"Чтобы душа жива была..."
статья по русскому языку (10 класс) по теме

Урок -мастерская по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostoevskiy_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение письма « Ну сколько можно мозги пудрить! Читайте, читайте, читайте…. Что читать? Классику, что ли? Сейчас время сильных. Крутиться надо. Пока метаться будешь, другие затопчут! Кому нужны эти метания души!

    Из литературы помню одного Раскольникова. Прав был, сильные всё могут, а слабым нет места под солнцем!»

Газета «Ва – банк», март, 2009 год, ученик 11 класса

ТЕМА:                    «Чтобы душа была жива…»

Цели урока:

  1. Учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через анализ эпизодов, осознание роли художественной детали, антитезы, лексического повтора;
  2. Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения;
  3. Воспитывать чувство сострадания к ближнему, уважение к гуманным заповедям, стремление к сохранению нравственных законов в себе, неприятию насилия во всех его идейных проявлениях;

Цели урока:
* воспитательная - убедить детей на примере повести в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным;
* образовательная - систематизировать знания учащихся о повести, исследовав роль сквозного образа шинели в произведении; раскрыть символический смысл образа шинели, связав его с замыслом автора;
* развивающая - сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях; развить образно-ассоциативные способности детей, показав близость между словесным и зрительным образами.

Задание к уроку:

  1. Знать содержание романа «Преступление и наказание»;
  2. Перечитать эпизод «Разговор студента и офицера, подслушанный Раскольниковым».
  3. Перечитать теорию Раскольникова

Ход урока:

1. Письмо  

1.Организационный и мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите  друг на друга и на наших гостей. Улыбнитесь. У нас с вами все сегодня получится. Желаю вам успеха.

Слово учителя. Родион Раскольников.  «Родя» - так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»

«И что-то случилось с человеком, когда он берет топор и идет на дело. А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу!»

Как не допустить катастрофы? О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива? Об этом мы сегодня должны задуматься. О чем предупреждает нас автор романа «Преступление и наказание»?

2.  Индуктор: Закройте глаза, прислушайтесь к музыке и своим ощущениям,….. к словам…. Говорят, что когда рождается человек, к нему на плечи опускается два ангела, которые сопровождают его в течение всей жизни. Один светлый. Другой – темный. Один шепчет все время человеку:  «Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно». Другой злобно ухмыляется: «Зачем тебе это, что ты с этого будешь иметь?»  Прислушайтесь, что шепчут вам Ваши ангелы.

Откройте глаза. Перед Вами листочки со схематичным изображением человека. Вспомните, какие слова звучали в Вас, запишите их. Это могут быть  фразы, словосочетания,  просто отдельные слова различных частей речи. Пишите не останавливаясь, слушайте не разум, а внутренний голос. Ведь он есть в каждом из нас, только мы ему не всегда разрешаем вырваться наружу. Пишем, пишем……..

А теперь попробуйте эти слова сгруппировать по темам, смыслам;  выберите в каждой группе главное смысловое слово,  запишите его рядом с группой.

3 Афиширование

- Произнесите эти  слова. Пусть они обретут звучание.

4.   Мы сегодня обращались к герою произведения Федора Михайловича Достоевского Раскольникову.

- А   кого послушал Раскольников?   -  Какого ангела услышал?  Какие слова звучали в нем?  Обсудите это в группах.  Запишите кратко. Пусть Вас не смущает то, что это не будут связные предложения. Наберите побольше материала.

5. А что стало результатом раздумий героя, борьбы в нем двух ангелов? (ТЕОРИЯ)

5.  Выберите самые весомые на Ваш взгляд слова из теории Раскольникова,  а может быть и из тех, которые вы написали раннее и обсудили в группах.  На чем базируется теория героя. У Вас на столах макеты, пишите прямо на них.  

6. Обсудите в группах, какие смысловые моменты самые важные для  понимания сущности характера Раскольникова, его поступка. Выберите  главные и озвучьте от группы. Почему именно эти слова Вы выделили.

7 Афиширование. Ребята выходят к доске, говорят и оставляют макеты (приклеить на доске) Как много переживаний, чувств, поисков мысли. Ради чего в сознании Раскольникова существует именно эта теория? (Ради оправдания собственных темных мыслей)

  1. Мы с Вами прочитали небольшой отрывок из романа. Текст – это душа пишущего.  Это то, что продумано, прочувствовано. Когда читаем, слышим мысли, а когда видим? Что слышим? Я не ошиблась, что слышим?

