Чтобы учёба не была в тягость…
методическая разработка по теме

Иванова Ольга Владимировна

Методическая разработка в помощь родителям, затрудняющимся в организации выполнения детьми домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы учёба не была в тягость…

Отчего дети иногда плохо усваивают школьную программу? А именно: бывают невнимательны, рассеяны, ленятся и.т.д. Главный фактор – это отсутствие интереса к учебе. Ведь если человека не интересует какая то область деятельности, то он не будет заниматься этой деятельностью, или будет делать её без удовольствия кое-как, в том числе будет совершать ошибки. Необходимо отметить, что интерес – это преобладания внимания. То есть, чем больше внимания – тем больше интерес, и наоборот соответственно. Причины снижения мотивации могут быть различными: недостатки в развитии познавательных интересов, педагогическая запущенность, индивидуальные особенности ребенка, интеллектуальная пассивность и т.п. Зачастую ребята просто не хотят учиться. Многие педагоги сразу зачисляют таких учеников в разряд «бесперспективных», уделяя им минимум внимания. Это огромная педагогическая ошибка.

Предлагаю несколько советов для улучшения учебной мотивации младших школьников:

1.Формировать позитив

«Я верю, ты справишься» – это главная установка взрослых. Поощряйте успехи: «Молодец, сегодня три буквы написал красиво, а завтра будет уже четыре». Негативная оценка окружающих, и особенно родителей, может лишить детей уверенности в своих силах, а в результате и желания учиться.

2.Заинтересовать

Интерес – основная мотивация для учёбы. Он поддерживается участием в жизни ребёнка: важно не то, какую он получил оценку и доволен ли учитель, а то, доволен ли сам ребёнок и что интересного он узнал. Давайте широкую ориентировку, расскажите детям, для чего пригодится тот или иной предмет. Лучше говорить не про отдалённое будущее (поступление в институт до старшей школы – понятие абстрактное), а более понятных на сегодняшний день вещах: «Зачем рисовать эти кружочки и палочки?» – «Чтобы научиться писать буквы».

3. Организовать работу

Чтобы переключиться со школьной жизни на домашний режим, требуется отдых от 45 минут до 2 часов. Переключиться – не значит сидеть у телевизора или у компьютера. Лучше подольше пройтись по улице после школы. На прогулке не забивайте голову ребёнка вопросами, можно задать лишь наводящие, и он сам всё расскажет. Оптимальное время подготовки уроков для младших школьников – с 15 до 17 часов. С возрастом время сдвигается. Обязательно делайте небольшие перерывы. Сначала через 15 минут, после 8 лет – через 30 минут. Объясните сыну или дочери, что готовить уроки лучше до 8 вечера не потому, что это ваша прихоть, а потому, что так устроен наш организм. Позже и времени потребуется больше, и выученный урок надолго не запомнится.

4.С чего начать

Начать домашнее задание лучше с самого трудного. Если мы откладываем решение трудностей, то психологически готовим себя к тому, что их тяжело преодолеть. Обсудите с ребёнком последовательность подготовки уроков, помогите организовать рабочее место. Убедитесь, что он приступил к заданиям, а дальше – его работа. Если домашние занятия превратятся в определённый ритуал (в одно время, в одном и том же месте), дети быстрее сосредоточатся и меньше времени на них потратят. Чем больше стандартизированы правила, тем проще их выполнять.

5.Концентрировать внимание

По каждому предмету хорошо иметь две тетради. Одну – для ребёнка, вторую – для взрослого. Тогда и работа совместная, а значит, интереснее, и результаты можно сравнивать. «Смотри, я делаю так, а ты как?» Причём во взрослой тетради можно и нужно делать ошибки, чтобы сын или дочь их нашли. В этом случае внимание максимально концентрируется.

6.Черновик

Он существует для того, чтобы потренироваться в написании особо сложной буквы, посчитать пример. Но делать уроки сначала начерно, а затем переписывать в другую тетрадь набело не стоит. Ребёнок устаёт и с каждым разом пишет всё хуже.

7.Ошибки

Не исправляйте их в ученической тетради. Это рабочий материал, в который вмешивается только учитель. Лучше заведите новую, общую для вас и ребёнка. Если заметили ошибку, предложите: «Поищи, что здесь не так. Не увидел? Тогда я напишу правильно в общей тетради, а ты сравни и исправь в своей». Прямое указание на недочёты лишает самокритичности, ребёнок ждёт указаний, а потом ещё и обижается.

8. Когда ослабить контроль?

Если ребёнок большую часть домашних заданий делает сам или требует самостоятельности, не контролируйте его постоянно, не стоит настаивать на ежедневной проверке уроков. Однако родительская заинтересованность не отменяется. Контроль может быть и косвенным. Проявляйте интерес к его работе, поинтересуйтесь: «О чём ты прочитал? По математике задали примеры или задачу? А по русскому фонетический разбор слова ещё нужен?». Особое внимание стоит уделить пятиклассникам. В этом возрасте отпускать ребёнка в самостоятельное плавание не стоит. Переход в среднюю школу, разные учителя – это дополнительный стресс, который влияет на успеваемость. Детям нужно помочь адаптироваться к новым условиям.

9.Практика

Психологи напоминают, что даже абсолютно здоровые дети в начальной школе способны внимательно слушать и спокойно сидеть 10 – 15 минут единовременно. Затем они отвлекаются. Взгляд, сконцентрированный на одной точке, усыпляет. Врачи рекомендуют периодически посмотреть в окно, расслабиться, переменить позу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы душа жива была..."

Урок -мастерская по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...

О вредных привычках расскажем наглядно, чтоб следовать им было вам неповадно!

Наглядное веселое представление для полного убеждения о вреде алкоголя...

Классный час в форме дискуссии "Хочу ли я чтобы моё будущее было связано с будущим Боханского района""

Предложенный материал содержит описание классного часа, построенного в форме дискуссии. Несмотря на то, что информация на основе которой построен классный час носит довольно узкий, краеведческий харак...

Памятка для родителей "Чтобы занятия дома были успешными"

Недостаточная осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости взаимодействия логопеда и родителей....

Внеклассное мероприятие по химии для 8-11 классов "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."

Мероприятие проводится в форме соревнования 4 команд. Цель мероприятия: расширение кругозора обучающихся, стимулирование мотивации к изучению химии через практическую работу, через занимательные опыты...

17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно.

Каждый учитель, использующий на уроках групповой метод работы, сталкивался с проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не по...