этой семье (как гласит легенда) было двенадцать. Самую младшую дочь звали Актжарка. Нрав у девушки был веселый, доброжелательный. Любила своих родителей, но особенно привязалась к деду. Старик часто рассказывал ей о трудной жизни кочевников, знакомил внучку - непоседу с животным и растительным миром степи.

День за днем вставало красное солнце, предвещая хорошую погоду, пели жаворонки, стрекотали кузнечики.

Но однажды наступила засуха. Уже второй месяц не было дождей, травы высыхали, скотина худела. Нужно было срочно перебираться на другие места. Как-то  утром Актжарку разбудили взволнованные голоса взрослых - заболел ее любимый дедушка. И везти его в эти трудные дни было нельзя – слишком стар. Как же быть? Начался падеж скота, не хватало воды. На семейном совете решили оставить деда, а потом вернуться за ним. Приготовили продукты, воду для старика и отправились в путь. Вот тут-то и разыгралась трагедия. Актжарка ни за что не хотела расставаться с дедом. Все понимали, что оставлять ее  нельзя.  Просили, уговаривали, даже угрожали, но напрасно.  Внучка не оставила старика. Воды и продуктов было достаточно. Так прожили они почти все лето. Но беда не приходит одна. Постепенно запасы закончились, степь высохла, вода в реке ушла. Засуха творила свое черное дело. Все живое куда-то исчезло. Дед с горя совсем слег, просил пить. Обошла  девочка кочевье вдоль и поперек - нет воды, и негде взять... У Актжарки сердце кровью обливалось, когда она смотрела на больного деда. Как помочь ему? Что делать? Побежала  на берег высохшей реки, стала молиться, горько рыдая. И сжалился Всемогущий над  девочкой.

Там, где упала горючая слезинка, вдруг забил родничок, где упала вторая - еще один. От счастья  Актжарка не знала, что делать. Сначала вдоволь напоила деда, вывела его на берег спасительницы. Обессиленный старик,  с трудом улыбаясь, сказал: «Якши Актжарка».

Когда приехали родственники, то удивились, увидев ожившую речку. Снова запели птицы, застрекотали кузнечики. Степь постепенно оживала.

С тех самых пор стали  называть речку – спасительницу «Якши Актжарка». Со временем слово «якши» отпало, и осталось одно – «Актжарка».  

Записано со слов старожила Давлеталинова Умбета Айсаутовича, переработано Щукиной Раисой Евлампиевной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВКА К ГИА Из опыта работы учителя математики МБОУ «Шибашская СОШ» Ахметзяновой Г.И.

Подготовка к письменному экзамену по алгебре в 9 классе в новой форме государственной итоговой аттестации имеет множество мнений и предложений.Основное назначение новой системы итоговой аттестации – в...

Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)

Информация из опыта работы о сложившейся системе подготовки обучающихся 10 - 11 классов к единому государственному экзамену по математике в сельской малокомплектной школе. Презентация - сопровождение ...

Подготовка к ЕГЭ. Из опыта работы

Выступление на МО СВАО...

Подготовка к экзамену (из опыта работы)

Из опыта работы как готовить к выпускному экзамену....

Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Из опыта работы»

Непосредственным результатом проведения экзамена в форме ЕГЭ является его влияние на качество обучения. Выявление слабых сторон в знаниях и умениях учащихся, анализ их причин помогает скорректировать ...

Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)

В математики нет царских путей. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, нужно пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины,  нам  вместе с учениками нужно п...

Подготовка к ЕГЭ (из опыта работы)

В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к ...