( Иллюстрации -  это  отражение ощущений,  помноженное на мироощущение, мировоззрение, личностное отношение, сиюминутное настроение……. )

  1. Многие считают, что одним из величайших произведений живописи прошлого века было полотно художника Ильи Глазунова «Мистерия 20 века», в котором нашли отражения все события века минувшего. Вам предложены 4 репродукции. Попробуйте определить, какая из них и  называется «мистерия 20 века», расположите ее посередине листа, а вокруг создайте коллаж, пусть это будет наша  Мистерия 21 века или это получится Мистерия по мотивам произведений Достоевского?

У вас на столах  материалы, пока он не одухотворен вашими чувствами. Заставьте ЭТО говорить, соединив мысли Достоевского  ( великого психолога) и ощущения  молодого человека 21 века – ВАШИ ощущения!

Работа над составлением МИСТЕРИИ 21 века.  МИСТЕРИЯ – СРЕДНЕВЕКоВАЯ  драма на библейские темы.  Вспомните как пронизаны страницы романа Достоевского библейскими мотивами. (Не убий! Воскрешение Лазаря)

  1.  Афиширование. Представление своих работ и несколько слов, почему так именно вы отобрали материал.
  2.   Мир наш – это драма. Жизнь – это драма. А что  есть драма? (три значения ). А выбор человека –это ли не драма!!!!!!!!!!!! Вспомните великого Шекспира:  «Быть или не быть – вот в чем вопрос! Смириться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье……»  

А Достоевский…….?

А Раскольником….?

А мы….?

А человечество….?

Всмотритесь в картины  Глазунова. Каким образом они переплетаются с творчеством Ф.М. Достоевского?   Глаза! Лица…. Люди …Судьбы…

  1.   По решению ЮНЕСКО,  ХХ век человеческой истории был объявлен веком, прошедшим  «под знаком Достоевского».

- Как? Что такое? Право на преступление? Но ведь не потому, что "заела среда"? - с каким-то даже испугом осведомился Разумихин.

- Нет, нет, не совсем потому, - ответил Порфирий. - Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь?

- Да как же это? Быть не может, чтобы так! - в недоумении бормотал Разумихин.

Раскольников усмехнулся опять. Он разом понял, в чем дело и на что его хотят натолкнуть; он помнил свою статью. Он решился принять вызов.

- Это не совсем так у меня, - начал он просто и скромно. - Впрочем, признаюсь, вы почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно... (Ему точно приятно было согласиться, что совершенно верно.) Разница единственно в том, что я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите. Мне кажется даже, что такую статью и в печать бы не пропустили. Я просто-запросто намекнул, что "необыкновенный" человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя …>Далее, помнится мне, я развиваю в моей статье, что все... ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а помоему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенный, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление. (Вы припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось.) Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает <…> и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется <…>. Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют, и - да здравствует вековечная война, - до Нового Иерусалима, разумеется!

- Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?

- Верую, - твердо отвечал Раскольников; говоря это и в продолжение всей длинной тирады своей, он смотрел в землю, выбрав себе точку на ковре.

Не так давно в  Санкт - Петербурге была осуществлена акция вандалов. Подростки осквернили памятники  погибших во время блокады ленинградцев. Нарисовали свастику, а на одном из памятников написали: «Родя, ты был прав!» Новоявленные Раскольниковы возмечтали о новом реванше. Что недопоняли подростки в чудовищной теории о праве на кровь? Читали ли они роман? Помнят ли о собственной душе? Дошло ли до них предупреждающее слово писателя?

А помните SMSку: « Ну сколько можно мозги пудрить! Читайте, читайте, читайте…. Что читать? Классику, что ли? Сейчас время сильных. Крутиться надо. Пока метаться будешь, другие затопчут! Кому нужны эти метания души!

    Из литературы помню одного Раскольникова. Прав был, сильные всё могут, а слабым нет места под солнцем!»

-  Напишите свой ответ автору письма. У Вас есть 5 минут  . Должен получиться небольшой связный текст.

Афиширование.  Прочитайте то, что вы написали……

Домашнее задание: дома Вам предстоит написать сочинение  на тему:                    «Чтобы душа была жива…» (Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» -   роман – предупреждение)

«Панель» На доске слова:

«Жизнь прожить и самого себя в себе найти»  

Ф.М.Достоевский

Я предлагаю Вам выйти в наш импровизированный круг и поразмышлять  вслух над словами. Кто хочет высказаться, тот выходит. С места добавлять нельзя!

РЕФЛЕКСИЯ:

- О чем я молчал на мастерской?

- Какие вопросы родились у Вас во время мастерской?

- Что было необычным на уроке?

- Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке?