Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Из опыта работы»
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Горкунова Марина Петровна
Непосредственным результатом проведения экзамена в форме ЕГЭ является его влияние на качество обучения. Выявление слабых сторон в знаниях и умениях учащихся, анализ их причин помогает скорректировать организацию учебного процесса, определить основные направления совершенствования содержания и методики обучения предмету. Чтобы написать ЕГЭ по обществознанию на максимально возможный балл, необходимы комплексные знания по всем содержательным линиям курса и целый ряд специальных умений по осуществлению познавательной деятельности. При этом результаты выполнения заданий на все эти виды деятельности находятся в зависимости от освоения того или иного предметного содержания, на котором каждое задание выполняется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc32 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Областной методический семинар «Достижение современного качества школьного обществоведческого образования в условиях ГИА и ЕГЭ»

Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Из опыта работы»

Автор: Горкунова Марина Петровна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №6

347874 г. Гуково, Ростовская обл.,

ул. Суворова 10а

(86361) 3-82-84

Непосредственным результатом проведения экзамена в форме ЕГЭ является его влияние на качество обучения. Выявление слабых сторон в знаниях и умениях учащихся, анализ их причин помогает скорректировать организацию учебного процесса, определить основные направления совершенствования содержания и методики обучения предмету. Чтобы написать ЕГЭ по обществознанию на максимально возможный балл, необходимы комплексные знания по всем содержательным линиям курса и целый ряд специальных умений по осуществлению познавательной деятельности. При этом результаты выполнения заданий на все эти виды деятельности находятся в зависимости от освоения того или иного предметного содержания, на котором каждое задание выполняется.

В процессе обучения осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя. Одним из важных звеньев этого процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированных  у учащихся умений, знаний на том или ином этапе процесса обучения.

В своей педагогической деятельности  применяю инновационные  методы оценивания качества образования. Ведь если оценочную деятельность учителя  рассматривать  с позиций личностно-ориентированного образования, то она заключается в сравнении результатов, умений каждого учащегося с его  прошлыми результатами, в определении, таким образом, его интеллектуального развития. Именно поэтому на протяжении  ряда лет  в рамках экспериментальной работы веду апробацию рейтинговой системы оценки качества обученности.

Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах: контрольные работы, тестовые работы, защита рефератов, докладов, проектов. Я использую рейтинговую систему оценки при подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации. При работе с контрольно-измерительными материалами учащиеся знают, что каждому отдельному заданию в целом и его частям присваивается определенный балльный вес. Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу. Подсчет максимально возможного количества баллов производится, исходя из количества занятий, путем суммирования баллов. Ребенок получает удовлетворение от работы, что ведёт к таким  позитивным моментам:

- переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

- появляется желание вновь достичь хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость успеха;

- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

В зависимости от цели урока, технологии или от цели проверки могут применяться различные методы и формы проверки знаний. Чаще всего я использую проверку с помощью заданий тестового типа. Тесты могут быть разного типа:

1. тесты со свободным ответом (открытые тесты);

2. тесты с выбором ответа (вопросы закрытого типа).

Тесты первого типа требуют от учащихся самостоятельного формулирования краткого ответа на вопрос, или заполнения пропуска в предложении, или завершения предложения. Тесты второго типа представляют собой вопрос с набором ответов к нему, из которых учащиеся выбирают правильный  и полный  ответ. Тесты могут быть альтернативными, множественными  и перекрестного выбора.

При организации учебных занятий  на основе модульно-блочного обучения проверка достижений учащихся осуществляется  с учётом разных уровней. И отработочные задания, и итоговые проверочные работы учитывают обязательный, расширенный и углубленный уровни.

В ходе подготовки к ЕГЭ  на уроках и во внеурочное время я использую компьютерное тестирование, что позволяют на только проследить результаты обучения, но и вернуться к плохо изученным вопросам курса.

С помощью тематического и текущего контроля полезно систематически фиксировать продвижение отдельных учащихся по пути достижения зафиксированных на нормативном уровне требований к их знаниям и умениям. Тематические проверочные работы, построенные по модели единого экзамена, позволят учителю и ученику увидеть слабые и сильные стороны обществоведческой подготовки. Это, в свою очередь, помогает выстроить образовательную траекторию для каждого ученика: определить те вопросы курса, которые освоены недостаточно, наметить направления учебной деятельности, способствующие ликвидации пробелов.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ОБЩЕСТВО»

В содержательной линии «Общество» представлены девять основных позиций. Назовем и кратко охарактеризуем их:

  1. общество как динамичная система (понятия «общество», «система», «динамичная система», признаки общества как динамичной системы);
  2. общество и природа (понятие об обществе как о выделившейся из природы, но тесно связанной с ней части материального мира, о формах взаимодействия общества и природы);
  3. общество и культура (понятие о культуре как о «второй природе», культура как социальное явление, порождение общества);
  4. взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества (представление об обществе как о системе, состоящей из ряда подсистем или сфер, понимание общественной жизни как процесса и результата взаимодействия основных сфер);
  5. важнейшие институты общества (понятие «институт общества», важнейшие институты — государство, право, церковь, наука, образование, семья и др.);
  6. многообразие путей и форм общественного развития (исторические типы общества — традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество; эволюция и революция, реформы и революция);
  7. проблема общественного прогресса (проблема направленности общественного развития, понятия о прогрессе, регрессе, циклическом развитии, критерии прогресса и его противоречия);
  8. целостность современного мира, его противоречия (факторы целостности и многообразия современного мира);
  9. глобальные проблемы человечества (понятие «глобальные проблемы», их особенности, характеристика отдельных глобальных проблем).

Задания 1 - 14

Позиция кодификатора:

 «Системное строение общества: элементы и подсистемы»

Тип заданий: задания с выбором ответа

Разновидность заданий: задания, состоящие из вопроса и 4-х вариантов ответа, из которых только один правильный

Проверяемый уровень знаний: базовый

Место заданий в структуре работы: часть А

  1. Общество – это
  1. направленное развитие от менее совершенного к более совершенного
  2. способы взаимодействия и формы объединения людей
  3. часть природы
  4. материальный мир в целом
  1. Выделяя основные элементы общества их взаимодействие учёные характеризуют общество как
  1. систему
  2. часть природы
  3. материальный мир
  4. цивилизацию
  1. Обществом в широком смысле называют
  1. исторический этап в развитии человечества
  2. группу людей, объединившихся для взаимопомощи и поддержки
  3. все формы объединения людей в процессе производственной деятельности
  4. все способы взаимодействия людей и формы их объединения
  1. Что из нижеприведённого характеризует общество как систему?
  1. обособление от природы
  2. постоянное развитие
  3. сохранение связи с природой
  4. наличие сфер и институтов
  1. Какой из признаков характеризует общество как систему?
  1. обособление от природы
  2. часть материального мира
  3. способы взаимодействия с природой
  4. сохранение связи с природой
  1. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как
  1. динамичную систему
  2. часть природы
  3. весь материальный мир
  4. не подверженную изменениям систему
  1. Понятие «общество» включает в себя:
  1. природную среду обитания
  2. формы объединения людей
  3. принцип изменчивости элементов
  4. окружающий мир
  1. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?
  1. экономическую
  2. социальную
  3. политическую
  4. духовную
  1. В современном обществе основное место занимают «средние слои». Именно они проявляют наибольшую активность в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества над деятельностью властей. Данный пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни
  1. социальной и политической
  2. духовной и политической
  3. духовной и экономической
  4. социальной и духовной
  1.  Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
  1. экономической и социальной
  2. социальной и духовной
  3. экономической и духовной
  4. политической и экономической

Позиция кодификатора:

 «Системное строение общества: элементы и подсистемы»

Тип заданий: задания с выбором ответа

Разновидность заданий: задания, предлагающие для анализа два суждения

Проверяемый уровень знаний: повышенный

Место заданий в структуре работы: часть А

  1.  Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой часть материального мира.

Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать и отмирать старые элементы.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Б. Общество можно определить как целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.

  1.  Верны ли суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

  1. Верны ли суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Спад производства вызывает снижение жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

Задания 15 - 24

Позиция кодификатора:

 «Многовариантность общественного развития»

Тип заданий: задания с выбором ответа

Разновидность заданий: задания, состоящие из вопроса и 4-х вариантов ответа, из которых только один правильный

Проверяемый уровень знаний: базовый

Место заданий в структуре работы: часть А

  1.  Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
  1. формированием рыночной экономики
  2. ограничением социальной мобильности
  3. развитием средств массовой коммуникации
  4. организацией фабричного производства
  1.  Какой признак относится к индустриальному обществу
  1. ведущая роль сельского хозяйства
  2. преобладание промышленности
  3. слабый уровень разделения труда
  4. решающее значение сферы услуг в экономике
  1.  Для традиционного общества характерно
  1. длительное существование общины
  2. широкое участие народа в общественной жизни
  3. занятие основной массы населения в сфере услуг
  4. признание в качестве главной ценности прав и свобод личности
  1.  Для традиционного общества характерным является
  1. признание ценности человеческой личности
  2. динамичное развитие
  3. значительная роль религии
  4. индустриальное производство

  1.  При переходе от традиционного общества к индустриальному
  1. упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью
  2. возросло значение науки и образование
  3. усилились сословные различия
  4. возросло значение коммуникативных ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы
  1. Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственности - характерные черты общества
  1. традиционного
  2. вступающего в эпоху промышленной революции
  3. индустриального
  4. постиндустриального
  1. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?
  1. основу хозяйства страны составляет аграрное производство
  1. в стране проживает многонациональное население.
  2. слабо развита сеть услуг.
  3. верховная власть в стране передается по наследству
  1.  Страна Z с населением в 20 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о принадлежности Z к обществам индустриального типа?
  1. в стране высокая социальная мобильность
  2. в стране проживает многонациональное население
  3. в стране активно развивается народная культура
  4. верховная власть передаётся по наследству
  1. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
  1. аграрный тип общества
  2. неразвитость институтов частной собственности
  3. особая ценность человеческой индивидуальности
  4. преобладание коллективистских форм сознания

Позиция кодификатора:

 «Многовариантность общественного развития»

Тип заданий: задания с выбором ответа

Разновидность заданий: задания, предлагающие для анализа два суждения

Проверяемый уровень знаний: повышенный

Место заданий в структуре работы: часть А

  1.  Верны ли суждения о путях и формах общественного развития?

А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.

Б. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений ещё не сложилось, его место занимали неписанные традиции и обычаи.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

Задания 25 - 34

Позиция кодификатора:

 «Понятие общественного прогресса»

Тип заданий: задания с выбором ответа

Разновидность заданий: задания, состоящие из вопроса и 4-х вариантов ответа, из которых только один правильный

Проверяемый уровень знаний: базовый

Место заданий в структуре работы: часть А

  1. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется …
  1. прогрессом
  2. революцией
  3. эволюцией
  4. регрессом
  1. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, - это
  1. реформа
  2. контрреволюция
  3. эволюция
  4. революция
  1. Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества, как
  1. регрессе
  2. циклическом круговороте
  3. прогрессе
  4. не имеющем направления прогрессе

  1. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер
  1. изобретение письменности
  2. успехов в освоении космического пространства
  3. отмирании обычая кровной мести
  4. учения о разделении властей
  1. С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер
  1. отказа от смертной казни за совершение преступлений
  2. успехов в освоении космического пространства
  3. сглаживания социального неравенства в обществе
  4. формирования гражданского общества
  1. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является
  1. скачкообразность перемен
  2. революционный характер изменений
  3. постепенность процессов
  4. необратимость процессов
  1. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, - это
  1. социальная стратификация
  2. общественный прогресс
  3. социальная адаптация
  4. общественная мобильность
  1. Развитие общества, для которого характерен переход от менее совершенных форм организации к более совершенным, - это
  1. социальная стратификация
  2. общественный прогресс
  3. социальная адаптация
  4. общественная мобильность
  1. Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает три других?
  1. поступательное развитие
  2. деградация
  3. общественный прогресс
  4. цикличность

Позиция кодификатора:

 «Понятие общественного прогресса»

Тип заданий: задания с выбором ответа

Разновидность заданий: задания, предлагающие для анализа два суждения

Проверяемый уровень знаний: повышенный

Место заданий в структуре работы: часть А

  1. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития.

Б. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

Задания 35 - 40

Позиция кодификатора:

 «Угрозы XXI века (глобальные проблемы)»

Тип заданий: задания с выбором ответа

Разновидность заданий: задания, состоящие из вопроса и 4-х вариантов ответа, из которых только один правильный

Проверяемый уровень знаний: базовый

Место заданий в структуре работы: часть А

  1. Что является глобальной экологической проблемой?
  1. Опасность распространения ядерного оружия
  2. Ухудшение здоровья людей
  3. Перенаселение ряда регионов
  4. Исчезновение многих видов животных и растений
  1. Какой признак характеризует демографические процессы в современных западных обществах?
  1. высокая детская смертность
  2. высокая продолжительность жизни
  3. высокая рождаемость
  4. низкое качество жизни
  1. К глобальным демографическим проблемам относится
  1. неравный допуск к ограниченным природным ресурсам
  2. загрязнение природной среды отходами деятельности человека
  3. крайняя перенаселённость стран «третьего мира»
  4. сокращение биологического разнообразия

Позиция кодификатора:

 «Угрозы XXI века (глобальные проблемы)»

Тип заданий: задания с выбором ответа

Разновидность заданий: задания, предлагающие для анализа два суждения

Проверяемый уровень знаний: повышенный

Место заданий в структуре работы: часть А

  1. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Сегодня существует угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно ограничить рост потребления.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

  1. Верны ли суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

  1. Верны ли суждения о глобальных проблемах?

А. Все глобальные проблемы взаимосвязаны.

Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик современного общества.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

Часть В

Разновидность заданий: задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице

Проверяемый уровень знаний: базовый

Место заданий в структуре работы: часть В

В1. Задания 41 - 46

  1. Какое слово пропущено в схеме?

  1. Какое слово пропущено в схеме?

  1. Какое слово пропущено в схеме?

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Тип общества

Основа производства

Земля и ручной труд

Индустриальное

Промышленное производство

Постиндустриальное

Знания, информация

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: соотнесение видовых понятий с родовыми 

Проверяемый уровень знаний: базовый

Место заданий в структуре работы: часть В

В2. Задания 47 - 48

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».
  1. Семья; 2) бизнес; 3) наука; 4) акция; 5) налоги; 6) право

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «политический институт».
  1. Партии; 2) общественные движения; 3) семья; 4) гражданское общество; 5) избирательная система; 6) бизнес

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: классификация путем установления соответствия

Проверяемый уровень знаний: базовый

Место заданий в структуре работы: часть В

В3. Задания 49 - 51

В3. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

49.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) государство

Б) семья

В) банковская система

Г) образование

1) социальная

2) духовная

3) политическая

4) экономическая

50.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ОБЩЕСТВА

А) сословная структура общества

Б) серийное производство товаров массового потребления

В) низкая социальная мобильность

Г) ведущая роль информации в жизни общества

1) аграрное

2) индустриальное

3) постиндустриальное

51.

ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

НАУКИ

А) поведение человека

Б) власть в обществе

В) производство и обмен

Г) структура общества

1) экономика

2) социология

3) политология

4) психология

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка

Проверяемый уровень знаний: повышенный

Место заданий в структуре работы: часть В

В4. Задания 52 - 57

52. Найдите в приведённом ниже списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. обособление от природы
  2. отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
  3. способность к самоорганизации и саморазвитию
  4. выделение из материального мира
  5. постоянные изменения
  6. возможность деградации отдельных элементов

53. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и обведите цифры под которыми они указаны.

  1. дифференциация
  2. эволюция
  3. мобильность
  4. стратификация
  5. революция

54. Найдите в приведённом ниже списке проявления экономической сферы общественной жизни и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. инфляция
  2. победа на выборах оппозиционной партии
  3. митинг в защиту конституции
  4. снижение темпов промышленного роста
  5. введение налога с продаж
  6. учредительный съезд партии

55. Найдите в приведённом ниже списке политические институты общественной жизни и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. общественно-политические движения
  2. политические партии
  3. политическая культура
  4. политические нормы
  5. государство

56. Найдите в приведённом ниже списке характерные черты традиционного общества и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. преобладание промышленности
  2. активное участие церкви в жизни общества
  3. партнёрская семья
  4. аграрно-сырьевой характер хозяйства
  5. широкое распространение наукоёмких технологий

57.Найдите в приведённом ниже списке проявления глобальных проблем и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. истощение плодородного слоя почвы
  2. сокращение запасов пресной воды
  3. спад производства
  4. увеличение задолженности развивающихся стран развитым
  5. кризис финансовой системы
  6. рост числа региональных вооружённых конфликтов

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: дифференциация в социальной информации фактов и мнений

Проверяемый уровень знаний: базовый

Место заданий в структуре работы: часть В

В5. Задания 58 - 59

58. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого обозначено  определённой буквой.

(1)Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (2)По официальным сведениям на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (З)Проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (4)Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

59. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб - международную неправительственную организацию, цель которой - изучение проблем современного мира. (Б)Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (В)В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Г)В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту

Проверяемый уровень знаний: повышенный

Место заданий в структуре работы: часть В

В6. Задания 60 - 61

60. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как  _________(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются _________ (Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую,
социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую __________(В) общества. ____________ (Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________(Д),   а   также   управление  совместной __________ (Е) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) целостность

2) система

3) общество

4) социальные блага

5) сфера

6) производство

7) культура

8) социальные институты

9) деятельность

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е

61. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«__________ (А) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы  ________ (Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве,   распространяется  __________ (В).   Глобализация ___________ (Г) процесс, оказывающий как- позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________(Д) общества, с другой  - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ___________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

А) диалог культур        

Б) разделение труда      

В) обществу        

Г)  глобализация        

Д) противоречивый

Е) массовая культура

Ж)сельское хозяйство

3) информационное

И) компьютер

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка

Проверяемый уровень знаний: повышенный

Место заданий в структуре работы: часть В

В7. Задание 62

62. Найдите в современном списке черты общества как динамичной системы.

  1. выделение из материального мира
  2. постоянные изменения
  3. возможность деградации отдельных элементов
  4. обособление от природы
  5. способность к самоорганизации и саморазвитию
  6. отсутствие взаимосвязи систем и общественных институтов

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне

Проверяемый уровень знаний: базовый

Место заданий в структуре работы: часть В

В8. Задание 63

63. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда

  1. структура
  2. стратификация
  3. элемент
  4. социальная статика
  5. социальное неравенство

Часть С

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: задания на анализ источников

Проверяемый уровень знаний: высокий

Место заданий в структуре работы: часть III

C 1 – 4

Мне  представляется,  что   сегодня,  когда  человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим ученым Н.Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге...

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами,    даже    с    нерефлексируемыми    и    «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идет ... о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В. А. Лекторский)

С1. Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чем он видит сущность этого нового понимания?

С2. Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

С3.Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

С4. Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чем могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнеров. (Сначала назовите партнера, с которым устанавливаются партнерские отношения, а потом выскажите предположение.)

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте

Проверяемый уровень знаний: высокий

Место заданий в структуре работы: часть III

С5. Приведите три примера глобализации в современном мире.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «глобализация»? Составьте два предложения, раскрывающих особенности данного процесса в современном обществе.

С5. Ученые полагают, что социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах

Проверяемый уровень знаний: высокий

Место заданий в структуре работы: часть III

С6. Назовите основные сферы общественной жизни. Приведите  примеры собственной деятельности в каждой из них.

С6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: задание-задача

Проверяемый уровень знаний: высокий

Место заданий в структуре работы: часть III

С7.Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране?»

Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответов

Влияют (% от числа опрошенных)

на мою жизнь

на жизнь страны

Президентские выборы

23

54

Парламентские выборы

4

I1

Выборы в законодательные собрания регионов

5

3

Выборы в органы местного самоуправления

27

10

Никакие не влияют

20

12

Все влияют

7

3

Затрудняюсь ответить

14

7

Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.

С7. По данным ООН. в мире около 113 млн. детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн. человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн. человек - в странах Южной и Юго-Восточной Азии: 42,3 млн. человек - в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Тип заданий: задания с кратким ответом

Разновидность заданий:  задания на различное содержание в разных вариантах: задание на составление плана доклада по определённой теме

Проверяемый уровень знаний: высокий

Место заданий в структуре работы: часть III

С8. Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

С8. Вам поручено написать статью в школьную стенгазету по проблеме «Общественный прогресс». Составьте план в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

С9. Охват всего содержания темами, предлагаемыми на выбор: альтернативное задание, предполагающее написание эссе

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)
«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (Карл Краус)
"Наши взгляды как часы - все показывают разное время, но каждый верит только свои"
«Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что они в ней создаются». (Б. Теплов)
«Объявить себя гением легче всего по радио». Дон Аминадо
«Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон.
«Без многого может обойтись человек, только не без человека» (Л. Берне)
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают». (А.Г.Асмолов)
«Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н.Леонтьев)
Методическое объединение учителей истории и обществознания г. Гуково

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

подготовила

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №6 г.Гуково

Горкунова М.П.

        2012-2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ.(Из опыта работы Щукиной Р.Е.)

Данная статья знакомит с опытом работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Учитель начинает занятия с входной диагностики....

ПОДГОТОВКА К ГИА Из опыта работы учителя математики МБОУ «Шибашская СОШ» Ахметзяновой Г.И.

Подготовка к письменному экзамену по алгебре в 9 классе в новой форме государственной итоговой аттестации имеет множество мнений и предложений.Основное назначение новой системы итоговой аттестации – в...

Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)

Информация из опыта работы о сложившейся системе подготовки обучающихся 10 - 11 классов к единому государственному экзамену по математике в сельской малокомплектной школе. Презентация - сопровождение ...

Подготовка к ЕГЭ. Из опыта работы

Выступление на МО СВАО...

Подготовка к экзамену (из опыта работы)

Из опыта работы как готовить к выпускному экзамену....

Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)

В математики нет царских путей. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, нужно пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины,  нам  вместе с учениками нужно п...

Подготовка к ЕГЭ (из опыта работы)

В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к ...