Городской конкурс эссе: "Учитель: предназначение, профессионализм, признание"
материал по русскому языку по теме

Шугаепова Рузалия Зафаровна

 Профессия  учителя - одна из  трудных. В последнее время в школе почти нет  молодых учителей, не помогают ни  повышение зарплаты, ни реформы в области образования.  Чтобы  работать учителем, надо очень сильно любить детей. Какие ещё качества нужны, чтобы быть успешным педагогом?  Автор работы делится своими мыслями, чувствами  относительно  своей профессии.

На конкурсе  за  эссе было присуждено 2 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodskoy_konkurs_tvorcheskih_rabot.doc407.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное учреждение  управление образования

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

       «Средняя общеобразовательная школа №6»

                

Дело  всей жизни

                                          Городской конкурс творческих работ (эссе)  

                          «Учитель: предназначение, профессионализм, признание»

                                                          Выполнила   Шугаепова  Рузалия Зафаровна,

                                   учитель русского языка и литературы

             МОУ «СОШ №6»,

                                                 категория - высшая, стаж работы – 39 лет

                                        г. Тында

                                          октябрь, 2011г.

Родители создают тело,

     учителя – душу.

         (Русская народная пословица).

Почему я выбрала трудную и подчас неблагодарную профессию

учителя?

              Хорошо училась в школе,  занималась гимнастикой, причём очень даже успешно. Успевала быть в гуще всех школьных  событий:  лидер во всех пионерских, а потом комсомольских делах; была  секретарём школьной комсомольской организации, у младших ребят  вожатой, устраивала диспуты, конференции.  В школе, в пионерском лагере,   в микрорайоне  помню себя в   окружении   ребят.   Мне  всегда доставляло удовольствие  постоянно что-то придумывать,  организовывать. Учителя отмечали  хорошие организаторские способности,  что  из меня может получиться хороший  педагог.  Но я никогда не мечтала   быть учителем.  Хотя   мне  очень повезло с преподавателями.  Школу я окончила  в 1970 году. Как это   было  давно!  Несмотря на это, я и сегодня могу  решить  уравнение по  математике,  задачу  по химии, доказать теорему  по геометрии, перевести   или  составить текст  на английском языке….  Вот   качество  обучения  того времени!  

В.П.Астафьев в автобиографическом очерке, с восхищением отзываясь о своем учителе И.Д.Рождественском, сибирском поэте, рассказывает, как тот однажды целый урок проговорил о слове «яр», раскрывая своим ученикам его тайны. И ученики не баловались, не шумели – им было интересно. Вот такой же способностью увлечь, поразить обыденным, на мой взгляд, обладали  и  мои  учителя. Они заставляли нас раскрывать свои скрытые резервы, способности, одним словом, двигаться вперед. А сколько тепла и заботы они излучали!  

После школы я  решила  стать   юристом.  В те годы девочке из рабочей семьи без денег и связей  поступить в Уфе, да ещё на юридический факультет было просто невозможно.  Не набрав нужное количество баллов,  решила  попытать счастья  в другом месте. Тогда  в стране  не хватало учителей,  особенно в сельской  местности.  Комсомольцев  направляли  работать  в село  сразу после  школы,  а образование получали  заочное.   В этом  была и какая-то романтика.  Так  я оказалась  в  селе  Рассвет,  где  пришлось   преподавать не только русский язык и литературу,  но и  математику, и  физическую культуру.  Помню, как  ко мне, вчерашней школьнице,  относились  с трепетом,  с  огромным уважением  жители села,   школьники,  коллеги.  Меня  просто  боготворили!    Так  я  определилась  с выбором профессии  и стала  учиться  в    педагогическом   институте   г.Стерлитамака.

  Для меня  учитель – эталон культуры, порядочности, пример для подражания. Это совершенно бескорыстный человек, который, несмотря на свои жизненные трудности, отдаёт свою жизнь, свою любовь, свои знания, всю свою душу детям, иногда ущемляя в этом  своих собственных детей и родных.

Я учитель! Учитель … слово-то какое! Учитель на всю жизнь запоминается людям как личность, как характер, как индивидуальность. Будущее народа в его руках, в его золотом сердце. По-моему, быть учителем – не только профессия, но и призвание. Ещё   Максим Горький говорил: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».  От веры учителя в возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его ученика.

Профессия учителя – дело всей жизни. И как мы её проживём, какой след оставим после себя — зависит от нас самих.

 Учитель играет важную роль в развитии общества. Его социальная функция состоит в том, что он выступает связующим звеном между историческим прошлым и будущим общества, носителем общественных ценностей. Профессиональная функция заключается в воспитании молодежи, формировании личности, подготовленной полноценно жить в современном обществе на основе принципов и норм гуманизма, признания приоритета общечеловеческих ценностей.

      Профессиональные качества учителя надстраиваются, как на фундаменте, на основе общечеловеческих свойств и качеств личности. Эти качества включают такие компоненты: общая и педагогическая эрудиция, педагогическая диагностика, педагогическая технология и научно-исследовательская работа по педагогике.

            Учитель лишь до тех пор соответствует своему высокому назначению, пока учится. К этому его побуждают пробелы в вузовской подготовке, а после— моральное старение прежних знаний, потребность в профессиональном росте. Складывается система непрерывной подготовки и послевузовского образования на основе трех этапов: до вуза, в вузе и после вуза. В последипломном профессиональном совершенствовании педагога главное место занимает самообразование, но есть и государственная система повышения квалификации. У учителя много возможностей повышения педагогического мастерства от учителя-стажера до “Заслуженного учителя республики”, а в служебном отношении — до министра. Эти возможности использует целеустремленный и волевой  педагог, у которого сформированы познавательный интерес и потребность, а также чувство новизны

 Учитель   находится в постоянном поиске, именно поэтому в течение всей своей педагогической деятельности я стараюсь найти те изюминки, интересные задания, нестандартные подходы, инновационные формы работы, которые помогут увидеть блеск ребячьих глаз, воспитать в них доброту, понимание, отзывчивость.

Учитель должен быть оптимистом, альтруистом, романтиком и авантюристом (в хорошем смысле этого слова). Ведь во все времена именно такие люди совершали научные и географические открытия, двигали вперед научно-технический прогресс и даже спасали цивилизации. К сожалению, часто сгорали раньше времени. Но без полной самоотдачи большие свершения невозможны. Пессимистам, циникам, скептикам в школе не место. Такие люди несут разрушение, а это недопустимо в воспитании и образовании подрастающего поколения. С уверенностью могу сказать, что среди своих коллег я не встречала людей равнодушных, черствых. Все душой болеют за каждого своего ученика, преданы своему делу. А если вдруг в какой-то момент у учителя и появилась пессимистическая нотка, так ведь это только от усталости. Сработала защитная реакция, чтобы не «сгореть», как сказочная птица феникс: ведь, к сожалению, среди нас нет волшебников, способных возрождаться из пепла.

Двадцать семь лет назад я переступила порог    школы №6  и с тех пор так и не смогла оставить  эти стены, которые стали для меня вторым домом. Сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне? Прекрасный,  дружный,  творческий коллектив школы №6? Грамотная, профессиональная администрация школы? » Да, безусловно!    А ещё  ощущение того, что я нужна этим детям. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, не вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Моя задача – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.  Диалектика жизни такова, что мир меняется, Он находится в непрерывном развитии. Чувствовать ритм времени, его запросы, успевать за его бегом, не останавливаться, не отставать, помочь детям принять и понять этот мир.  Именно  в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

           Перспективное развитие образования во многом зависит от эффективного использования в практике работы школы современных педагогических технологий.           Одним из актуальных направлений сегодня является личностно ориентированный образовательный процесс, который формирует и развивает самоценную личность школьника, реализующего себя в познании через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

          Доброта, милосердие, честность, порядочность, толерантность, любовь к Родине – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в детях на своих уроках. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. В этом и заключается моя педагогическая философия. А ещё  это и мой стиль отношений с учениками и родителями, коллегами, с людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать и душу, и энергию детям, коллегам. Понимать их, сопереживать вместе с ними.

          Ученик берет пример,  прежде всего, с самого учителя. Значит, я должна показать себя нравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя  как учителя. Учиться всю жизнь, учиться у детей, других учителей – моя главная цель.

         Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. К сожалению, такого рецепта не существует. Но как замечательно видеть горящие любопытством глаза, ожидающие чуда. Какое удовольствие испытываешь, видя, как твои ученики с легкостью справляются с трудными заданиями, с желанием принимают  участие  в различных  творческих конкурсах, с интересом занимаются исследовательской работой, ждут твоей оценки.

         Так пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, мною данные, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.

           Что важнее всего, без чего я  не могу обойтись?   Я живу, чтобы быть полезной, нужной обществу, моим ученикам, и мне очень хочется видеть ежедневно детские глаза, светящиеся от радости познания науки.

 Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,

 То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.

 И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости, невзгоды.

 И каждый твой урок, и твой совет ученики проносят через годы.

 Я  не жалею, что  когда-то выбрала нелегкий труд учителя. Мой педагогический стаж  - почти 40 лет,  из них  ни минуты сожаления о принятом когда-то решении поступить в педагогический  институт на филологический факультет. Мои ученики – победители Всероссийских, муниципальных олимпиад, конкурсов.  Выпустила  целый класс   медалистов. В 2008 году стала победителем конкурса лучших учителей РФ.

Работа в школе мне   доставляет истинное удовольствие,  на каникулах  начинаю скучать по детям, урокам.  

Я – учитель, говорю это с гордостью, я люблю свою профессию, потому что считаю, что нет на свете дела «лучше учителя в школе», нет большего счастья, чем дружба с ребенком.

У меня «вырастают крылья», когда  я читаю  вот такие  сообщения от своих  учеников  на  сайте «Одноклассники»:

Виктория Ковалёва

Здравствуйте! Огромное Вам спасибо за крепкий фундамент знаний по русскому языку, который очень мне помог при последующем обучении в другом городе. Я в новом классе всегда лучше всех занималась по этой дисциплине. Большое спасибо Вам, вы - настоящий УЧИТЕЛЬ. С наступающим праздником Вас! Желаю всего светлого и доброго!

Наталья Черненко

Роза Захаровна, поздравляю Вас ! Пусть этот день будет самым большим праздником в вашей жизни, ведь стольким вы отдали частицу своего сердца, передали свои знания. Самая большая благодарность учителю - радостные глаза ребят.  Спасибо вам за ваше щедрое сердце !  

 

    30 авг.     Софья Рудакова

Роза Захаровна, Вы самый прекрасный человек в мире, Вы самый лучший учитель. Мы очень тепло Вас вспоминаем. Я благодарна судьбе, что у моей дочери и многих ребят такой талантливый педагог. Добра Вашему дому.

Денис Добжинский

Полностью с вами согласен!!)

Эльвира Величко (Мавзютова)

Подписываюсь под  каждым словом выше!!!!